Доклад на заседании методического совета по теме: "Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность"
материал на тему

Галактионова  Жанна Владимировна

Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО "АХТТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duh_tsennosti_chistovik.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Галактионовой Ж.В.  

на методическом совете ГПОУ ТО «АХТТ»

Тема: «Формирование духовно – нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность»

Дата: «__»_______2016

         Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.    

                                                                                      Теодор Рузвельт

         Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма, гражданственности), нравственного облика (терпения, милосердия, кроткости, добродушия), нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),  нравственного поведения (готовности служить людям и Родине, проявлению доброй воли и т.п.).

         Духовно – нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  • гражданско – патриотическое,
  • художественно – эстетическое,
  • спортивно – оздоровительное,
  • туристско – краеведческое.

        Все направления   духовно – нравственного развития  и  воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе традиций.

        В требованиях ФГОС обозначено, программа духовно – нравственного развития обучающегося  должна объединять урочную, внеурочную и вне техникумовскую деятельность, в совместной педагогической работе техникума, семьи и других институтов общества. Выше указанные  направления определила и я в своей работе:

  • урочная деятельность,
  • внеурочная деятельность,  
  • сотрудничество с родителями.

Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках я использую следующие приемы:

  • воспитание моральных качеств обучающихся на основе личностных отношений,
  • введение в конспект уроков исторических фактов из жизни ученых - экономистов, их деятельности,
  • использование высказываний известных ученых,
  • использование интересных фактов, статистических данных,
  • решение задач с практическим содержанием.

        Наиболее продуктивным считаю решение ситуационных  задач с практическим содержанием, например, составление семейного бюджета, расчет заработной платы, написание резюме, разрешения конфликта и т.д. В период с 2012 по 2015 годы я провела открытые уроки по учебным дисциплинам: «И был глубокий эконом», «Расчет заработной платы различных форм», «Решение проблем собственного трудоустройства» и т.д.

       Организация внеклассных мероприятий (экономические игры, конкурсы, конференции и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, ответственность, интерес с изучаемым дисциплинам и выбранной профессии, стремление к повышению правовой и экономической грамотности, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д. В период с 2012 по 2015 годы я провела открытые внеклассные мероприятия по учебным дисциплинам: «Знатоки экономики», «Трудоустройство», «Защита прав потребителей» (рассмотрение конкретных ситуаций олимпиады), олимпиады  и т.п.

         На формирование духовно – нравственных ценностей студентов оказывают влияние и тематические классные часы: «Воспитание гражданского долга у подростков», «Урок мира», «Истоки и последствия терроризма», «История развития государственных символов России», «Честь и достоинство», «Культура личности»,  «День против курения», «Семья в жизни человека», «Никто -  не забыт, ничто -  не забыто»,  «Здоровье – это жизнь»  «Что значит уважать другого человека», «Финансовая грамотность» и др.

          Важным направлением в формировании нравственных ценностей обучающихся в группе является работа  с родителями. Нравственные ценности закладываются в семье, об этом идет речь на родительских собраниях по темам: «Трудный ребенок», «Конфликт в нашей жизни», «Как себя вести в обществе».

        В техникуме также стали традиционными встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны, живыми свидетелями военных событий. Уроки мужества, памяти и другие мероприятия предусматривают живое общение людей разных поколений и позволяют сформировать  представление у студентов о тех далеких военных событиях. Целью этих мероприятий  является формирование у студентов любви к близким, уважение к старшему поколению, развитие всесторонней личности, патриотического воспитания, собственного достоинства.

        Большое внимание в ГПОУ ТО «АХТТ» уделяется  развитию волонтерского движения.  Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни,  благотворительные акции для пожилых людей.

         В техникуме ежегодно проводятся конкурсы  плакатов  и стенгазет о вреде алкоголя и курения, абортах и СПИДе, конкурсы тематических презентаций и открыток, мероприятия, посвященные Дню победы, 23 февраля,

        Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в нравственном духе, является его личный пример поведения и отношения к студентам. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в техникуме на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.

        Все перечисленные мероприятия не только помогают в формировании сплоченного коллектива, но и способствуют воспитанию  коллектива, формированию нравственных ценностей нашей молодежи.  

                  С целью изучения ценностных ориентации студентов в рамках  техникума проведен социологический опрос по определению приоритетов ценностей у педагогов и студентов.

     Как я уже выше называла, к основным духовно-нравственным ценностям относятся:

  • патриотизм,
  • социальная солидарность,
  • гражданственность,
  • семья,
  • личность,
  • труд и творчество,
  • наука,
  • искусство и традиции,
  • природа,
  • человечество,
  •  традиционная религия и т.д.

        Ценности, имеющие наименьший приоритет у студентов: поклонение Богу, готовность уповать на него, смирение, гражданская ответственность и патриотизм.

        Ценности, имеющие наибольший приоритет у студентов.  Студенты отдают предпочтение свободе, любви, прагматическим ценностям, карьере, собственности,  возможности развития и способности к самосовершенствованию.

        Общими ценностями у студентов и преподавателей выступают: здоровье, семья,  преданность в дружбе, надежность, образование.

        Для преподавателей более значимы ценности гуманистической направленности: способность к состраданию, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость.

        Полученные результаты помогут классным руководителям, заместителю директора по ВР, преподавателям   построить траекторию дальнейшей работы со студентами через использование различных форм открытых занятий, внеурочных мероприятий,  тематических классных часов, встречи с интересными людьми, разнообразной тематики классных часов по нравственному воспитанию.

Список ценностей

1  Патриотизм

  1.  Гражданская ответственность

3 Любовь        

4  Способность к раскаянию

5  Великодушие

6   Готовность уповать на Бога

  1.  Возможность развития и стремление к самосовершенствованию
  2.  Послушание и смирение
  3.  Политика
  4. Справедливость
  5. Собственность

12 Здоровье        

13 Свобода        

14 Надежность

15 Семья        

16 Порядочность

17 Преданность в дружбе        

18 Образование

19 Карьера        

20 Справедливость

21 Знания        

22 Вежливость

23 Сострадание

24 Доброта

25 Уважение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 ...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Доклад на заседании методического совета на тему: "О ходе организации проведения курсового и дипломного проектирования"

Курсовое и дипломное проектирование играет важную роль в подготовке будущих специалистов.Для  эффективного проведения занятий преподателями  цикла общепрофессиональных и специальных экономич...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансирован...

Доклад на заседание педагогического совета

Тема: Современные воспитательные технологии в образовательном процессе, их реализация в работе классного руководителя. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  сист...