Методическая разработка внеклассного мероприятия «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)
методическая разработка на тему

Ивина Любовь Николаевна

Тема: «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)                      

Тип внеклассного мероприятия: урок-исследование

Цели:

Ø  познакомить обучающихся с историей создания рассказа, помочь разобраться в мотивах поведения героя;

Ø  развивать навыки творческого чтения, самостоятельной исследовательской деятельности;

Ø  помочь понять глубину трагедии героя, обогатить представление о смысле жизни и смерти, Добре и Зле;

Ø привлечь внимание обучающихся к главной проблеме рассказа – наркомании;

Ø воспитывать уверенность в себе, мужество и находчивость для выхода из трудных ситуаций способами, не наносящими вреда здоровью;

Ø  формировать представление об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, негативного отношения к наркотикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_morfiy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 64

ИМЕНИ Л.Б. ЕРМИНА в г. ЗВЕРЕВО»

         Методическая разработка внеклассного мероприятия

           «Цена жизни»

   (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)                       

Автор работы: Ивина Любовь Николаевна

Зверево, 2016


Тема: «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)                      

Тип внеклассного мероприятия: урок-исследование

Цели:

  •  познакомить обучающихся с историей создания рассказа, помочь разобраться в мотивах поведения героя;
  •  развивать навыки творческого чтения, самостоятельной исследовательской деятельности;
  •  помочь понять глубину трагедии героя, обогатить представление о смысле жизни и смерти, Добре и Зле;
  • привлечь внимание обучающихся к главной проблеме рассказа – наркомании;
  • воспитывать уверенность в себе, мужество и находчивость для выхода из трудных ситуаций способами, не наносящими вреда здоровью;
  •  формировать представление об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, негативного отношения к наркотикам.

Оборудование: текст, видеофрагменты фильма А.Балабанова «Морфiй» (Кинокомпания СТВ, Россия 2008 год) и фотокадры этого фильма, компьютеры, проектор, слайды, песня «Марихуана» Линда, словарь.

Эпиграф: «Жизнь сама по себе – благо, ни зло, она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её». М.Монтель

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Мини исследования

Организационный момент

 (1 мин.)

Стадия вызова

Стадия осмысления

Рефлексия

Домашнее задание

Здравствуйте, ребята!

Приглашаю вас на урок-исследование по рассказу М.Булгакова «Морфий». Вы прочитали произведение, и я рассчитываю на интересный диалог.

Жизнь и смерть- это самая загадочная, таинственная и потрясающе интересная тема для человека. Эти понятия противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. У жизни есть начало и конец. И самое главное- между ними есть огромное пространство, наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство. Пройти по жизни нелегко и просто. Мы не можем сказать, что лет 20, 30, 50 тому назад всем было легко. Нет. У каждого времени были свои сложности и трудности. Опыт стран, столкнувшихся с проблемой наркотиков значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью запретительных и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, т.е. на воспитании личностной устойчивости к наркотическому соблазну. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков. И такую убедительную правду можно увидеть при прочтении рассказа М. Булгакова «Морфий».

- Дайте свое толкование лексического значения слова «наркотик».

- Толковый словарь.

Учитывая данную информацию, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Наркомания – страшная беда. По результатам опроса общественного мнения – вторая по важности проблема после преступности. Сегодня в России катастрофически быстро увеличивается количество наркоманов, число таких лиц достигает 3,5 млн. человек.

Гибнут люди, разрушаются семьи, деградирует нация.

Великий Мастер М. Булгаков много лет назад устами главного героя рассказа «Морфий» предупреждал:

«Я несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех…»

- Рассказ – предупреждение, рассказ – предостережения. Каковы ваши первоначальные ассоциации?

- А что вам известно об истории создания произведения?

- Необычность рассказа не только в том, что Булгаков, как врач, и человек поборовший недуг, знал и психологически верно рассказал историю Полякова.

- Что показалось вам еще интересным в построении рассказа?

- Русская литература знает немало произведений, написанных в форме дневника. Вы не могли бы вспомнить их?

- Что можно сказать о человеке, написавшем письмо? К каким выводам пришел Бомгард?

- Найдите, пожалуйста, строчки, подтверждающие это.

- Такое послание получено от человека, которого Бомгард знал и помнил?

Впишите, пожалуйста, в таблицу определение характеризующие героя до приезда.

- И вот теперь «некогда рассудительного человека, с громадной силой воли привозят в больницу».

- Каким его увидел Бомгард?

- Проанализируйте содержание таблицы, скажите, какой прием использовал Булгаков?

- С какой целью автор это делает?

- Да, действительно, обращение к форме дневника объясняется стремлением представить состояние души человека через текст-документ, поэтому достоверность ужасных мучений, через которые прошел доктор Поляков, гарантируется изначально.

- Какие еще аргументы вы могли бы привести в пользе достоверности описанных событий?

- Давайте обратимся к тексту. Передайте кратко содержание начало рассказа.

- Зачитайте, пожалуйста, письмо.

- И так, умирающий доктор Поляков передает Бомгарду свое письмо и тетрадь с дневниковыми записями. По сути перед Бомгардом, а сегодня и перед нами – своего рода «Записки покойника».

Исповедь человека, оказавшегося в глухой российской глубинке. А каковы временные рамки дневника? Вы должны были дома проанализировать подневно даты, записи доктора Полякова.

- Ребята, мы уже сегодня говорили, что правдивое повествование об ощущениях наркомана во многом предопределил факт, что Мастер, работая в Никольском, затем в Вязьме земским врачом, сам был зависим от гибельного морфия.

Здесь важно отметить, что писатель стал морфинистом не по собственной прихоти или из-за любопытства.

(Лаппа Т.Н., первая жена писателя, воспоминания).

- А что стала причиной морфинизма доктора Полякова?

Найдите ответ в тексте.

- О какой ране говорит герой?

- Как об этом говорит сам Поляков? 

- Как много сказано всего в нескольких словах. Давайте попробуем понять, что же ощущал герой, если эти чувства полностью изменили его жизнь.

Я предлагаю ключевые слова, которые вы должны разместить на схеме, отражающей резкие перемены в судьбе героя.

 1. ложь, предательство, потребность отношение, приспособленчество.

2. душевное состояние – морфинизм.

3. боль, отчаяние, излом, потрясение.

4. одиночество.

- А какое из этих слов наиболее часто повторяется в тексте? Подтвердите ответ текстом.

- А что случилось в ночь на 15 февраля? Можем ли мы считать эту ночь в роковой в судьбе героя?

- А кто сегодня выбрал в роль медика и готов дать справку, что такое морфий?

- А каково мнение и первые ощущения доктора Полякова?

- 16 февраля и в последующие дни приступа нет боли незначительные. Но врач Поляков прекратил прием наркотического вещества?

- В каких дозах и почему он его принимает?

Найдите и зачитайте ответ в тексте. Обратите внимание на ощущения врача Полякова.

- А как считает наш медик? Физическое и моральное здоровье действительно улучшилось?

- Да, действительно, герой переживает состояние эйфории.

Кто может дать толкование этого слова?

Да, и в этом состоянии он будет пребывать более месяца.

А за окном год 1917. В общественной жизни России происходят события эпохального значения, которые изменят жизнь не только одного человека, а целых народов, государств.

Есть ли Полякову дело до всего происходящего?

Да, 10 марта герой сделает в дневнике короткую запись: «Там происходит революция»

И больше ничего.

Может, мы имеем дело с человеком неграмотным? Инфантильным?  

Булгаков ничего не пишет о его взглядах, убеждениях, но у нас нет оснований не доверять Бомгарду, который уважительно отзывался о Полякове. Судя по всему, причина отстраненности в другом.

Мне кажется, что ответ можно найти в дневниковой записи от 19 марта.

Вывод я попрошу сделать нашего медика.

Да, в поведении героя произошел срыв, раздражение направлено на Анну Кирилловну. Кстати, эта героиня – прототип жены Булгакова, которая спасала его от болезни в Вязьме.

А кто Анна Кирилловна для Полякова? Только медсестра, которая делает ему уколы?

Да, Поляков понимает, что Анна Кирилловна – единственный человек, разделяющий его судьбу. Он ценит ее помощь и участие. Но забыл ли он Амнерис?

Поляков сам себе твердит: «Забыл. Забыл. И все – таки спасибо за это морфию»

И снова запись в дневнике. На календаре апрель. Весна. Как встретили ее доктор Поляков?

 Передайте через цветовую гамму смену самочувствия героя.

- Болезнь прогрессирует. Чтобы отвлечься от мучительных ощущений, герой совершает «прогулки» по дому. Через 16 прогулок – укол! И так периодически.

Как объясняет это состояние человека-наркомана медицина?

- Наш герой медик. Когда же он, профессиональный врач, понял, осознал, что болен, зависим от наркотика, что его состояние критическое?

-- Это приговор? Или герой делает попытку что- то изменить в своей жизни?

- Выдержал он это испытание?

- Да, испытание на волю, на мужество, на жизнь герой не выдержал. А потому доза увеличивается. Выход только один…. Нужна квалифицированная медицинская помощь. Тем более, что о его болезни уже догадываются сослуживцы, сам больной полностью «ушел в себя», избегает людей.

Читая дневник, Бомгард обнаружил, что за этот период вырезано десятка два страниц. А это почти полгода его жизни. Кто и почему мог это сделать?

- Да, действительно, давнейшие события, которые произойдут в жизни Полякова, говорят о том, что поведение неадекватно, он не отдает себе отчета в поступках. Что я имею в виду?

Найдите ключевую фразу, характеризующую его состояние и мировосприятие.

- Более того, в его поведении наступил момент, когда Полякова уже не интересует ни совесть, ни честь, ни порядочность. Чтобы достать белые кристаллы, он готов на все, даже на преступление.  

Приведите доказательства по тексту. После взлома сейфа герой в ужасе от самого себя. Он произносит: «Ну а если бы ключа не было? Взломал бы он шкаф?

- Взломал бы …….. да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности».

Это осуждение, самооценка или констатация?

- Да, действительно, такие люди уже переступили нравственную грань, они не властны над собой. Чтобы уколоться, они совершают преступление, грабят и убивают людей, предают родных и близких, не помня себя на фоне тех жутких мучений, о которых поведал доктор Поляков в своем дневнике.

Особенно драматично его состояние по приезде из Москвы, где он так ли не нашел сил лечиться ни под каким предлогом и угрозами.

В дневнике он теперь запишет: «Ни до чего нет дела. Мне ничего не нужно и меня никуда не тянет.»

Герой романа «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевского) Мармеладов, униженный, раздавленный жизнью, пьяница, пропивающий последние чулки жены, и тот при встрече с Раскольниковым говорит.

- Сравните, пожалуйста, отношение героев к жизни, их мироощущение, сделайте вывод.

- Поляков пишет в своем дневнике: «У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять - … жить в полном одиночестве».

Ушло здоровье, не подчиняется воля, отравлена душа, загублена жизнь.

- Что осталось от человека, того молодого рассудительного Полякова, которого помнил Бомгард?

- Теперь не может помочь ему уже ни больная Анна, ни Бомгард, которому он все же пишет письмо с просьбой отвезти его в Москву лечиться.

- Как, известно не дождавшись приезда друга, Поляков стреляется. Почему? Ведь смог же 13 февраля 1918года прожить четырнадцать мучительных часов без укола!

- Да, 13 февраля 1918 года датирована последняя запись дневника Сергея Полякова.

- Прошло 10 лет. Анна Кирилловна умерла. Уехала в Америку Амнерис.

Доктор Бомгард после долгих раздумий решился напечатать записи Полякова

- Как вы считаете, надо было это делать? Может не стоит рассказывать о таких мрачных страницах человеческого бытия?

- Да, действительно, как мы говорили мы в начале урока, самое пагубное влияние наркотиков – на неокрепшие души молодых, подростков, которые, порой из любопытства, для «кайфа» пробуют «травку», а то и другие нарковещества.

Остановить, предупредить их – нравственный долг каждого.

Я предлагаю вам сейчас выпустить листовку на тему «Мифы о наркотиках», «Оградить от беды», «Способ смерти», «Обманный кайф», «Имя беды наркотики».

 

Завершая урок, я хочу еще раз сказать: «Наркомания – это страшная беда. Употребляющий их человек словно «сам стреляет в себя». И пусть печальная история доктора Полякова послужит нам всем уроком, как и судьба самого Булгакова, который одержал величайшую победу над собой, над тяжелым недугом, и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое.

Публикуя «Морфий», он проявил высочайший гуманизм, ибо с точки зрения житейской ему бы лучше смолчать.

Но писатель думал не о себе, а о тех, кто мог вступить на гибельный путь нравственного вырождения. И я верю, что голос Булгакова будет услышан вами, молодыми, за кем будущее России».      

«Мое письмо спасет друга» (Творческая работа)

Учащиеся устанавливают связь между видами информации (групповая работа)

Кайф, травка, лекарство.

Наркотики – сильнодействующие вещества, преимущественно растительного происхождения вызывающие возбужденное состояние и парализующие ЦНС.

Формулируют тему.

Кластер

Сообщение обучающегося

Обучающиеся характеризуют (5 глав, 4 гл.- дневник)

«Журнал Печорина», «Дневник лишнего человека» И.С.Тургенева

Бомгард теряется в догадках, оно вывело из душевного равновесия.

Письмо нелепое, истерическое

Обучающиеся дополняют характеристику.

Фрагмент фильма «Морфий». Заполняют 2 часть таблицы

Антитеза. Показать разрушающую силу наркотиков. Всего 1 год!

1. Показать внутренний мир героя

2. Дневник – личный документ

3.обычно его ведут в системе

4.Поляков – врач, его записи профессиональны.

1918г. Молодой врач Бомгард получил перевод в уездный город. Счастлив. Позади глушь, бедность, убогость.

Письмо Полякова. Друг болен.

Учащиеся читают письмо.

Записи ведутся с 20 января 1917г.- 13 февраля 1918г.

История жизни примерно за год. Иногда интервал – один день, иногда месяц.

Вначале аккуратные, потом неряшливые записи, слова не дописываются. Отражение состояния души.

Ушла любимая женщина

«С необыкновенным голосом и темной душонкой. Пожила год и ушла.»

Учащиеся используют прием фишбоун

Обучающиеся зачитывают запись за 11 февраля

Боли. Укол морфия сделан медсестрой Анной Кирилловной.

Наркотическое вещество. В медицине применяется с целью обезболивания, поражает головной мозг.

Хвала изобретателю.

Врачу из профессиональных побуждений полезно апробировать действие на себе.

Нет

4 укола через 10 дней – уже 1,5 шприца.

Желание забыться. Гордость за то, что сумел забыть любимую женщину. (Я – мужчина.)

Ему хорошо. Он даже бодр, повысилась работоспособность

Это 1 стадия заболевания развитий психической зависимости.

Возбуждение, повышенная чувствительность. Запись в тетрадь.

Практически нет. Почти не замечает известие о свержении с престола Никола II.

Нет. Он врач. Представитель интеллигенции.

Зачитывают запись Полякова.

II стадия заболевания. Признаки: на фоне психического расстройства - физическая зависимость. Поражение ЦНС.

Анна Кирилловна – любящая женщина. На ее глазах дорогой ей человек гибнет. Проклинает себя за I укол, уговаривает лечиться.

Слайд. Комментарий на основе текста.

III стадия заболевания. Необратимые изменения в организме. Укол – средство избежать «ломки» (рвота, судороги).

13 апреля. «Я несчастный доктор Поляков..»  

18 мая – день, когда Поляков решил отказаться от наркотиков

Нет

Поляков. Можно предположить: болезнь довела его до такого состояния, что он не хотел, чтобы когда-нибудь кто-либо узнал. Возможно, ему было стыдно.

Дни лечения в Москве. Его не интересует стрельба, революция. Мир его не интересует, как и «он никому не нужен в мире».

побег, воровство.

Герой уже не способен к осуждению. Это всего лишь отстраненная констатация.

Слайд (цитата из романа «Преступление и наказание»).

(обе зависимости – страшное зло, но наркомания словно выталкивает человека из мира людей, и один уже «В поле не воин».)

Эпизод из фильма «Морфий» (Поляков у реки).

Цитата: «Шорохов пугаюсь. Люди мне ненавистны. Я их боюсь. Во время эйфории я их люблю, но предпочитаю одиночество.»

В лечение, да и ни во что Поляков уже не верит, а более всего в себя.

Стыд. Унизительное поведение в Москве. Озарение. «Позорно длить такую жизнь».

Безусловно, надо. Это предупреждение и урок, особенно для молодежи.

Оформляют листовку (компьютерный вариант). Тема по выбору.

Работа со словарем С.И.Ожегова.

ассоциации

Дополнительные источники информации

Анализ текста

Применение известной информации

Анализ письма

Подбор оценочных эпитетов.

Наблюдение, сравнение

Вывод

Исследование, осмысление

Анализ содержания. (примеры)

Выход на проблему

Исследование дневника. Установление причинно-следственных связей.

Анализ текста.

Установление причины и следствия.

Исследование текста

Работа с дополнительной литературой

Словарь

Вывод

Фрагмент видеофильма. Оценка увиденного.

Компьютер. Слайд. Комментарий.

Анализ сравнения ощущений Полякова с описанными в пособии.

Гипотеза

Проблемный вопрос

Аргументы

Гипотезы.

Оценка поступка.

Сравнение жизненной позиции Мармеладова и Полякова. Вывод.

Впечатление, личностная оценка.

Анализ текста

Проблемный вопрос. Анализ

Проблемный вопрос. Вывод.

Защита листовки.

Список литературы

1.Михаил Булгаков. Избранное. Москва. «Художественная литература». 1988. «Морфий», с. 415-442.

2.Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. - М., 1997. - 640 с.

3.Яблоко Е.В. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова )Записки юного врача). - Тверь, 2002. - 103 с.

4.Ю.В.Пакин "Диагностика и лечение наркомании: основы в популярном изложении", Киев, 2002. - 64 с.

5.Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 – 256 с.

6.Михаил Булгаков. Письма. - М.: Современник, 1989. - 574 с.

7.Борис Соколов. Булгаков. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2003. - 608 с. - ("Русские писатели")

8.http://mediinfa.ru/diseases/m/morfinizm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конфликты в нашей жизни"

Материал направлени на развите критическог мышления и понимания того как вести себя в конфликтеых ситуациях...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»

Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле,  посвящается   дню охраны труда....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы выбираем жизнь"

Методическая разработка  представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Мы выбираем жизнь». Проводится в театральной, демонстрационной форме, авторского творчества в  области ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Ценности жизни»

Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по ...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Цените жизнь!"

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, направленного на духовно-нравственное воспитание и  формирование нравственного уклада и ценностного ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа».

АннотацияМероприятие  «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа » направлено на развитие духовных и  нравственных интересов у обучающихся. Формированию эстетического вку...