РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ» ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа на тему

Пасынкова Светлана Анатольевна

 

Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.

Нормативную основу рабочей программы составили:

  1. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 на 2017-2018 учебный год;
  2. Примерные программы:

Авторская программа по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2015

Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, по­буждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Изучение региональной истории является условием трансляции ценнос­тей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть от­чуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Воз­никает возможность связать в историческом пространстве интересы форми­рующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.

Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.

Задачи данного курса:

- развитие интереса детей к истории родного края;

- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

-   развитие критического и творческого мышления;

- формирование собственной исторической позиции и умение аргументи­ровать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

-  обучение способам поиска и сбора информации по интересующему воп­росу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе срав­нительного анализа с другими данными;

- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

-  развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учеб­ные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).

Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.

Структура курса:

В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ

ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ»

ДЛЯ 10 КЛАССА

НА 2017-2018 УЧ.Г.

Составитель:

Пасынкова С.А.,

учитель истории,

высшая

квалификационная категория

2018г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.

Нормативную основу рабочей программы составили:

  1. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 на 2017-2018 учебный год;
  2. Примерные программы:

Авторская программа по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2015

Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.

Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.

Задачи данного курса:

- развитие интереса детей к истории родного края;

- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

-   развитие критического и творческого мышления;

- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

-  обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;

- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

-  развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).

Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.

Структура курса:

В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

  Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Историческое образование на III ступени общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Это определило цели обучения истории:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
  2. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
  3. Освоение систематизированных знаний о прошлом;
  4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. Формирование исторического мышления

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный  курс «История Сибири с древнейших времён до наших дней» входит в вариативную часть учебного плана.  Вариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России.

На изучение курса истории  в   10-11  классах отводится 68 часов, то есть  1 час  в неделю.  

4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации.

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Учащиеся должны знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса; 
  • Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
  • Периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

должны уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • Критически анализировать источник исторической информации;
  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
  • Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

Учащиеся должны:

- показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев.;

- объяснять процесс колонизации Сибири как явление двоякого порядка:
с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины,
с другой, как результат осознанной государственной политики
с целью обогащения государства;

- объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение; ясак, ясачные люди;

- характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. По отношению к коренному населению и соседним государствам;

- характеризовать основные категории русского населения Сибири XVII в.;

- уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время;

- уметь объяснять основные  факты из истории родного края XVII в. В свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время.

Сибирь в составе Российской империи (XVIII—XIX века)

Учащиеся должны:

- показывать по карте присоединяемые территории и изменяющиеся государственные границы на восточных рубежах России в XVIII—XIX вв.;

- характеризовать основные сословия Сибири в XVIII—XIX вв.

- сравнивать положение сословий в Сибири и Европейской России;

-   объяснять аграрную политику правительства в Сибири и сравнивать ее с аграрной политикой в европейской части страны;

-        объяснять причины отсутствия помещичьего землевладения в Сибири;

- характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIII—XIX вв.;

- называть основные особенности экономического развития Сибири
в XVIII—XIX вв.;

- иметь представление о культуре и образе жизни русского населения
Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами
культуры;

- знать о роли уголовной и политической ссылки в развитии региона.

Сибирь в XX веке

Учащиеся должны:

- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX в.
и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;

- знать о результатах Столыпинской аграрной реформы для развития
Сибири;

- знать о развитии крестьянской кооперации в начале XX в., об успехах
сельского хозяйства после постройки Сибирской железной дороги;

- знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905—
1907 гг. и Февральской;

- знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на ее территории, о событиях тех лет в родном крае;

-  сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;

-        знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать по карте и называть стройки первых пятилеток;

-  знать факты из истории коллективизации в регионе;

- уметь собирать, систематизировать и объяснять факты из истории
родного края, в которых нашли отражение события индустриализации,
коллективизации и «большого террора»;

- знать о вкладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;

- знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950—1980-е гг., показывать по карте местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;

- уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек
коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и
отрицательных сторон.

Формы контроля за прохождение программы элективных курсов:

- тестирование;

- выполнение письменных работ;

- выполнение творческих презентаций;

- мини-проекты.


6.СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Заселение Сибири человеком. Археологические памятники Прибайкалья.

Ранний железный век. Курыканы. народы Сибири до российской колонизации.

Началорусского продвижения в Сибирь. Присоединение Западной и Восточной Сибири.основание города. Быт горожан. Иркутские храмы.

Государственное управление в 17 веке. Заселение Сибири. Русская власть и сибирские аборигены. Русско-китайские отношения.

Социально–экономическое развитие края  Великая Северная экспедиция.

Структура управления Сибирью. Реформа М.М. Сперанского. Губернаторы градоначальники. Христианизация Сибири.Сроки ссылки условия содержания.

Декабристы в нашем крае.

Развитие сибирского земледелия.

Золотопромышленность, сибирский торг.

Транссибирская магистраль.Общественная мысль, культурная жизнь Иркутска.

Революционные события. Иркутск в годы первой мировой войны.

Революция1917 г. гражданская война. Социально –экономическое развитие после гражданской войны. ГУЛАГ в нашем крае.Сибирь в годы ВОВ. памятные места города. Иркутская пятилетка, научная и культурная жизнь. Перспективы развития Иркутска. Социально –культурная жизнь

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Раздел 1. Наш край в древности

1

Древнекаменный век; Мезолит; Новокаменный век

Меднобронзовый век

1

Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья

2

Народы края в средневековье

1

3

Присоединение «братской землицы»

1

4

Первые христианские церкви и монастыри

1

5

Народные волнения XVII века

1

Раздел 3. Земля Иркутская в XVIII веке

6

Социально-экономическое развитие края

1

7

Иркутск - губернский город

1

8

Первые школы в Иркутске;

«Именитые» люди XVIII века

1

Раздел 4.

Иркутская губерния в первой половине XIX

9

Развитие экономики

1

10

Участие населения в Отечественной войне 1812 г.; Край каторги и ссылки

1

11

Восточно - Сибирское генерал-губернаторство

1

12

Просвещение и образование

в первой половине XIX в.

1

13

Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири

1

Раздел 5. Иркутская губерния во второй половине XIX

14

Экономика

1

15

Торговля и купечество; Сибирская железная дорога

1

16

Общественная жизнь; Политическая ссылка и революционное движение; Польские ссыльные

1

17

Просвещение и образование; Научно-техническая жизнь в губернии

1

18

Культура края во второй  половине XIX в.

1

Раздел 6. Иркутская земля в начале ХХ в.

19

Экономика

1

20

Рабочее движение, социал-демократия, революционные выступления   в губернии

 в 1905-1907 гг.

1

Раздел 7. Между двумя революциями

21

Экономическое положение губернии

1

22

Общественно-политическая жизнь

1

23

Культура Иркутской губернии начала ХХ в.

1

24

В годы первой мировой войны

1

Раздел 8. Революция и гражданская война

(1917 – 1920 гг.)

25

В годы гражданской войны

1

Раздел 9. Иркутская земля в 1921 – 1985 годах

26

Социально – политическая обстановка после гражданской войны

1

27

Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности

1

28

Коллективизация: как она проходила

1

29

Культура края

1

30–31

Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941 – 1960 гг.)

2

32

Иркутская область в 1961 – 1985 годах

1

Раздел 10. Иркутская область

в конце ХХ – начала ХХI вв.

33

Политическая и культурная жизнь;

На пути экономических реформ

1

34

Круглый стол; Итоговый урок

1

Итого: 34 часа

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Экран

1

5

Телевизор

1

6

Аудиоколонки

2

Литература для учащихся.

  1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2016.
  2. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
  3. История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
  4. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
  5. Россия. Энциклопедический справочник. M. 2014 г.
  6. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2013
  7. Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2013.
  8. Энциклопедический словарь юного историка. M. 2012.

  1. Литература для учителя.
  1. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
  2. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
  3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
  4. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001
  5. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
  6. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
  7. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
  8. История России. 1861- 1917. M. 1996.
  9. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
  10. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
  • История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
  • Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального курса "Нацизм - неизвестные страницы истории". Вариант - 20 часов. 2013 - 2014.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебным планом предусмотрено в рамках дисциплины «История» изучение тем «II мировая война», «Великая Отечественная война». Сод...

Рабочая программа учебной дисциплины "История" для студентов 2 курса

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессиональн...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа по курсу ОГСЭ.02. История по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.13 Технология парикмахерского иск...

Рабочая программа по курсу Россия - моя история для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство

Рабочая программа учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17....

Рабочая программа практического курса занятий по компетенции "Инженерия Космических систем" Город Мастеров 14 и 21 дней 2024 год

Рабочая программа по компетенции «Инженерия космических систем» (далее – программа) является учебно-познавательной; по форме организации –  групповой; ...