Классный час "Литература 21 века"
классный час на тему

Кубасова Ирина Станиславовна

Может быть использовано как внеурочное мероприятие, так и в рамках учебного времени при небельшой переработке, как урок. Произведения, использованные на классном часе, были интересны студентам, но, по их желанию, могут быть заменены другими. Бралась как русская классика 21 века, так и зарубежная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_sovremennoy_literature.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

        

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Костромской колледж бытового сервиса"

КЛАССНОЫЙ ЧАС

«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ…»

(литература 21 века)

                    Выполнила: Кубасова

Ирина Станиславовна,

преподаватель

                                                                                                                

                                                        

г. Кострома, 2015 г.

АННОТАЦИЯ

        Данная методическая разработка составлена в связи с повышением требований к современному профессиональному образованию, качеству подготовки    обучающихся,  совершенствовании уровня  образования обучающихся, развитию их интереса не только к предмету «Литература», но и к самостоятельному творчеству, музыке, интересу к жизни.

          Рассчитана для 1- 2  курсов, обучающихся по программам начального профессионального образования.    

Введение:

             Актуальность данной работы состоит в том,  что одновременно в ней соединяются различные технологии:  интерактивные методы,  широко применяется самостоятельная, поисковая и групповая работа обучающихся, фрагменты урока-конференции; используются компьютерные технологии; на занятии применяется большое количество наглядных пособий, созданных преподавателем совместно с ребятами. На уроке активно применяется музыкальное сопровождение (классическая музыка в современной обработке, которая интересна молодёжи), монологическая и диалогическая речь учеников, что в наших современных условиях достаточно редко.

        Цель данной методической разработки – систематизировать материал с использованием новых технологий (компьютерные технологии, групповая и самостоятельная работа обучающихся) на примере конкретного практического урока.  

                   Новизна данной разработки состоит в соединении знаний и умений учащихся, получаемых на уроках гуманитарного цикла с информатикой, применение прочитанного в жизни.

               Урок был проведён с учащимися групп 1 курса по профессии «парикмахер» в 2014 г., его фрагменты были использованы и в других учебных группах весьма успешно, т.к. вызвал большой интерес различными видами деятельности и самостоятельной работы, интересным и современным звуковым оформлением.

              Данный урок предполагает определённый алгоритм в дальнейшем изучении курса литературы,  развивает интерес к жизни, толерантности, учит быть самостоятельными в выборе приоритетов.

1.1 Основные направления данного урока: повторение и активизация в речи раннее изученного и вовлечение ребят в разные виды деятельности:

– говорение (выражение собственных мыслей по теме с опорой и без),

– чтение стихотворных текстов,

– аудирование прозаического текста,

- поисковая работа (текстов произведений, предметов современного быта.

1.2 Отношения, организованные в ходе изучения: 

       В ходе урока организуются субъект-субъектные отношения:

общение/обсуждение проблемы в группах,

работа в парах,

делегирование полномочий учителя ученику.

2. Цель: познакомить учащихся с литературой 21 века, привить навыки самостоятельной поисковой работы  в средствах массовой информации, интернете, библиотеках.

3.Методы: самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, работа над рефератами, защита их, выразительное чтение прозаического и стихотворного текста, творческая работа учащихся, воспитание всесторонне грамотного человека.

4.Оборудование: 

1. газета на тему современной литературы с использованием последних публикаций в СМИ, данные интернета;

2. эпиграф к уроку, оформленный в виде газеты;

3. музыкальное оформление – аудиозаписи современной инструментальной музыки (группы «BOND», «SPAIC»  и др.),

4. на столах, расположенных полукругом – бутылки (банки) с «Pepsi»,

5. вопросы викторины,

6. Выставка книг:

  • Б.Акунин «Азазель», «Пелагия» и др.,
  • Переводы с японского Г.Чхартишвили в журнале «Иностранная литература»,
  • П.Коэльо «Алхимик»,
  • Л.Филатов «Избранное»,
  • Т.Толстая «Кысь»,
  • Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», «Цю-юрих»,
  • С.Довлатов «Заповедник»
  • В.Войнович «О солдате Чонкине»,
  • В.Ерофеев «Москва-Петушки» ,
  • В.Пелевин «Generation π»

7. Костюмы и реквизит для инсценировки сценки из романа В.Войновича «О солдате Чонкине».

                                ХОД:

  1. Эпиграф:

Я сентиментален, если вы понимаете, что я имею

                                               в виду;

Я люблю страну, но не переношу в ней то, что в ней

                                               происходит.

Я не левый и не правый.

Просто я сижу сегодня дома,

Пропадая в этом безнадежном экранчике (англ.).

                                                          Леонард Коэн

I’m sentimental, if you know what I mean;

I love the country but I can’t stand the scene.

And I’M NEITHER LEFT OR RIGHT.

I’M JUST STAYING HOME TONIGHT,

GETTING LOST IN THAT HOPELESS LITTLE SCREEN.

                                                                   Leonard Cohen

- читают на русском и английском языках студенты.

  1. Вступительное слово учителя:

На протяжении уже многих лет вы знакомитесь с русским народным поэтическим творчеством, русской, зарубежной классической литературой. Совсем недавно мы с вами знакомились с огромным по значению для мировой культуры романом И.С.Тургенева «Отцы и дети», где среди других пробел герои решали и проблему отношения к литературе.

Обращение к студентам: В чём специфика понимания литературы у героев романа И.С.Тургенева?

  • Герои, живущие во 2 половине 19 века, однако, относятся к разным временным эпохам:  одни – более молодые и прогрессивные, другие – более зрелые, но со старыми привычками.

Учитель: Проблема выбора наиболее важных тем и произведений, наиболее ярко отражающих эпоху стоит и сейчас. Наряду с И.С.Тургеневым в 19 веке творило ещё много ярких личностей, но время выбрало для нас именно его. Что же из сегодняшней литературы останется нашим потомкам? Какая она, наша литература? Что нам нравится или не нравится в сегодняшней литературе? Это и является основной темой нашего классного часа. Среди многочисленных публикаций мы попробовали найти наиболее «читаемые» сейчас и попробуем поделиться своими мыслями.

  • Выступление «Особенности русской литературы на рубеже веков» (преподаватель)
  • Звучит стихотворение «Сколько, Господи, странного в человеке» (преподаватель)
  • Параллельно звучат записи современной инструментальной музыки.

Учитель: Послушаем выступления наших ребят, которые не поленились, познакомились с необычной в бытовом понимании литературой.

1 студент: «Особенности творчества Пауло Коэльо и его роман «Алхимик»,

2, 3  студенты: «Превращение советского переводчика с японского Георгия Чхартишвили  в известного российского романиста Бориса Акунина, его романы «Азазель», «Пелагия»

4 учащийся: «Татьяна Толстая и её роман «Кысь»

Роман  Татьяны Никитичны Толстой «Кысь» - первое произведение, получивший в номинации «Проза 2001» книжного Оскара.

Татьяна Толстая из рода Толстых, к которому принадлежал Алексей Николаевич Толстой, т.е. имеет глубокие литературные традиции.

Толстая  - автор таких известных произведений, как «Ночь», «День», «Двое».

Я начала читать её роман «Кысь» и была сразу захвачена сюжетной линией.

Жанр произведения, на мой взгляд, трудно даже определить: это не исторический, не любовный, даже не фантастический роман.

Одно лишь чётко можно определить с самого начала действия – берегите наш мир, он такой хрупкий…

Действие происходит в далёком от нас будущем, но, очевидно, произошли в мире страшные перемены: Взрыв, который изменил лицо человечества.

В романе много вымысла, но и много назидания. Здесь же ещё раз подтверждается булгаковское высказывание: «Рукописи не горят». Через 200 лет после катаклизма, происшедшего на Земле, люди «перебеливают» «Колобка», стихи Пушкина и Маяковского, хотя и под другими именами.

Мне хочется сказать, что вечные ценности Мира – Культура и доброе отношение к людям останутся навсегда.

5 студент: «Л.Улицкая е её герои. О повести «Цю-юрих» и «Казус Кукоцкого».

6 студент: «В.Войнович и его творчество»

  • Инсценировка 6 главы романа «О солдате Чонкине» -  3 действующих лиц, автор, Нюрка, Чонкин.

7 студент: «Творчество Л.Филатова – в кинематографе, на телевидении, в литературе»

8 студент: наизусть любимое стихотворение Л.Филатова.

9 студент: «Останется или нет в литературе творчество В.Ерофеева?»

10 студент: «Новизна произведений В.Пелевина»

11 студент: чтение любимых стихов В.Высоцкого.

12 студент: «Об особенностях Букеровской премии»

13 студент: «Букеровские лауреаты 2015 года» - последние новости.

14 студент: "Чтец" Б.Шлинка - что это? - 2 мировая война с точки зрения немецкого писателя и личность человека. (фрагмент кинофильма)

 

Преподаватель: Что останется нашим потомкам – рассудит время, сегодня же мы постарались отразить малую часть того, что сейчас актуально и уже существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему "Курить в XXI веке не модно"

Архив содержит разработку классного часа и презентацию к нему...

Разработка классного часа на тему "Курить в XXI веке не модно"

Архив содержит разработку классного часа и презентацию к нему...

Классный час "Новодевичий монастырь. От древних веков до наших дней"

Открытый классный час, посвященный экскурсии в Новодевичий монастырь....

Классный час "Поколение 21 века- здоровые, сильные духом люди."

Классный час на тему: "Поколение 21 века - здоровые, сильные духом люди"  ЦЕЛЬ: пропагандирование здорового образа жизни, воспитание чувства гордости на свою страну, привитие бережного...

Классный час по теме: Здоровье – ценное богатство. Курить в 21 веке – это не модно.

Данный материал направлен на пропаганду здорового образа жизни...

Статья "Классный руководитель ХХ1 века"

Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в профессиональных образовательных учреждениях" 18.12.2017 г. НМ...

Презентация к классному часу "СПИД катастрофа 21 века"

дополнительный материал к классному часу. Профилактика заболевания СПИД....