Классный час "Новодевичий монастырь. От древних веков до наших дней"
классный час по теме

Открытый классный час, посвященный экскурсии в Новодевичий монастырь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_klassnogo_chasa_-_monastyr.docx160.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Моя страна. Моя Россия. Новодевичий монастырь: от древности до наших дней»

1.Приветствие. (презентация 1 слайд)…

Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты!

В нашем колледже существует замечательная традиция – каждый год группы студентов разъезжаются по музеям, историческим памятникам нашей столицы.

В 2012-2013 учебном году наша 22 группа посещала знаменитый московский Новодевичьий монастырь, исторический и архитектурный памятник Москвы. Его полное название - Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь.

2.Название.

Согласно летописи:

Лета 7032-го майя в 8 день поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом.

Новым монастырь назвали по отношению к более древним – Зачатьескому монастырю,  именуемому тогда Стародевичьим и Вознесенскому монастырю в Московском Кремле.

По патриаршей грамоте 1598 года полным названием монастыря было: «Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь».

3.История.

Экскурсия, которую нам провели по территории и в архитектурных памятниках, дала нам много новой информации как исторической, так и об искусстве, чем бы мы хотели поделить с вами.

Первое, о чем хочется рассказать, это об истории Новодевичьего монастыря.        

В излучине Москвы-реки ликует взор;
Там монастырь, что Новодевичьим зовётся.
В нём жили дамы светской знати до тех пор,
Пока нить жизни драгоценной не порвётся.

Он был больницею для раненных солдат,
Приютом девочек-подкидышей, музеем,
И вновь его монастырём вернуть решат,
Когда прольётся светом верная идея.

Была народная война, и гиб народ,
Был монастырь врагом захвачен, что стремился
Его разрушить, но монахинь умный ход
Их отчим домом на века вознаградился.

Витает птицей в синем небе дух святой,
В полёте всё он зорким оком озирает
И тишину монастыря, его покой
Он верной службой день и ночь оберегает.

Стоит сей монастырь уж несколько веков
Во всей своей красе московского барокко;
В осеннем свете золота он – дар богов –
Пленяет самое взыскательное око.

Красавец-монастырь! Веками славься ты!
Пусть оды в честь твою поэт всегда слагает,
Пусть возраст твой не тронет прежней красоты
И пусть твой дух в сердцах народа обитает.

Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери "Одигитрии". Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь. По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.

Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.

Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.

Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.

Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же была пострижена в монахини и опальная царевна Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая затем была сослана в Суздальский Покровский монастырь. Император Петр II в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, Палаты, в которых жила царевна по возвращении, стали называть позже Лопухинским корпусом.

С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевича был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле "московского барокко". За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

В 1724 году в Новодевичьем монастыре открыл приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.

Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.

В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился "Музей раскрепощенной женщины", который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.

В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк—реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.

Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.

Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.

Большой популярностью у посетителей монастыря имеет Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.

ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.

4. Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в., был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая каменная постройка в монастыре (1524-1525 гг.), сложенная из кирпича с деталями из белого камня. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю - с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций, вместе с тем, этот стиль оказался вполне декоративным. Полностью сохранился древний иконостас (1683-1686 гг.) - пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший образец сооружений подобного типа.

За исключением главного собора, все основные сооружения монастырского ансамбля выдержаны в едином стиле, получившем название «московское барокко». Этот стиль отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления.

Пятиярусная монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683-1690 гг., сложена из кирпича, имеет разнообразные белокаменные детали, и выделяется крайне живописным обликом. Яруса, перекрытые сводами, соединены между собой внутристенными лестницами, при этом первый ярус внутри разделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой деревянными лестницами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль главной высотной доминанты этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни, училище. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на юго-западной окраине исторического центра Москвы, у стратегически важной точки (брод через Москва-реку), Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг. В плане монастырская ограда напоминает по форме прямоугольник (площадью 5,3 га), одна из сторон которого обращена к пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, в центре южной и северной сторон – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

5.Собор Новодевичьего монастыря.

Главный собор Новодевичьего монастыря, который мы посетили – это собор Смоленской иконы Божьей Матери.

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на четыре прясла по длине и три – по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие и широкие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Особенно интересен в этом плане центральный барабан. В нем два яруса окон: высокие внизу и узкие и маленькие – вверху, почти под самой главой. Эти ярусы как бы повторяют схему расположения окон в два света в самом четверике. Окна верхнего яруса, узкие и высокие, расположены практически в закомарах, доходя до линии завершения лопаток. Нижние же окна шире, хотя и ненамного, и обведены очень скромными и простыми наличниками.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены главным образом теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской Иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания – периодом становления Русского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686гг. мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

Собор очень велик. Высота его от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.

В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759г. при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.

После закрытия монастыря собор был занят музеем. Сейчас он принадлежит православной русской церкви и является действующим собором.

6.Иконопись Новодевичьего монастыря.

Первый и древнейший список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в XVII веке, последние десятилетия хранился в историческом музее. Теперь одну из наиболее почитаемых реликвий передали Русской Православной Церкви.

В русской православной традиции Иверский образ Богородицы – одна из основных святынь обретенная еще в XVII веке. Когда память о смуте, едва не уничтожившей российское государство, была еще свежа, будущий Патриарх Никон, знавший о чудотворной иконе Иверского монастыря на горе Афон, обратился к его настоятелю с просьбой передать ее в дар Московскому царству. Но монахи греческого острова не могли и подумать расстаться с защитницей. Было решено сделать с нее список - точную копию образа. За работу взялся один из монахов-художников, специально принявший строжайший пост. На обратной стороне кедровой доски надпись: "Писал сию со тщанием Ямвлих Романов в кельях Иверских живущий".

"Омыли эту икону освященной водой и растворили в этой воде краски и, как мы читаем, до нас дошли письменные свидетельства, что в этих красках растирали и мощи святых угодников, и этими красками и на этой воде была написана икона", - рассказала настоятельница Московского Новодевичьего монастыря Игуменья Маргарита.

В октябре 1648 года встречать икону, привезенную с Афона, вышла вся Москва во главе с царем Алексеем Михайловичем. С тех пор 26 октября по новому стилю православные отмечают как праздник ее обретения. Они верят, что именно эта икона с тех пор стала главной защитницей русской земли в войнах и невзгодах. Много столетий к ней с молитвой приходили в стены, куда она снова вернулась.

"Икона, которая в истории практически никогда не покидала Новодевичьего монастыря, а если ее и вывозили за пределы Новодевичьего монастыря, то для того, чтобы она сопутствовала нашим войскам. При взятии Вязьмы, при взятии Смоленска пред ней молились наши полководцы, наши воины. Можно себе представить, какая сила молитвы, какая огромная энергия духовная развивалась у этого священного изображения", - рассказал Патриарх Кирилл.

На правой щеке образа сохранился след от ножа иконоборца, пытавшегося ее уничтожить. У нее вообще непростая судьба, которую она разделила со всей Русской Православной Церковью. В ХХ веке монастырь был музеем, и образ пылился в шкафу. А совсем недавно, когда комплекс Новодевичьего монастыря вернули церкви, росчерком чиновничьего пера она покинула родные стены.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрии» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона «Одигитрия» вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с Иверской иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.

День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в., неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв. Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери, самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время Великой Отечественной войны.

День празднования Смоленской иконы — 28 июля (10 августа) — установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленска.

7.Новодевичье кладбище.

Рядом с монастырём расположено Новодевичье кладбище — одно из самых известных и престижных мест погребения усопших в Москве.

Первые захоронения в районе нынешнего Новодевичьего кладбища появились в 70-е годы 16 века на территории Новодевичьего монастыря. В обители хоронили монахинь, а позднее и прочих.

К концу 19 столетия монастырский некрополь был почти заполнен и в 1898 году для увеличения площади кладбища выделили два гектара земли с южной стороны монастыря. Под руководством профессора архитектуры И.П. Машкова были построены стены кладбища и распланированы участки. Официальное открытие Новодевичьего кладбища состоялось в 1904 году, но захоронения начали производить до его открытия. Сейчас территория этого кладбища называется "старым Новодевичьим кладбищем".

В 1949 году кладбище расширили еще южнее, и эта территория получила название "Новое Новодевичье кладбище". В течение 1950-1956 года вокруг новой территории построили стены, а также служебные помещения. Еще раз расширялось Новодевичье кладбище в 1970 году "Новейшее Новодевичье кладбище". Сегодня Новодевичье кладбище состоит из четырех частей общей площадью более 7,5 гектаров. Здесь похоронено около 26 000 человек.

Поскольку начало Новодевичьему кладбищу было положено в некрополе монастыря, но именно здесь находятся самые древние захоронения. В подклете Смоленского собора Новодевичьего монастыря покоятся останки дочери Ивана Грозного Анны, его снохи и невестки. Здесь же похоронены дочери царя Алексея Михайловича, сёстры Петра I, а также царевны Софья (инокиня Сусанна), Евдокия и Екатерина Милославские, первая жена Петра I Евдокия Лопухина (инокиня Елена). В 19 веке на территории монастыря начали хоронить состоятельных купцов, писателей, ученых, музыкантов, видных политических и общественных деятелей.

В 1922 году Новодевичий монастырь вместе с кладбищем обрел статус музея и был взят под охрану государства. Но в 1930 году было принято решение на месте некрополя разбить сквер с газонами и аллеями. В результате реконструкции из более чем двух тысяч древних могил осталось всего лишь около сотни, и те были значительно повреждены.

Но на территории монастыря преобразования были не так разрушительны. Здесь сохранились могилы знаменитого героя Отечественной войны 1812 года поэта Дениса Давыдова, князя С. Трубецкого, подполковника М. И. Муравьёва-Апостола, А. Н. Плещеева, писателей И. И. Лажечникова и А. Ф. Писемского, создателя сиротского приюта Николая Рукавишникова, историка С.М. Соловьёва, философа Вл.С. Соловьёва, писателя Вс.С. Соловьёва, историка и писателя М.П. Погодина, основателя Исторического музея граф А.С. Уварова, генерала А.А. Брусилова, отца Герцена помещика Ивана Алексеевича Яковлева, директора Департамента духовных дел Министерства духовных дел и народного просвещения — А.И. Тургенева, братьев Н. А. и Д. А. Милютиных. Сохарнилась и могила А.П. Чехова. Чехов умер от туберкулеза в Немецком курортном городке Баденвейлере в июле 1914 года. Тело писателя доставили в Москву в специальном вагоне-рефрижераторе, предназначенном для перевозки устриц. Вначале Чехова похоронили рядом с могилой его отца, а позднее перенесли прах писателя на «старый» участок Новодевичьего кладбища.

У апсид Смоленского собора можно увидеть большую белую мраморную плиту – здесь похоронена первая игуменья Новодевичьего монастыря, Елена Деточкина (умерла 18 ноября 1548 г.). На территории обители похоронили и настоятельницу матушку Серафиму Черную (годы жизни: 1914-1999), при которой в 1994 году возобновилась деятельность монастыря.

Как уже говорилось, после революции Новодевичье кладбище превратилось в место захоронения высокопоставленных лиц. Когда в 30-е годы развернулась активная антирелигиозная кампания, то из разоряемых монастырских некрополей на Новодевичье кладбище перенесли могилы многих известных людей, среди которых были захоронения Н.В. Гоголя, Д. В. Веневитинова, писателя С. Т. Аксакова, художника И. И. Левитана, Сергея и Павла Третьяковых других. На старой территории располагается и могила знаменитого русского баса – Ф.И. Шаляпина. Первоначально после смерти Шаляпин был похоронен в Париже, а почти пятьдесят лет спустя прах певца перезахоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

На старой территории кладбища нумерация участков начинается от Центральной аллеи. На 1-м и 2-м участке ряды проходят в направлении Луженецкого проезда, а для 3-го и 4-го участков – в сторону «новейшего» кладбища. На первом участке всего 47 рядов, из них 40 располагаются перпендикулярно монастырской стене, а 7 проходят параллельно ей. На втором участке 41 ряд, та третьем – 65, и на четвертом – 61 ряд.

На старой территории Новодевичьего кладбища также похоронены писатели М. А. Булгаков, В. А. Гиляровский, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский, И. А. Ильф, Н. А. Островский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль, В. М. Шукшин, режиссёры В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, С. М. Эйзенштейн, знаменитые актеры Л. П. Орлова, О.И. Янковский, музыканты А. Н. Скрябин, И. О. Дунаевский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, скульптор В. И. Мухина, учёные С. И. Вавилов, И. М. Сеченов, П. П. Кащенко, В. И. Вернадский, архитектор А. В. Щусев, хирург Н. Н. Бурденко, политические деятели Л. М. Каганович, А. М. Коллонтай, А. И. Микоян, В. М. Молотов, А. А. Громыко, вторая жена Сталина Н. С. Аллилуева – и это лишь краткий перечень имен.

Здесь похоронены писатели А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург, Н. А. Заболоцкий, Ю. С. Семёнов, режиссёры М. И. Ромм, И. А. Пырьев, певцы Марк Бернес, Л. Русланова, А. Вертинский, художник А. А. Дейнека, авиаконструктор А. Н. Туполев, музыканты С. Рихтер, М. Ростропович, балерина Г. Уланова, актёр Ю. Никулин, политические деятели Н. С. Хрущёв, Р. М. Горбачёва, губернатор Красноярского края А. И. Лебедь.

"Новейшая" территория Новодевичьего кладбища возникла в начале 80-х годов на месте каменотесной мастерской. Сюда можно пройти по Центральной аллее, которая начинается у входа. На Новейшем кладбище похоронены актёры Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Игорь Ильинский, Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Николай Крючков, Клара Лучко, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Георгий Жжёнов, Олег Янковский, композиторы Георгий Свиридов, Альфред Шнитке, Дмитрий Кабалевский, певцы Иван Козловский, Клавдия Шульженко, легендарный диктор Юрий Левитан, лётчики-космонавты Герман Титов и Георгий Береговой, героический лётчик Алексей Маресьев, академик П. Л. Капица, режиссёры Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов.

Новодевичье кладбище включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие туристические компании упоминают его в качестве историко-культурного памятника. Помимо захоронений выдающихся личностей, кладбище известно и уникальными надгробиями, выполненными такими архитекторами как: Н. А. Андреев, М. К. Аникушин, Е. В. Вучетич, Л. Е. Кербель, С. Т. Коненков, В. И. Мухина, Э. И. Неизвестный, Н. В. Томский, И. Д. Шадр и другими. Некоторые могилы и урны являются памятниками культурного наследия регионального и федерального значения.

9.Фотоотчет – наши фото – презентация под «Земле Русскую»

10. «Ave Maria» - Качини

11.Проверка знаний.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней"

План-конспект открытого урока для 1 курса ССУЗа с интеграцией предметов литература и охрана труда в предмет ОБЖ....

"От первой ретрансляции на наших дней"

Данная статья представляет собой тезисы работы моего студента Косолапова Дмитрия об истории становления и развития телевидения в Арзамасе....

История России с древних времен до наших дней

по предмету  «История России с древних времен до наших дней»Дата проведения:  21.03.2016 г.Тема урока: «Политика Н.С.Хрущева».Цели урока: образовательная:  раскрыть значение ...

И ЭТО ВСЁ О НЁМ… ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИФТА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Лифт представляет собой специальное подъемное устройство, которое является неотъемлемым элементом любого многоэтажного сооружения. Между тем, история знакомого всем нам лифта весьма интересна и увлека...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ» ДЛЯ 10 КЛАССА

Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего об...

Мастер-класс: "Рецепты здоровья, молодости, красоты от царицы Клеопатры до наших дней"

Рекомендация для преподавателей по проведению мастер-класса в рамках деловой программы по стандартам WorldSkillsRussia по компетенции 41 "Медицинский и социальный уход"...

Презентация «История России: от Московского княжества до наших дней»

Воспоминания ярких событий истории России, имена героев и правителей нашей страны, которые несли службу во благо Отечества....