Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»
материал на тему

Молодикова Татьяна Николаевна
Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 Место проведения: актовый зал Участники: преподаватели и студенты I. Открытие Молодикова Т.Н. Добрый день, участники общеколледжной конференции «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология». Участниками конференции являются директор Болховского педагогического колледжа Заслуженный учитель РФ Тамара Петровна Жирова, заместитель директора по учебно – производственной работе Татьяна Викторовна Нехорошева, заведующая отделениями «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Надежда Алексеевна Ермолаева, преподаватели и студенты. Предлагается регламент работы: конференцию провести в течение 1 часа, выступления до 6 минут. В качестве эпиграфа конференции предлагаю известные всем строки Антона Семёновича Макаренко: «Личность не воспитывается по частям, но создается всей суммой влияний, которым она подвергается». II. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология». Вступление Молодикова Т.Н. Уважаемые участники конференции! Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование, во –первых, общеучебных умений и навыков и, во – вторых, умений и навыков речевой деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Предметная область «Филология» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации представлена двумя образовательными компонентами «Русский язык как государственный» и «Язык и литература». Основными задачами образовательной области «Филология» являются: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» занимают ключевой место в современной образовательной парадигме. Как отмечается в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку: «Язык – явление уникальное: он является средством общения и воздействия на хранение и усвоение знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и первоосновой художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов». Из этого вытекает и воспитательная цель курса русского языка – развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры. Группа студентов 2 курса выясняла, почему русский язык является приоритетной дисциплиной в начальной школе. Выступления студентов. Студент: Готовясь к сегодняшней конференции, наша инициативная группа основательно поработала с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Учебным планом начального общего образования и рабочими программами учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», что позволило установить, что в системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Мы, студенты 2 курса, уже понимаем, что русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных программ. Наши исследования убедили нас в следующем: до начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпирическое овладение речью путём практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирования личностного ценностного отношения к слову. Я чётко поняла: изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Изучение курса предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе освоения курса «Русский язык» у младшего школьника формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; общеучебные интеллектуальные умения обобщать, классифицировать, переходить от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. Языковой материал формирует у младших школьников первоначальное представление о структуре русского языка и способствует усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся, служат решению практических задач общения и формирует навыки, определяющей языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. Студент: Я исследовала место предмета «Литературное чтение» в системе предметов общеобразовательной школы. Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников, он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию. А, следовательно, успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Очень важно, чтобы в начальных классах обучение чтению происходило на высокохудожественном материале. Анализируя хрестоматии по чтению, следует отметить, что в них включены произведения фольклора, «хрестоматийные» стихи и рассказы писателей – классиков А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и др. Духовно – нравственное и эстетическое содержание этих художественных произведений активно влияет на чувства, сознание и волю младшего школьника, способствует формированию их личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Юные читатели учатся соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, приобретают навыки доброжелательного сотрудничества. В пояснительной записке программы по литературному чтению отмечается, что важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Мы твердо убеждены, что курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно - образную природу художественного произведения, на отношения автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Молодикова Т.Н. Спасибо за выступления, в которых вы так умело раскрыли место предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в современной образовательной парадигме. II. Условия и возможности реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в области филологии. Молодикова Т.Н. На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Программы учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в значительной мере обеспечивается за счёт использования поискового, частично - поискового и проблемного методов обучения. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков младших школьников, по развитию творческих качеств личности имеет всегда дополнительный резерв. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования зафиксировано наличие двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: 80% и 20%. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено отдельное внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация занятий на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемых участниками образовательного процесса в формах, отличных от урочной системы обучения, по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющая в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Внеурочная деятельность школьника – это обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Эффективным методом повышения творческого потенциала учащихся является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников во внеурочной деятельности ведётся по следующим направлениям: - развитие речи; -организация проектно – исследовательской деятельности учащихся; - подготовка к олимпиаде; - творческая работа. Инициативная группа студентов поможет нам рассмотреть теоретические основы организации проектной и учебно – исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе. 1. Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе. Молодикова Т.Н. Слово предоставляется студентам. Студент. Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность учащихся. Как отмечается в Базисном образовательном плане, основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально- культурного опыта в свободное от учёбы время. Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по следующим направлениям развития личности: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно – эстетическое, спортивно – оздоровительное. Я хочу остановиться на реализации только одного направления – общеинтеллектуального. Оно осуществляется через такие формы, как: познавательные беседы, предметные факультативы и недели, кружки, олимпиады, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты и т.п. В рамках данного направления в области филологии может быть организована работа различных кружков и факультативов. 1. Раскрыть тайны родного языка, показать богатство и возможности русского языка помогают курсы для 2 классов «Веселая грамматика», для 2-3 классов « В мире слов», для учащихся 3 классов «Секреты орфографии», являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. 2. Курс «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения учащихся 3 классов. Именно этот курс поможет стать грамотным читателем, активным слушателем. 3. Для учащихся 4 классов курс «Лингвистика» - программа курса носит ознакомительный характер и выполняет функцию проводника в мир языка. Курс позволяет познакомить четвероклассников с наукой о человеческом языке вообще, дать представления обо всех конкретных языках, которые существовали и существуют в мире. Охватывая различные вопросы языкознания курс помогает осваивать иностранные языки, способствует повышению интереса к родному и иностранным языкам, развитию творческих способностей и лингвистической зоркости обучающихся. Программы выше названных курсов внеурочной деятельности представлены в методических материалах выставки. Студент. Знакомясь со Стандартами второго поколения, мы узнаем: учитель обязан сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования. Студент. Изучив методическую литературу, мы выяснили, что под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимы и уникальны. В проект должны быть включены три типа действий: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные. Работа над проектами в начальной школе направлена на: развитие критического мышления; развитие творческого мышления; умения работать с информацией; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. Помочь приобрести социальный опыт каждому ученику – задача коллективного социально-значимого проекта, результат которого складывается из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого ученика. Форма защиты проектов дает возможность каждому ученику проявить свои творческие способности: это рисунки, планы-схемы, фото, и видеоматериалы. Студент. Однако, в современной методической литературе отмечается, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Проектная задача – это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Рассмотрим пример проектной задачи по русскому языку для 2 класса. Учитель обращается к учащимся: «Сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса – иллюстративное наглядное пособие, которое поможет им в проверке орфограмм. Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 3 группы (по способам проверки орфограмм). Каждая группа получает техническое задание: 1. распределить задания внутри группы согласно инструкции; 2. рассмотреть материалы и определить способ проверки, которые предстоит изложить в своей части пособия; 3. составить рассказ о способе проверки орфограмм; 4. проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа. Приведу пример одного из текстов, который «подсказывает» ученикам, о каком способе проверки орфограмм идёт речь: Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами (сказка) Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прядки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я, Э. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – и с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком. Таким образом, проектное обучение даёт учителю возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей у обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Молодикова Т.Н. На нашей конференции присутствует учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №3 города Болхова Воскобойникова Вера Владимировна. Пожалуйста, поделитесь опытом организации внеурочной работы по русскому языку и литературе. Выступление Воскобойниковой В.В. Молодикова Т.Н. Большое спасибо! Надеемся Ваш опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе поможет в дальнейшем будущим учителям успешно проводить внеурочные занятия по русскому языку и литературе. 2. Внеурочная деятельность как важный фактор реализации задач развития, воспитания и социализации младших школьников. Молодикова Т.Н. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределённости. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создаёт оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Рассмотрим, как внеурочная деятельность по русскому языку способствует решению этой проблемы. Студент: Мы убеждены: для формирования функциональной языковой грамотности необходимо использовать и внеурочную деятельность. Программа трактует её как «личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка, целью которого является обеспечение условий развития ребёнка, становление его как личности в школьные годы». С этой целью в начальной школе можно организовать работу кружка - лаборатории «Юный лингвист», в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения. При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой считается модель следующего вида: 1. Столкновение с языковой проблемой. 2. Планирование деятельности. 3. Сбор научных фактов по проблеме. 4. Экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний. 5. Выводы на основе анализа и обобщения полученных данных. Анализ и самооценка собственной деятельности. Как известно, любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Так, мотивом для исследования фразеологизмов становится ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встречаются с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучат и от многих взрослых. Возникают затруднения в понимании прочитанного или услышанного. Таким образом, перед младшими школьниками встаёт задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения – фразеологизмы. Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку гипотез. В данном случае гипотеза может состоять в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь. При планировании учебно-исследовательской деятельности детям предлагается ответить на вопросы «Что я хочу знать о фразеологизмах?» и «Зачем мне это надо знать?». Ответы на первый вопрос показывают, что дети хотят знать: 1) смысл, значение широко распространённых фразеологизмов; 2) историю возникновения устойчивых выражений в русском языке; 3) роль фразеологизмов в русском языке, а также 4) исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими. Ответ на второй вопрос, предполагает практическое использование приобретённых знаний. Студент. Я хочу остановиться на вопросе формирования информационно – коммуникативной компетенции школьников. Как известно, самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать её. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет. Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов можно организовать в виде представления учащимся системы заданий. Задание 1.Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете. Выполняя это задание, дети объединяются в группы примерно по 5человек. Каждая группа работает со своим набором фразеологизмов, по ходу выполнения задания обмениваясь карточками друг с другом. Таким образом, учащиеся поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом. Задание 2.Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения. Для выполнения этого задания целесообразно, сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работу по определению значений устойчивых выражений можно организовывать в компьютерном классе с использованием интернетресурсов. Для этого заранее подбираются адреса сайтов с учётом их безопасности для детей. После выполнения задания дети обмениваются полученной информацией, зачитывают наиболее понравившиеся выражения. Таким образом, расширяется словарный запас учащихся, отрабатываются умения работать со словарём, словарной статьей, развиваются коммуникативные навыки, а также повышается информационно-коммуникативная компетенция школьников. В результате получаются небольшие словарики фразеологизмов, которые затем распечатываются с помощью родителей и используются на уроках русского языка и литературного чтения. Задание 3.Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке? Работая в группах, для ответов на вопросы дети используют лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывают то, что им кажется важным и существенным. Обмениваясь найденными сведениями и обсуждая полученную информацию, учащиеся фиксируют их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом углубляются знания о фразеологизмах, дети учатся работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжается формирование навыков учебного сотрудничества, – т.е. школьники учатся учиться. Студент: Функциональная грамотность, помимо умения учиться, также предполагает толерантное, уважительное отношение к другим народам и их культурам. Одним из условий формирования функционально грамотной языковой личности считается умение выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор с обществом. Это значит, что человек способен понимать взгляды представителей разных культур, времён и возрастов, различая свою и чужую точки зрения; обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; с пониманием относиться к иному образу мира в произведениях иной культуры. С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов можно предложить детям поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь следует обратиться к национальному составу класса, а также исследовать тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка, – английский. Сопоставляя фразеологизмы из разных языков, дети приходят к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нём отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом формируется отношение к языку как к культурной ценности. Студент: При изучении роли фразеологизмов в русском языке используются лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам даётся задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находят, подчёркивают и выписывают фразеологизмы, объясняют их значения, заменяют устойчивые выражения обычными словами и сравнивают получившиеся у них тексты. Исходный текст: – Когда -то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Затотеперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! Изменённый текст: – Когда - то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда! Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов. Позиция в образовании «знания ради знаний» уходит в прошлое. Её место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике. Можно предложить детям разнообразные творческие задания: сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов; выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов; составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью; придумать фантастический рассказ или мистический триллер. На основе анализа и обобщения проведённой учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают её более образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале. В конце занятия проводится анализ и самооценка собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе. Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется способность к целеполаганию и планированию; поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого языкового знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях; самоанализу и рефлексии; развивается коммуникативная компетенция. Всё это способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника и повышению её уровня. Молодикова Т.Н. Спасибо инициативной группе студентов. Мы рассмотрели некоторые формы организации внеурочной деятельности в области филологии, являющейся закономерным продолжением урочной работы, её дополнением. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. III . Заключительная часть. Подведение итогов. Молодикова Т.Н. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, внедрение образовательных стандартов второго поколения обуславливают проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Действительно, язык обогащает и развивает духовной мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, традициям и воззрениям народа. С малых лет вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Реализовать огромный образовательный потенциал родного языка в начальной школе возможно лишь через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Я благодарю всех участников конференции за работу. И помните: «Личность не воспитывается по частям, но создаётся всей суммой влияний, которым она подвергается». На этом наша конференция заканчивается. Вопросы для обсуждения. I . Место предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в современной образовательной парадигме. II . Условия и возможности реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в области филологии. 1. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе. 2. Внеурочная деятельность как важный фактор реализации задач развития, воспитания и социализации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchekolledzhnaya_konferentsiya.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

Общеколледжная конференция

Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в  предметной области «Филология»»

          Дата проведения: 27.02.2014 г.

Время проведения: 13.45

          Место проведения: актовый зал

                     Участники: преподаватели и студенты

                                                                                 

  1. Открытие

Молодикова Т.Н.

Добрый день, участники общеколледжной конференции «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология».

Участниками конференции являются директор Болховского педагогического колледжа Заслуженный учитель РФ Тамара Петровна Жирова, заместитель директора по учебно – производственной работе Татьяна Викторовна Нехорошева, заведующая отделениями «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Надежда Алексеевна Ермолаева, преподаватели и студенты.

Предлагается регламент работы: конференцию провести в течение 1 часа, выступления до 6 минут.

В качестве эпиграфа конференции предлагаю известные всем строки Антона Семёновича Макаренко: «Личность не воспитывается по частям, но создается всей суммой влияний, которым она подвергается».

  1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология».

Вступление

Молодикова Т.Н.

Уважаемые участники конференции! Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование, во –первых, общеучебных умений и навыков и, во – вторых, умений и навыков речевой деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Предметная область «Филология» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации представлена двумя образовательными компонентами «Русский язык как государственный» и «Язык и литература». Основными задачами образовательной области «Филология» являются:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» занимают ключевой место в современной образовательной парадигме.

Как отмечается в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку: «Язык – явление уникальное: он является средством общения и воздействия на хранение и усвоение знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и первоосновой художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов». Из этого вытекает и воспитательная цель курса русского языка – развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

Группа студентов 2 курса выясняла, почему русский язык является приоритетной дисциплиной в начальной школе.

Выступления студентов.

Студент:

Готовясь к сегодняшней конференции, наша инициативная группа основательно поработала с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Учебным планом начального общего образования и рабочими программами учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», что позволило установить, что в системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Мы, студенты 2 курса, уже понимаем, что русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных программ.

Наши исследования убедили нас в следующем: до начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпирическое овладение речью путём практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирования личностного ценностного отношения к слову.

Я чётко поняла: изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение курса предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

В ходе освоения курса «Русский язык» у младшего школьника формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; общеучебные интеллектуальные умения обобщать, классифицировать, переходить от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

Языковой материал формирует у младших школьников первоначальное представление о структуре русского языка и способствует усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся, служат решению практических задач общения и формирует навыки, определяющей языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

Студент:

Я исследовала место предмета «Литературное чтение» в системе предметов общеобразовательной школы.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников, он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.

А, следовательно, успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Очень важно, чтобы в начальных классах обучение чтению происходило на высокохудожественном материале. Анализируя хрестоматии по чтению, следует отметить, что в них включены произведения фольклора, «хрестоматийные» стихи и рассказы писателей – классиков А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и др.

Духовно – нравственное и эстетическое содержание этих художественных произведений активно влияет на чувства, сознание и волю младшего школьника, способствует формированию их личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Юные читатели учатся соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, приобретают навыки доброжелательного сотрудничества.

В пояснительной записке программы по литературному чтению отмечается, что важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Мы твердо убеждены, что курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно - образную природу художественного произведения, на отношения автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Молодикова Т.Н.

Спасибо за выступления, в которых вы так умело раскрыли место предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в современной образовательной парадигме.

  1. Условия и возможности реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в области филологии.

Молодикова Т.Н.

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Программы учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» предполагают организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в значительной мере обеспечивается за счёт использования поискового, частично - поискового и проблемного методов обучения. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков младших школьников, по развитию творческих качеств личности имеет всегда дополнительный резерв.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования зафиксировано наличие двух  частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: 80% и 20%.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено отдельное внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация занятий на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемых участниками образовательного процесса в формах, отличных от урочной системы обучения, по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющая в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Внеурочная деятельность школьника – это обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Эффективным методом повышения творческого потенциала учащихся является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников во внеурочной деятельности ведётся по следующим направлениям:

- развитие речи;

-организация проектно – исследовательской деятельности учащихся;

- подготовка к олимпиаде;

- творческая работа.

Инициативная группа студентов поможет нам рассмотреть теоретические основы организации проектной и учебно – исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе.

  1. Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе.

Молодикова Т.Н.

Слово предоставляется студентам.

Студент.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность учащихся. Как отмечается в Базисном образовательном плане, основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально- культурного опыта в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по следующим направлениям развития личности: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно – эстетическое, спортивно – оздоровительное.

Я хочу остановиться на реализации только одного направления – общеинтеллектуального. Оно осуществляется через такие формы, как: познавательные беседы, предметные факультативы и недели, кружки, олимпиады, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты и т.п.  

В рамках данного направления в области филологии может быть организована работа различных кружков и факультативов.

1. Раскрыть тайны родного языка, показать богатство и возможности русского языка помогают курсы для 2 классов «Веселая грамматика», для 2-3 классов « В мире слов», для учащихся 3 классов «Секреты орфографии», являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.  

2.  Курс «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения учащихся 3 классов. Именно этот курс поможет стать грамотным читателем, активным слушателем.

3. Для учащихся 4 классов курс «Лингвистика» - программа курса носит ознакомительный характер и выполняет функцию проводника в мир языка. Курс позволяет познакомить четвероклассников с наукой о человеческом языке вообще, дать представления обо всех конкретных языках, которые существовали и существуют в мире. Охватывая различные вопросы языкознания курс помогает осваивать иностранные языки, способствует повышению интереса к родному и иностранным языкам, развитию творческих способностей и лингвистической зоркости обучающихся.

Программы выше названных курсов внеурочной деятельности  представлены в методических материалах выставки.

Студент.

Знакомясь со Стандартами второго поколения, мы узнаем: учитель обязан сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.

Студент.

Изучив методическую литературу, мы выяснили, что под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  •  направлены на достижение конкретных целей;
  • включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимы и уникальны.

В проект должны быть включены три типа действий: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные.

Работа над проектами в начальной школе направлена на:

  • развитие критического мышления;
  • развитие творческого мышления;
  • умения работать с информацией;
  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Помочь приобрести социальный опыт каждому ученику – задача коллективного социально-значимого проекта, результат которого складывается из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого ученика.

Форма защиты проектов дает возможность каждому ученику проявить свои творческие способности: это рисунки, планы-схемы, фото, и видеоматериалы.

Студент.

Однако, в современной методической литературе отмечается, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило,  вредно.

Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача – это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Рассмотрим пример проектной задачи по русскому языку для 2 класса.

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса – иллюстративное наглядное пособие, которое поможет им  в проверке орфограмм. Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.

Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 3 группы (по способам проверки орфограмм). Каждая группа получает техническое задание:

  1. распределить задания внутри группы согласно инструкции;
  2. рассмотреть материалы и определить способ проверки, которые предстоит изложить в своей части пособия;
  3. составить рассказ о способе проверки орфограмм;
  4. проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.

Приведу пример одного из текстов, который «подсказывает» ученикам, о каком способе проверки орфограмм идёт речь:

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами

(сказка)

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прядки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я, Э. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали.

И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.

Обиделись шипящие – и с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.

Таким образом, проектное обучение даёт учителю возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей у обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Молодикова Т.Н.

На нашей конференции присутствует учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №3 города Болхова Воскобойникова Вера Владимировна. Пожалуйста, поделитесь опытом организации внеурочной работы по русскому языку и литературе.

Выступление Воскобойниковой В.В.

Молодикова Т.Н.

Большое спасибо! Надеемся Ваш опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе поможет в дальнейшем будущим учителям  успешно проводить внеурочные занятия по русскому языку и литературе.

  1. Внеурочная деятельность как важный фактор реализации задач развития, воспитания и социализации младших школьников.

Молодикова Т.Н.

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределённости. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создаёт оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Рассмотрим, как внеурочная деятельность по русскому языку способствует решению этой проблемы.

Студент:

Мы убеждены: для формирования функциональной языковой грамотности необходимо использовать и внеурочную деятельность. Программа трактует её как «личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка, целью которого является обеспечение условий развития ребёнка, становление его как личности в школьные годы». С этой целью в начальной школе можно организовать работу кружка - лаборатории «Юный лингвист», в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения.

При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой считается модель следующего вида:

1. Столкновение с языковой проблемой.

2. Планирование деятельности.

3. Сбор научных фактов по проблеме.

4. Экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний.

5. Выводы на основе анализа и обобщения полученных данных.

Анализ и самооценка собственной деятельности.

Как известно, любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Так, мотивом для исследования фразеологизмов становится ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встречаются с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучат и от многих взрослых. Возникают затруднения в понимании прочитанного или услышанного. Таким образом, перед младшими школьниками встаёт задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения – фразеологизмы.

Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку  гипотез. В данном случае гипотеза может состоять в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь.

При планировании учебно-исследовательской деятельности детям предлагается ответить на вопросы «Что я хочу знать о фразеологизмах?» и «Зачем мне это надо знать?».

      Ответы на первый вопрос показывают, что дети хотят знать:

1) смысл, значение широко распространённых фразеологизмов;

2) историю возникновения устойчивых выражений в русском языке;

3) роль фразеологизмов в русском языке, а также

4) исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими.

Ответ на второй вопрос,  предполагает практическое использование приобретённых знаний.

Студент.

Я хочу остановиться на вопросе формирования информационно – коммуникативной компетенции школьников.

Как известно, самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать её.

В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет.

Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов можно организовать  в виде представления учащимся системы заданий.

Задание 1.Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете.

Выполняя это задание, дети объединяются в группы примерно по 5человек. Каждая группа работает со своим набором фразеологизмов, по ходу выполнения задания обмениваясь карточками друг с другом. Таким образом, учащиеся поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом.

Задание 2.Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения.

Для выполнения этого задания целесообразно, сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работу по определению значений устойчивых выражений можно организовывать в компьютерном классе с использованием интернетресурсов. Для этого заранее подбираются адреса сайтов с учётом их безопасности для детей. После выполнения задания дети обмениваются полученной информацией, зачитывают наиболее понравившиеся выражения. Таким образом, расширяется словарный запас учащихся, отрабатываются умения работать со словарём, словарной статьей, развиваются коммуникативные навыки, а также повышается информационно-коммуникативная компетенция школьников. В результате получаются небольшие словарики фразеологизмов, которые затем распечатываются с помощью родителей и используются на уроках русского языка и литературного чтения.

Задание 3.Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке?

Работая в группах, для ответов на вопросы дети используют лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывают то, что им кажется важным и существенным. Обмениваясь найденными сведениями и обсуждая полученную информацию, учащиеся фиксируют их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом углубляются знания о фразеологизмах, дети учатся работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжается формирование навыков учебного сотрудничества, – т.е. школьники учатся учиться.

Студент:

Функциональная грамотность, помимо умения учиться, также предполагает толерантное, уважительное отношение к другим народам и их культурам. Одним из условий формирования функционально грамотной языковой личности считается умение выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор с обществом. Это значит, что человек способен понимать взгляды представителей разных культур, времён и возрастов, различая свою и чужую точки зрения; обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; с пониманием относиться к иному образу мира в произведениях иной культуры.

С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов можно предложить детям поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь следует обратиться к национальному составу класса, а также исследовать тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка, – английский.

Сопоставляя фразеологизмы из разных языков, дети приходят к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нём отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом формируется отношение к языку как к культурной ценности.

Студент:

 При изучении роли фразеологизмов в русском языке используются лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам даётся задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находят, подчёркивают и выписывают фразеологизмы, объясняют их значения, заменяют устойчивые выражения обычными словами и сравнивают получившиеся у них тексты.

Исходный текст:

– Когда -то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги

встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Затотеперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Изменённый текст:

– Когда - то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда!

Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, её образности, яркости и точности.

Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов.

Позиция в образовании «знания ради знаний» уходит в прошлое. Её место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике. Можно предложить детям разнообразные творческие задания: сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов; выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов; составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью; придумать фантастический рассказ или мистический триллер.

На основе анализа и обобщения проведённой учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают её более образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале. В конце занятия проводится анализ и самооценка собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе.

Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется способность к целеполаганию и планированию; поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого языкового знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях; самоанализу и рефлексии; развивается коммуникативная компетенция. Всё это способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника и повышению её уровня.

Молодикова Т.Н.

Спасибо инициативной группе студентов.

Мы рассмотрели  некоторые формы организации внеурочной деятельности в области филологии, являющейся закономерным продолжением урочной работы, её дополнением. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.  

       

III . Заключительная часть.

Подведение итогов.

Молодикова Т.Н.

     

       Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, внедрение образовательных стандартов второго  поколения обуславливают проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку.

Действительно, язык обогащает и развивает духовной мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, традициям и воззрениям народа. С малых лет вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Реализовать огромный образовательный  потенциал родного языка в начальной школе возможно лишь через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

      Я благодарю всех участников конференции за работу. И помните: «Личность не воспитывается по частям, но создаётся всей суммой влияний, которым она подвергается».

      На этом наша конференция заканчивается.

Вопросы для обсуждения.

I .     Место предметов «Русский язык» и «Литературное  чтение» в              современной образовательной  парадигме.

II .   Условия и возможности  реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в области филологии.

  1. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках филологического цикла и в кружковой работе.

  1. Внеурочная деятельность как важный фактор реализации задач развития, воспитания и социализации младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансирован...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...