Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы в России
материал на тему

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. В России 2015 год был объявлен годом литературы. Данное внеклассное мероприятие посвящено закрытию Года литературы и предназначено для студентов всех курсов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_literatury.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ОО «Орловский технологический техникум»

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы

«Богатства, отданные людям…»

Разработала:

Преподаватель русского

 языка и литературы

Александрова О.А.

Орел-2015г.


Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы,

«Богатства, отданные людям»

Цель: в рамках Года литературы показать значение литературы в современном мире, ее роль в формировании личности;

Показать способность литературы развивать творческий потенциал людей, объединять нацию вокруг духовных и нравственных ценностей;

Повысить читательскую активность студентов;

Развивать у студентов стремление к культурному общению и эстетическому восприятию окружающей действительности.

Воспитывать патриотизм, любовь к родному языку и литературе, веру в торжество справедливости и правды.

Оборудование: мультимедийные средства, тема урока (плакат), эпиграф (плакат), флаг, герб, зал, украшенный шарами.

Дата проведения: 

Время проведения:

Место проведения: актовый зал

Ведущий 1: 

Ведущий 2:

Эпиграф

«Наша литература- наша гордость,
лучшее, что создано нами как нацией»

М.Горький

Видео Год литературы

Ведущий 1

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном Году литературы в России. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Государство, вузы, техникумы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно.

Ведущий 2

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Поэтому, как сказал наш президент В.В.Путин, «цель проведения Года литературы -  напомнить об исключительной ее, литературы, значимости и ее особой миссии». Действительно, все духовные ценности человек черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Ведущий 1

К сожалению, в наш современный век компьютерных технологий, молодежь практически перестала читать художественную литературу. Поэтому главная цель, которая стоит перед нами, - это привлечь ваше внимание к литературе и чтению, стимулировать интерес к печатному слову, к книгам. Ведь ни один компьютер, ни один планшет не заменят настоящую книгу, с шелестом ее страниц.

Видео Путин о цели Года литературы

Ведущий 2

Литература прошла большой путь от античности до наших дней. Неоценимый вклад в развитие современной русской литературы внес XIX век, который принято называть золотым веком русской литературы. Гении искусства слова, прозаики и поэты благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

 Ведущий 1

Кроме того, 19 век – это время формирования современного  русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину, жившему и творившему свои бессмертные произведения в первой половине XIX века.

Ведущий 2

Его творчество явилось истоком величайших идейно-художественных открытий и достижений русской литературы, а через это и русской духовной культуры, тех начал, которые получили широчайший международный отклик и мировое признание уже в послепушкинскую эпоху.

Ведущий 1

Своими величайшими произведениями он создал памятник себе нерукотворный и вечно живой. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Дубровский», лирика любви и ненависти, созерцания и борьбы, творческого самосознания учат нас благородству, честности, чувству долга. Весь мир благоговейно склоняет голову перед творчеством этого грандиозного человека. Многие стихотворения Александра Сергеевича были  положены на музыку и по праву считаются шедеврами мировой классики.

Видео романс Пушкина «Я вас любил»

Ведущий 2

Именно творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому стал прислушаться весь культурный мир.

Ведущий 1

Особенно хочется отметить творчество таких великих мастеров слова, как Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и А.П. Чехов, которые оказали влияние не только на русских, но и на зарубежных писателей.

Одним из наиболее почитаемых во всем мире писателей является Ф.М.Достоевский, прошедший трудный путь исканий. В основе их была любовь к человеку, к русскому народу, вера в великое историческое предназначение России.

Ведущий 2

«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Униженные и оскорбленные». Равнодушно читать эти произведения Достоевского невозможно. И как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни. Мы восхищаемся и гордимся его художественным гением.

Ведущий 1

Главное в наследии Ф.М.Достоевского — та жестокая правда, которую писатель отважился сказать своим современникам и потомкам, та тревожная и прозорливая дума о будущем России, о судьбах человечества, которая никогда не оставляла писателя.

Ведущий 2

Еще одним писателем мирового значения является Л.Н.Толстой. Его творчество, как и творчество Достоевского, отличает  глубочайший психологизм, проникновение во внутренний мир героев. Мысль народная и мысль семейная, по словам самого Толстого, явились главными в его творчестве, и художественный опыт, раскрытые здесь истины невозможно переоценить. «Война и мир», "Анна Каренина", "Воскресение"  – романы, где достигается вершина образного перевоплощения в характеры столь многоплановые, близкие или совсем чуждые автору…

Ведущий 1

Наследие Льва Толстого чрезвычайно широко: полное собрание его сочинений насчитывает 90 томов. Это и драматургия, и рассказы для детей, "Азбука", дневники, письма, уникальная публицистика позднего Толстого, философские и педагогические сочинения…

Ведущий 2

Важнейшим звеном в восходящем развитии русской классики является А.П.Чехов. Его творчество словно завершает главные темы и мотивы русской классики, завершает с учетом векового опыта развития литературы.

Ведущий 1

Но писал он настолько тонко, умно, психологично и с юмором, что до наших дней его произведения читаются с огромным интересом. Жизнь дворян, помещиков, чиновников, врачей, крестьян не проходила мимо его внимательного взгляда. «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Хирургия», «Чайка», «Вишневый сад» и многие другие его произведения указывают нам недостатки общества, актуальные и в наши дни. Все вы сталкивались с проблемой выбора профессии, и выбрав ее вы должны приложить максимум усилий для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, чтобы не столкнуться с такой ситуацией как в рассказе Чехова «Хирургия».

Сценка по рассказу Чехова «Хирургия» (Деревяшкин В.)

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин. Человек неопрятный: в поношенной жакетке и истрёпанных триковых брюках.

     В приёмную входит дьячок Вонмиглазов, высокий старик в рясе и с широким кожаным поясом. Щека перевязана платком. Лицо перекошено от зубной боли.

  Он оглядывается по сторонам в поисках образа, но не найдя такового, крестится на бутыль с карболовым раствором.

КУРЯТИН:  А –а –а… моё вам! – (зевая).  – С чем пожаловали?

ДЬЯЧОК:   С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич…. К вашей милости….  Сел намедни со старухой чай пить – и ни боже мой, ни капельки, хоть ложись да помирай…. А,а,а…. Хлебнёшь чуточку – и силы моей нету! И в самом зубе, и всю эту сторону….     Так и ломит, так и ломит!!!   КУРЯТИН: (почёсывая макушку) – М – да… Садитесь… Раскройте рот!

Дьячок садится и раскрывает рот.   Курятин со знающим видом заглядывает, хмурится…

КУРЯТИН:  - Вырвать его нужно, зуб –то! Рвать непременно, Ефим Михеич!

ДЬЯЧОК: - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать,  что вырвать, а что каплями или прочим чем…. На то вы, благодетели, и поставлены, дай вам Бог здоровья.

КУРЯТИН: (скромничая машет рукой) – Пустяки… Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка, твёрдость руки… Раз плюнуть…. Вырвать можно…. Отчего ж не вырвать? Только тут без понятия  нельзя…. Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой ключом… Кому как!   (при этом роется в своих инструментах; берёт поочерёдно то один, то другой, смотрит на них вопросительно; потом кладёт и берёт в руки щипцы. Подходит со щипцами к дьячку. У того от страха расширяются глаза.)

КУРЯТИН: - Ну – с, раскройте рот пошире…. Сейчас мы его…. Того…. Раз плюнуть…. Десну только подрезать по вертикальной оси… И всё.. и всё...

ДЬЯЧОК: - Благодетели вы наши…

КУРЯТИН: - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни корешки….. Этот – раз плюнуть…(накладывает щипцы). Не дёргайтесь, сидите неподвижно… Это – раз плюнуть, главное, чтобы коронка не сломалась…. (Дьячок от боли изворачивается на стуле и пытается схватить за руки фельдшера)*

ДЬЯЧОК: (кричит) – Отцы наши…. Мать Пресвятая….. Вввв…

КУРЯТИН: - Не тово… не тово… как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас… Вот, вот…  Дело – то ведь не лёгкое….

ДЬЯЧОК: (кричит ещё сильнее) – Отцы…. Радетели… Ангелы!  Ого – го…. Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?

КУРЯТИН: - Сразу нельзя… Вот – вот… Дело – то ведь… Хирургия! (поднимает  кверху указательный палец)

Дьячок поднимает колени до локтей, плачет и тяжело дышит. Фельдшер топчется перед ним. Щипцы срываются с зуба.

 КУРЯТИН: (почёсывая затылок) -  Ах, незадача! Сорвалось…

ДЬЯЧОК: (вскакивает) – А! На месте! (тычет пальцем в зуб и с укором смотрит на фельдшера).

КУРЯТИН: (разводя руками) – Тянул!

ДЬЯЧОК: (передразнивая, плачущим голосом) – Тянул… Чтоб тебя на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу….

КУРЯТИН: - Ты думаешь, мужик,  легко зубы – то  рвать? Это тебе не на колокольне в колокола звонить! (дразнит) «Не умеешь, не берись..». Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты…

ДЬЯЧОК: (держась за щёку, плача, причитает и крестится) – Света белого не вижу… Ох… Насажали вас тут на нашу погибель!

Дьячок, держась за щёку, причитая, уходит.

КУРЯТИН: ( вслед ему, убирая инструменты) – Поругайся мне ещё тут! Ишь ты, пава какая! Ништо тебе, не околеешь! Невежа!

Ведущий 2

Значение Чехова для нашей современности бесспорно. Чехов ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем русскую жизнь конца XIX в.,- «жизнь, не запрещённую циркулярно, но и не разрешённую вполне».

Ведущий 1

Прекрасно о значении творчества Чехова сказал А. М. Горький: «Когда умрёт Чехов, умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всём, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по сто рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который всё понимал».

Ведущий 2

Многие города могут гордиться тем, что именно они считются малой родиной известных писателей. Москва, Петербург, бесспорно, являются двумя литературными столицами России. Но на ряду с ними город Орел называют третьей литературной столицей. Николай Лесков утверждал: «Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…»

Ведущий 1

Наш город помнит шаги Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и многих других талантливых писателей и поэтов, живших и работавших на орловской земле!

Ведущий 2

Пожалуй, одним из самых известных и всеми любимых писателей-орловцев является Иван Сергеевич Тургенев.

Видео Тургенев

Ведущий 1

Явление Тургенева – свидетельство зрелости, устойчивости в становлении русской классики: Тургенев впитал уже всю полноту русской литературной традиции, не столько развивая новые эстетические качества, сколько закрепляя весь художественный опыт своих предшественников.

Ведущий 2

И этот великий опыт Тургенев переносит на изображение современности. «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне». Необычайная чуткость к духу времени, способность уловить новые характеры принесли писателю имя первооткрывателя типов лишнего человека, нигилиста, знаменитой тургеневской девушки, и создателя емкого образного обобщения дворянского гнезда. Тургенев открыл и первых революционеров вроде Инсарова, и несостоявшихся борцов, красочных демагогов вроде Рудина. И, конечно, Тургенев одним из первых вывел живые лики русского крестьянства, изображенные в «Записках охотника»: Хорь и Калиныч, Касьян с Красивой Мечи, Ермолай, герои-певцы, однодворец Овсяников.

Ведущий 1

Тургеневу свойственно сокровенное переживание природы, в его творчестве мы видим глубокое единение человека с землей, его взрастившей, что составляет древнюю русскую духовную традицию. Столь велико и мастерство его как художника, что любая пейзажная зарисовка все теряет в своем пересказе: живописные тексты живут только в своем первозданном качестве. Читать Тургенева – погружаться в совершенный художественный мир…

Ведущий 2

Еще одним непревзойденном певцом русской природы является Ф.Тютчев, который  прожил большую, долгую жизнь, так тонко и прочно сплетенную с судьбами России. Это дипломат и философ, придворный камергер и литературный цензор, имеющий высокий чин тайного советника. Это автор глубоких историко-политических исследований о судьбах России и Восточной Европы, насыщенных необычайными и родственными его поэзии откровениями.

Ведущий 1

Буйство весенних красок, страхи тёмных ночей, величие космических сил – всё это находит своё выражение в поэтических строчках таланта. Не менее успешно переводит он и мировых классиков на русский язык. Но на родине поэт остаётся долгие годы практически неизвестным. Заслуга подлинного «открытия» таланта Тютчева принадлежит Некрасову и Тургеневу, которые собрали его произведения в сборник для печати. После этого поэзия Фёдора Ивановича стала пользоваться значительной популярностью.

Видео Тютчев.

Ведущий 2

Не менее прекрасные стихи о родной природе писал друг и современник Тютчева А.А.Фет. В его творчестве мы увидим чистые, лёгкие, светлые стихи о любви. Многие его произведения вдохновили композиторов на создание известных романсов «Я пришел к тебе с приветом», «Я тебе ничего не скажу», «Шепот, робкое дыханье» и многих других. До сих пор, по прошествии многих лет, мы удивляемся таланту Фета, умеющего и через века по-прежнему играть на лучших струнах человеческой души.

Романс

Ведущий 1

Особое место в русской литературе занимает Н.С.Лесков. Русский писатель, публицист, этнограф Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии.

«Очарованный странник», «Соборяне», «Тупейный художник», «Несмертельный голован», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Лесков создал целую галерею образов праведников, искателей - могучих духом, талантливых патриотов русской земли. Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой их постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку и чувство собственного достоинства. 

Ведущий 2

В творчестве Н.С.Лескова очень сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы. Писателя чрезвычайно волнует тема ненужности, гибели народных талантов на Руси.

В своих произведениях автор пытается донести до читателя, что Россию спасет не революция, а просвещение, моральные убеждения, пропаганда евангельских идеалов добра и справедливости. 

Ведущий 1

Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. Он всегда горячо выступал в защиту чести, достоинства человека, постоянно ратовал за свободу ума и совести, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света.

В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что само его творчество мы вправе назвать литературным подвигом.

Ведущий 2

Орел также стал литературной родиной И.А.Бунина, первого в истории России Нобелевского лауреата в области литературы.

«Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Жизнь Арсеньева». Все произведения Бунина – независимо от времени их создания – отмечены интересом к вечным загадкам человеческого существования, единым кругом лирико-философских тем: времени, памяти, наследственности, любви, смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации.

Ведущий 1

Не последнюю роль Орел играет и в жизни С.Есенина, который неоднократно бывал в нашем городе. Несмотря на свою короткую жизнь, он оставил яркий след в истории русской литературы,  о котором вам расскажет заслуженный работник культуры РФ Александра Васильевна Семенова.

Есенин

Ведущий 2

Начало XX века стало для России временем страшных потрясений. За какие-то двадцать лет произошло три революции, страна была втянута в Первую мировую войну! Двадцать лет - это ничтожно малый срок для истории, однако события этого времени в корне изменили нашу страну. И самым суровым испытанием этого двадцатилетия стала Гражданская война.

Ведущий 1

Двадцатые годы этого века стали временем появления новой литературы, связанной, прежде всего, с именами Фадеева, автора романа «Разгром», Фурманова – «Чапаев», Серафимовича – «Железный поток», Бабеля – «Конармия», Шолохова «Тихий Дон». Они пишут о конкретных исторических событиях, в которых зачастую сами принимали непосредственное участие. Для литературы этого времени главной стала проблема человека и революции, человека в огне Гражданской войны.

Ведущий 2

Гражданская война разъединила людей, легла пропастью между ними. Нередко случалось так, что члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад. На страницах произведений мы видим героев, которые свято верят в революцию, в коммунистические идеалы и готовы бороться за них до последней капли крови. Для многих из них на первом месте всегда стоят общественные интересы и только потом личные.

Стихотворение читает Литвинова А.

Кровавая встала над Русью заря.
Нет времени слушать в саду соловья,
Дерутся за «правду» опять мужики,
А женщины ваши стареют с тоски.

На нивах и пашнях трава и бурьян.
И ищут они друг у друга изъян.
Стараясь не словом проблему решить:
Друг друга спешат на погост уложить.

На Дальнем Востоке, Кубани, Дону,
Великой Сибири и даже Крыму
Сошлись в страшной битве России полки,
А женщины плачут и гаснут с тоски.

Под сенью дубрав и российских берез
Наносят удары друг другу всерьез.
Под триколором с двуглавым орлом
И знаменем красным идут напролом.

Цвет нации гибнет на русских полях,
Остались могилы в степных ковылях.
И плачет дождями родная земля-
Они ведь погибли тебя так любя!

Ведущий 1

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.

Ведущий 2

Едва оправившись от потрясений Гражданской войны, Россия оказалась ввергнута в пучину новых трагических событий. Настал 1941 год, началась Великая Отечественная война.         

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

Ведущий 1

В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, весь свой талант отдавали победе над врагом. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из них пала в боях за свободу родины, была ранена.

Ведущий 2

В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 500 писателей были награждены боевыми орденами и медалями, 10 из них стали Героями Советского Союза. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

Ведущий 1

Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали образы новых героев. В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев и многие другие. На всю страну прогремела и стала символом времени песня "Священная война", написанная на слова В.И.Лебедева-Кумача. Огромную популярность приобрели поэма "Василий Теркин" А.Т. Твардовского, стихотворения А.А.Суркова "Землянка" и "Жди меня" К.М. Симонова.

Ведущий 2

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

Видео Книги о войне

Ведущий 1

Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. "Народ бессмертен" В. Гроссмана, "У стен Ленинграда" В. Вишневского, "Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Урал в обороне" М. Шагинян, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова – эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение. Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", романа М. Шолохова "Они сражались за Родину".

Ведущий 2

Важное место в литературе военных лет занимали произведения о героическом революционном и боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, трудящихся советского тыла.

Ведущий 1

То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. М. Шолохов "Наука ненависти". К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь". Стихи А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского "Василий Теркин", стихи О. Берггольц, очерки И. Эренбурга, повесть Э. Казакевича "Звезда" – далеко не полный перечень имен и произведений, написанных во время войны.

Ведущий 2

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

Стихотворение читает Шуба А..

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1

         Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли.

Ведущий 2

Первые послевоенные годы ознаменовались появлением ряда интересных и ярких произведений. В 1945 г был опубликован роман А. Фадеева «Молодая гвардия». В 1946 г. А. Твардовский публикует поэму «Дом у дороги» — одно из наиболее значительных произведений советской эпической поэзии. В том же году были напечатаны повести Веры Пановой «Спутники», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Ведущий 1

В этот период определились три основных проблемно-тематических пласта в литературе: война, современность и тема борьбы за мир. Писатели стремились  запечатлеть возрождение жизни на опустошенной фашистским нашествием земле. В ряде произведений отмечены особенности трудного перехода от войны к мирному времени.

Ведущий 2

Появляется ряд произведений, которые подвергали анализу сложнейшие проблемы времени: положение деревни, вопросы партийного руководства и многие другие. Так, например, появление романа Л. Леонова «Русский лес» стало одним из крупнейших событий всей послевоенной литературы.
     Несомненной и большой заслугой послевоенной литературы была активная, страстная борьба за мир. Произведения на эту тему были сильным оружием. Писатели разоблачали идеологов и вдохновителей «холодной войны», провозглашали необходимость борьбы за счастье и благополучие человечества. Советская литература с первых дней своего возникновения всегда энергично и страстно выступала против войны.

Ведущий 1

При всей своей сложности литература тех лет характеризуется высоким патриотическим пафосом. «Война очень много взяла от нас, — вспоминала Ольга Берггольц. — Война разорила немало человеческих душ, опустошив их. И все же неизмеримо больше мы приобрели! Какая это драгоценность, какая правая и чистая гордость — сознание, что мы народ-победитель... И в дни мира мы должны быть достойны самих себя, победителей, таких, какими научились быть в дни войны»

Ведущий 2

Начинает происходить обновление русской литературы. Свободно обсуждаются произведения, находившиеся ранее под запретом. Булгаков «Собачье сердце», Ахматова «Реквием», Пастернак «Доктор Живаго», Платонов «Котлован». Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс. Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев

Ведущий 1

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и в нашем городе. Современные орловские поэты своим творчеством помогают избавить мир от жестокости, воспевают милый их сердцу родной край. Среди них Виктор Дронников, Дмитрий Блынский, Людмила Внукова. Мотивы их творчества  понятны каждому русскому человеку, стоит лишь прочитать стихи.

Стихотворение читает Клыкова Г.

Край  ты мой Орловский-
Родина моя!
Песни- подголоски,
Трели соловья.
И берёзок шёпот,
И цветенье трав,
И шмелиный ропот
В тишине дубрав.
Вся душа иссохнет
По тебе, мой край,
Защемит, заохает,
Только волю дай.
Да и как не сохнуть-
Детство здесь прошло.
Было очень тёплым
Мамино крыло.
И отец душевно
Песни распевал,
А меня волшебно
Милочкою звал.
-Милочка- голубочка,-
Голос слышу я
И спешу,
Спешу к тебе,
Родина моя!

Ведущий 2

Умение вовремя сказать нужное слово, сказать так, чтобы подействовать на умы, волю и сердца читателей, сделало литературу огромной духовной силой в жизни народа. И сейчас, когда происходит крушение многих идеалов, святынь и ценностей, еще вчера казавшихся незыблемыми, особенно важно иметь перед собою нравственные ориентиры, позволяющие в любой ситуации оставаться Человеком, умеющим видеть и понимать прекрасное, способным сострадать и сопереживать, быть патриотом своей страны.

Стихотворение читает Висягин И.

 Книга – учитель, книга - наставник.

 Книга – близкий товарищ и друг.

 Ум, как ручей, высыхает и старится,

 Если выпустишь книгу из рук.

 

 Книга – советчик, книга – разведчик,

 Книга – активный борец и боец.

 Книга - нетленная память и вечность,

 Спутник планеты земли, наконец.

 

 Книга не просто красивая мебель,

 Не приложенье дубовых шкафов,

 Книга – волшебник, умеющий небыль

 В быль превращать и в основу основ.

Ведущий 1

Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Ведущий 2

На страницах произведений представлена история всего народа, честно и справедливо отображена общественная действительность, стремления и надежды людей. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер. Будьте всегда и во всем первыми: в учебе, в труде. С честью несите гордое звание студента! И пусть книга станет верным помощников на вашем жизненном пути!

Видео «По страницам русской классики»

Ведущий 1:

Счастья и удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное Дню победы " Поклонимся великим тем годам!"

Внеклассное мероприятие к Дню Победы. Сценарий внеклассного мероприятия  "Поклонимся Великим тем годам!" Автор: Свиридова Светлана Викторовна, социальный педагог ГАПОУ СО &quo...

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской Федерации Тема: Наш дом Россия!

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской федерации на тему "Наш дом Россия!"...