ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
план-конспект урока на тему

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация с  опорными конспектами

ХОД УРОКА

1. ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

2. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ (слайд 1,2) Беседа с обучающимися. Как вы думаете, почему Толстой свое произведение назвал «Война и мир»? Были ли друге варианты? (сообщение обучающегося)

Война – это

 -военные столкновения русской и французской армии;

-конфликты, разногласия между людьми;

-дуэли между героями;

-внутренний конфликт;

-насилие и кровопролитие;

-все, что разрушает красоту и гармонию.

Мир - это

-жизнь народа без войны;

-вселенная;

-единство людей, не взирая на национальную принадлежность ;

-дружба

3. ГЕРОИ (слайд 3)

В романе свыше 550 действующих лиц. Из них 468 имеют имена или фамилии, отчества или прозвища. Около 250 – это реальные исторические лица. Среди них два великих полководца -  Кутузов и Наполеон.

4. КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

5. ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории

Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение

2. События общественной и политической жизни

Масонство, первые организации декабристов

3. Отношения помещиков и крестьян

Преобразования Пьера, Андрея.

4. Показ различных слоев населения

Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне

5. Широкая панорама бытовых сцен

Балы, обеды, охота, посещение театра и др.

6. Огромное количество человеческих характеров

Свыше 550 персонажей

7. Большая протяженность во времени

15 лет

8. Широкий охват пространства

Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

Д.З. Образ Болконского. Подготовить сообщение о герое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Методическая разработка урока с презентацией для стуудентов 1 курса....

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова....

Презентация "Особенности первобытной культуры" к уроку МХК "Основные особенности первобытной культуры и своеобразие доисторического искусства".

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

Карточки для занятий (формат дистанционного обучения) при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"

Карточки помогают при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"...

«Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора»

Учебное занятие проведено в мае 2018 г. на основе технологической карты. Большое внимание на занятии уделено самостоятельной работе обучающихся с художественным текстом, а также предъявлению результат...