Реализация возможностей ролевых игр на занятиях по иностранному языку
методическая разработка на тему

Низаметдинова Сария Исмагиловна
Данная ролевая игра адресована учителям иностранного языка и ставит своей целью ознакомить и показать приемы работы при изучении темы «Choosing a career», как на практических занятиях по иностранному языку, так и при проведении внеклассных мероприятий. Содержание соответствует языковым возможностям учащихся уровня «Intermediate», а также специализированных школ с углубленным изучением английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация возможностей ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Авторы: Низаметдинова С.И., Яруллина А.Р.

Для формирования коммуникативной и социально-психологической компетентности необходимо создавать модели систем общения и совместной деятельности. Возможность для реализации этой цели предоставляют ролевые технологии, в основе которых лежит игровая деятельность.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации. Все это определяет функции игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Таким образом, игра является мощным средством развития личности, средством формирования полноценной личности.

Когда учащиеся принимают на себя какую-либо роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Они бессознательно создают и творят свою собственную реальность, и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности обучаемого. Такая игра в роль укрепляет, а не разрушает уверенность в себе. Таким образом, преимуществом ролевых игр, определяющих их широкое использование во многих областях, является условный ее характер, позволяющий участникам игры освободиться  от сковывающих защитных психологических систем. Игра позволяет экспериментировать со своим поведением, не опасаясь отрицательных последствий, развивает психологическую креативность.

Целесообразность использования ролевых технологий на занятиях по иностранному языку обусловлена также тем, что подростки отдают предпочтение групповой форме работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают  личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности моделирует межличностное групповое общение и находит живой отклик у студентов.

Разработка «Student+Teacher=?» адресована учителям иностранного языка, широкому кругу лиц, изучающих английский язык. Разработка ставит своей целью ознакомить и показать приемы работы при изучении темы «Choosing a career», как на практических занятиях по иностранному языку, так и при проведении внеклассных мероприятий. Содержание соответствует языковым возможностям студентов средних и специальных педагогических учебных заведений уровня «Intermediate», а также специализированных школ с углубленным изучением английского языка.

По структуре разработка состоит из шести конкурсов и предполагает стимулирование познавательного интереса к вопросам межличностного общения, к роли социальной самоидентификации личности студента, являющейся важной составляющей процесса коммуникации в образовательном процессе; аргументирование значимости владения иностранным языком, обеспечивающим условия реализации данного процесса.

Группа делится на две команды: команда преподавателей и команда студентов.

Compere: You know how much important it is to concentrate on relations between students and teachers and creating the corresponding atmosphere in class. For every teacher it is of principle importance to look at the students as colleagues. Respect for them is a must. We hope that being taught in an atmosphere of mutual respect and cooperation will help them in future to communicate with everybody easily and feel responsibility for their actions and words. Love for children and warm relationships with them are important itself. This is something we should discuss with the students all the time. So, the title of the contest is “A Teacher + A Student =?”. At the end of the contest we are to give an answer to this question. Two teams participate in the contest – the team of the teachers and the team of the students. To warm up I suggest you should answer the following questions:

- If you were allowed to choose the subjects you want to study, what would you prefer?

- If the education were paid, for whose lessons would you give the highest pay?

- Who is the owner of the most pleasant voice?

- Do you want your child to become a teacher?

- What is your favorite classroom?

- With whom would you like to spend 10 years on a desert island and why?

- Do you believe in superstitions before the exams?

Contest 1.

Compere: Having listened to all your answers I have got an impression of each of you. So, it’s high time to begin the contest. Each team should give an answer to the following questions:

A question to the teachers:

- What student do you consider to be an ideal?

A question to the students:

- What teacher do you consider to be an ideal?

You have a minute at your disposal. The time is up. Teachers, you are welcome. Now let’s listen to the opinions of the students. These were the portraits of an ideal teacher and a student.

(Студенты дают ответы на вопросы с комментариями).

Contest 2.

Compere: The next task will be the following. You are to complete these phrases:

  1. I like to go to college when….
  2. I don’t like to go to college when….

Compere: I suppose teachers and students should take each others feelings into consideration.

Contest 3.

Compere: Here you should show your creativity and make a dictionary of teachers and students giving ten the most popular words and word combinations from the vocabulary of the teachers and the students.

Contest 4.

Compere: Here is a list of positive characteristic features of the teachers and the students. Look through them and make a portrait of a typical teacher and a student. Name five the most important traits of character (of a teacher and a student).

And here is a list of negative features. Choose five features from which the teachers and the students should get rid of.

Positive features                                       Negative features

industrious                                                 lazy

kind                                                            rude

strict                                                           angry

alert                                                            envious

brave                                                          untruthful

responsible                                                 a lack of personal discipline

punctual                                                      bossy

polite                                                           violent

patient                                                         impatient

to have a sense of humour                          selfish

sociable                                                       careless

communicative                                            arrogant

highly educated                                           a lack of will

Contest 5.

Compere: During this contest we’ll see how imaginative you are. Give the new names to the next subjects: Music, Handicraft, Physical Training, Russian, History, Biology, Mathematics, Computering.

Contest 6.

Compere: As you know a conflict is a part of everyday life. And we should confess there are educational conflicts touching upon the problem of relationships between teachers and students. There are different ways of solving conflict situations and according to the scientific research the most popular of them are dialogues, making a compromise, having a conversation, making up a conflict situation. Today you are to find a way out of the given conflicts which may take place at any lesson, at any time. Listen to them carefully and think them over.

Situation 1.

Having opened the door and seen funny glances of children the teacher stopped in the door of the classroom. The class was expecting his next action with alert, “What will happen?”. The teacher shifted his gaze to the blackboard – the diagram was upside-down. What should the teacher do in this situation? (To explain the new material using the diagram turned upside-down and then start to question the children. Let the children try to repeat the material by the diagram).

Situation 2.

A new teacher entered the classroom. At first it seemed to her that there was nobody in the room but it turned out that the pupils had hidden themselves under the desks. Paying no attention to this fact the teacher introduced herself and began the lesson. In several minutes when the teacher turned aside she saw that some pupils were sitting at the desks. “Who allowed you to sit at the desks?”, asked the teacher irritably. After the teacher’s question the children got back under their desks. Was the teacher right?

Situation 3.

You are a teacher. The marks not given by you happen to appear in the class register. What would you do in such a situation?

Compere: The last contest is a question. What word can we put instead of a question in the phrase “A teacher + a student is ….”? (cooperation, friendship, understanding…).

You are right. A true, experienced and highly qualified teacher is able to transform his lessons into a fruitful creative cooperation with students.

Таким образом, признана высокая дидактическая эффективность ролевых технологий, благодаря которым возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленного социального опыта. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогическое влияние игры является ощутимым в воспитании культуры общения, чувства коллективизма и товарищества, чувства высокой личной ответственности перед остальными участниками, их инициативы и самостоятельности. Возможности ролевых игр при развитии навыков иноязычного общения также безграничны, позволяя создавать на занятиях ситуации, приближенные к реальным. Студенты получают возможность проявить свои языковые способности, выступая в роли того или иного героя, освобождаясь психологически от обязанностей «ученика». Педагогически и психологически продуманное использование ролевой игры на занятиях по иностранному языку обеспечивает развитие потребности в иноязычной мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности студентов.

Список литературы

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.

2.Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: автореф. дис. …канд. пед. наук/Л.А. Аухадеева. – Казань, 1994. – 19 с.

3.Волович Л.А. Социокультурное становление и подготовка современного специалиста в средней профессиональной школе/Л.А. Волович. – Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1999. – 56 с.

4.Гертер Г., Оттл К. Работа в команде/Практические рекомендации для успеха в группе. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

План открытого занятия по иностранному языку на тему "Food and Health" (Еда и здоровье)

Открытое занятие по теме "Еда и здоровье" для студентов 1 курса гуманитарного профиля обучения...

Работа с экономическими текстами на занятиях по иностранному языку

В статье речь идет о различных приемах и методах работы с экономическим текстом (текстом по специальности для студентов, обучающихся по специальностям: "Коммерция", "Экономика и бухучет"....

ИКТ на занятиях по иностранному языку

В статье автор рассматривает вопросы использования ИКТ в образовательном процессе по дисциплине Иностранный язык, приводит алгоритмы применения данных технологий по различным темам....

Методическая разработка: "Цикл аудиторных и выездных практических занятий по иностранному языку (английский) «Знай и люби свой город»"

В современном мире всё чаще возникает необходимость воспитания у молодежи интереса к истории, культуре и традициям России. В связи с этим мы с коллегой (Лаврухиной Н.А.) разработали цикл аудиторн...

Цикл аудиторных и выездных практических занятий по иностранному языку (английский) «Знай и люби свой город»

В современном мире как никогда актуальна проблема воспитания у студентов интереса к истории, культуре и традициям нашей страны. В связи с этим мы с коллегой (Головакиной Е.Н.) разработали цикл ау...

Методическая разработка практического занятия по иностранному языку "Моя семья. Мой дом. Местоимение."

laquo;1.2 Моя семья. Мой дом. Местоимение.».Группы/подгруппы           Преподаватель Даллакян Д.Р.Продолжительность   90  ...