МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа».
методическая разработка

Попадинец Лариса Михайловна

Аннотация

Мероприятие  «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа » направлено на развитие духовных и  нравственных интересов у обучающихся. Формированию эстетического вкуса, активизации совместной творческой работы. Данное мероприятие входит в план проведения предметной недели ЦМК общеобразовательных дисциплин, поэтому направлено на решение воспитательных  задач: приобщение студентов  к культурному наследию нашей страны, повышение культурного и образовательного уровня, развитие творческих способностей. Материал поможет ребятам понять то размышление о грустных вещах через смешные стороны жизни, которое охватывает, едва открываешь книги Зощенко. Разговор о нем заставит снова и снова ощутить громаду его таланта и задуматься о нем, как об одном из самых великих сатириков  мира. Форма проведения: театрализованное представление

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.raz_.zoshchenko.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»

                            МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                     внеклассного мероприятия по литературе                                

   «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа».

                                                   

                                                Автор: Попадинец Л.М., преподаватель

                                                                русского  языка и литературы.

                                               

Ветлуга

                                                      2019г

Аннотация

Мероприятие  «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа » направлено на развитие духовных и  нравственных интересов у обучающихся. Формированию эстетического вкуса, активизации совместной творческой работы. Данное мероприятие входит в план проведения предметной недели ЦМК общеобразовательных дисциплин, поэтому направлено на решение воспитательных  задач: приобщение студентов  к культурному наследию нашей страны, повышение культурного и образовательного уровня, развитие творческих способностей. Материал поможет ребятам понять то размышление о грустных вещах через смешные стороны жизни, которое охватывает, едва открываешь книги Зощенко. Разговор о нем заставит снова и снова ощутить громаду его таланта и задуматься о нем, как об одном из самых великих сатириков  мира. Форма проведения: театрализованное представление

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО.

              План открытого внеклассного мероприятия.

Тема: « Творчество М.М. Зощенко».

Цель: создать условия, помогающие пробудить интерес студентов к чтению художественной  литературы, способствовать формированию морально – нравственных качеств обучающихся, способствовать развитию их творческих способностей.

Задачи:

  1. Учебные:  пополнить знания обучающихся  о жизни и творчестве  М.М. Зощенко.

- познакомить  с рассказами   писателя;

- стимулировать  интерес к  самостоятельному  прочтению  других  произведений     Зощенко.            

Развивающие: развитие  устойчивого  интереса  к  литературе.

Воспитательные: воспитание  любви   к  художественной литературе.

Форма  проведения: театрализованное  представление.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный  проектор.

                     СОДЕРЖАНИЕ   МЕРОПРИЯТИЯ

Слово  преподавателя:  Дорогие   друзья!  Сегодня  мы приглашаем вас в театр. Мы живем в маленьком провинциальном городке, где нет больших театров, но это не мешает нам отправиться  в путешествие  по  миру  театра, очень  интересное  путешествие  и  всегда  такое  удивительное.  Сегодня  в нашем театре Сатиры мы познакомимся  с  творчеством   известного писателя Михаила Михайловича Зощенко.

1 ведущий:   Дорогие ребята! Мы приглашаем вас  занять  места. Вы в театре. Занавес открывается!

( На  экране портрет М.М. Зощенко. Звучит песня из кинофильма «12 стульев» в исполнении Андрея Миронова)

2  ведущий: Сегодня мы  представляем вам творчество  Михаила Михайловича  Зощенко. Наша задача познакомиться с этим человеком, открыть для себя своеобразие его творчества.

Мы познакомим вас  с основными  этапами его жизни и творчества. Нам  хочется, чтобы вы открыли для себя Зощенко через воспоминания его современников, через его признания, через его произведения.

1 ведущий: Детство и  юность Зощенко были  характерны  для  небогатой  интеллигентной семьи  начала ХХ  века.

Отец – художник-передвижник,

Мать – писательница,  обремененная  семьей.

В  семье Зощенко  было  8  детей.

2 ведущий: Михаил  Зощенко  учился  в  университете. Но окончить его не сумел, был отчислен за неуплату.

1 ведущий: В 20 лет – в 1914  году, прервав  учебу в университете, Зощенко  ушел на фронт.

Он был и командиром взвода,  и прапорщиком, и командиром  батальона.

2 ведущий: Был  ранен, отравлен  газами, получил  порок  сердца  и  депрессию.

1 ведущий: После  Февральской  революции  работал  начальником  почты   и  телеграфа,  комендантом  почтамта,  секретарем  полкового  суда в  Архангельске.

2 ведущий: После  Октябрьской  революции  он  служил  пограничником в Крондштадте, потом  командиром  Красной Армии.

1 ведущий: Желание  стать  профессиональным писателем привело  Зощенко в группу писателей « Серапионовы  братья». Они пыталась  сделать  искусство  независимым от политики.  В своих  произведениях  Зощенко  изображал   факты  жизни,  быта, а не лозунги. 

2 Ведущий:  У него был совсем не лёгкий характер. Он был малообщителен и невесел. У него было сложное отношение к жизни. Он и жалел людей, и сочувствовал им, но он ещё видел в людях и то, что не вызывало ни жалости, ни сострадания. Некоторые “бедные” люди, оказавшись в новых социальных условиях, стали проявлять такие пугающие черты и качества.

( Звучит  песня  « Вот  они условия».  Инсценировка  рассказа « Не надо иметь  родственников»).

Тимофей Васильевич; Ну! Серега! Ты ли это, друг ситный?        

Кондуктор (сконфузившись). Сейчас, дядя...Билеты додам только.

'Тим. Вас. (радостно). Ладно! Можно, я обожду  ((обращаясь к пассажирам). Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата  Петра сын Я его семь лет не видел... сукинова сына... (к Сереге) А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором.

Серега Кондуктором.

Дядя (смеется) Так, кондуктором, значит. На трамвайной линии. Скажи, какой случай! А я, Серега, друг ситный, сел  в трамвай, гляжу - что такое? Обличность  будто у кондуктора чересчур знакомая…А это ты.. Ах, твою  семь  - восемь! Ну, я же  рад...  Ну  я же доволен

 Серега (топчется на месте). Платить, дядя, нужно. Билет взять, Далеко ли вам?

Дядя (смеясь, хлопает Серегу по плечу). Заплатил бы! Ей, богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста - заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ай, твою семь восемь... А я еду, Серега, друг ситный,  до вокзалу.        ,

    С е  р е г а (уныло). Две станции.

  Дядя (удивленно). Нет, ты это что? Ты это чего, ты вправду?

Серега (тихо). Платить, дядя, надо. Две станции... Потому как нельзя дарма, без билетов, ехать...

Дядя (обиженно). Ты это что же -с родного дядю? грабишь? (Сердито.) Мародерствуешь. Я тебя, сукинова сына семь лет не видел, а ты чего это? Деньги требоваешь за проезд, родного дядю? Ты не махай на меня руками. Хоть ты мне и родственник, но я твоих рук не испужался. Не махай, не делай руками  перед пассажирами. ( Дядя  вертит  гривенник в руке, прячет в карман. К  пассажирам.) Что же это, братцы, такое? С родного  дяди  требует; Две, говорит станции.. А?

Серега (чуть не  плача). Платить надо. Вы, товарищ, не сердитесь. Потому как не мой здесь трамвай. А государственный трамвай. Народный.

Дядя. Народный, меня это не касается. Мог бы ты, сукин сын, родного дядю  уважить. Мол, спрячьте, дядя, ваш трудовой гривенник. Езжайте на здоровье. И не развалится от этого трамвай  Я в поезде давеча ехал... Не родной кондуктор, а и тот говорит, пожалуйста, говорит, Тимофей Васильевич, что за счеты... Так садитесь... И довез... не родной. Только земляк знакомый. А ты что - родного дядю... Не будет тебе денег.

  Кондуктор (вытер лоб рукавом и вдруг позвонил.) Сойдите; товарищ дядя

Дядя (всплеснул руками, снова вынул гривенник, потом снова спрятал). Нет... не моту! Не могу тебе, сопляку, заплатить Лучше пущай сойду. Дядю,  родного дядю гонишь. Да я тебя, сопляка,  я тебя за это расстрелять могу…  У меня много концов в Смольном. (Уничтожающе  посмотрев на  племянника, дядя  сошел с трамвая.)

2 ведущий: На его долю выпала  слава, редкая для человека  литературной  профессии.  Похоже, что  Михаил  Зощенко  угодил  всем: и тем, кто попроще, и тем, кто  повзыскательнее. Нередко  он воспринимается  как писатель-юморист.  Действительно, читать Зощенко порой  просто  смешно. Язык  рассказчика, особенно в ранних  произведениях, выделывает удивительные  коленца.  Да и персонажи  попадают  из одного  забавного положения в другое, ещё более  нелепое и смешное.  

1 ведущий: Наверное, и до Зощенко многие писатели говорили о грустных вещах через смешные стороны жизни. А вот выражения «Зощенковский  язык», «зощенковские  персонажи» давно  стали синонимами   смешного. Но, отсмеявшись, вдруг  останавливаешься  и видишь: а ведь Зощенко-то  вовсе  не смеётся  вместе с нами.  Лицо его задумчиво, глаза  смотрят на мир внимательно и сострадающе.

2 ведущий: Зощенко вспоминал: «Я всегда, садясь за письменный стол, ощущал какую-то вину. Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали стишки о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные  и даже страшные  люди. И тут что-то страшно запущено».

2 ведущий: Первой блестящей победой нового Зощенко были «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». С них начался Зощенко-сатирик.

1 ведущий: Если Гоголь открыл в литературе « маленького человека», то Зощенко создал « среднего человека».

2 ведущий: « Мало ли делов на свете у среднего человека. Сами понимаете: то маленько выпьешь, то гости припрутся, то ножку к дивану приклеить надо Жена тоже вот иной раз начнет претензии выражать »

1 ведущий: В рассказах 1920-х годов Зощенко создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее[

( Звучит «Танго». Инсценировка рассказа «Аристократка»)

(Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать)

Григорий Иванович: А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.

Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет,  я — на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.

— Здравствуйте.

Аристократка: Здравствуйте.

Григорий Иванович: Интересно, действует ли тут водопровод?

Аристократка: Не знаю

Григорий Иванович: Ежели, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

Аристократка: Мерси

Григорий Иванович: ( с беспокойством шарит  по карманам, смотрит, сколько у него денег, говорит в сторону)

А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных

 Григорий Иванович: Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

Аристократка:  Нет.

(берёт третье пирожное)

Григорий Иванович: Натощак — не много ли? Может вытошнить.

Аристократка: Нет, мы привыкшие.

( берёт четвёртое пирожное)

 Григорий Иванович: Ложи, взад!

Ложи, к чёртовой матери!

 Григорий Иванович:(обращаясь к буфетчику) Сколько с нас за скушанные три пирожные?

Хозяин: С вас, за скушанные четыре штуки  200 рублей!

Григорий Иванович:  Как, за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.

Хозяин:  Нету, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.

Григорий Иванович: Как, надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.

( Григорий Иванович выворачивает карманы, из карманов сыплются деньги,  платит буфетчику )

 Григорий Иванович: Докушайте. Заплачено.

Аристократка: Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами.

 Григорий Иванович: Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. Не нравятся мне эти аристократки.

1 ведущий: Так сатира Зощенко образовала особый, «отрицательный  мир,- с тем, как считал  писатель, чтобы он был осмеян и оттолкнул бы от себя».

( Звучит  музыка из кинофильма « Не может быть». Инсценировка рассказа «Любовь»).

2ведущий: «Вечеринка кончилась поздно. Вася Чесноков, утомленный и вспотевший, с распорядительским бантом на гимнастерке, стоял перед Машенькой и говорил умоляющим тоном.

Вася:  Обождите, радость моя.. Обождите первого трамвая. Куда же вы, ей-богу, в самом деле... Тут и посидеть-то можно, и обождать, и все такое, а вы идете... Обождите первого трамвая, ей- богу. А то и вы, например, вспотевши, и я вспотевши... Так ведь и захворать можно по морозу...

Машенька. Нет. И какой вы кавалер, который даму по морозу не может проводить?

В а с я:  Так я вспотевши же.

Вася. Ах, какая вы неспокойная дамочка Не будь вы, а другая ~ ни за что не пошел бы провожать. Вот ей-богу, в самом деле. Только из-за любви и пошел.

(Маша смеется,)

‘ Вот вы смеетесь и зубки скалите, а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю. Вот скажите: лягте, Вася Чесноков, на трамвайный путь, на рельсы, и лежите до первого трамвая, а я  и лягу

Маша. Да бросьте вы, посмотрите лучше,  какая чудная красота вокруг, когда луна светит. Какой красивый город по ночам.

 Какая чудная картина!

Вася. Да, замечательная картина. Действительно, очень красота.   Вот и красота тоже, Марья Васильевна, действует, ежели  действительно питаешь чувства... Вот многие ученые и партийные люди отрицают чувства любви, а я, Марья Васильевна, не отрицаю!

(Из-за угла дома появляется мрачная фигура, останавливается у фонаря)

Фигура (тихо). Чего разорались?  (К Васе.) Ну  ты, мымра, скидавай пальто.  Да живо. А  пикнешь- стукну по балде, и нету тебя. Понял, сволочь?

 Вася:  Па-па-па...

Фигура (берет за борт шубы Василия)

(Вася дрожащими руками расстегивает шубу,  снима ет   ее)

Фигура. И сапоги тоже сымай! Мне сапоги тоже требуются.

 Вася:  Па-па-па, позвольте,  мороз...

Фигура. Ну!

Вася (с обидой). Даму не трогаете, а меня - шубу, сапоги снимай, а у ей и шуба, и калоши, а я сапоги снимай.

Фигура (глядя на Машу). С нее снимешь, понесешь узлом , и засыпался. Знаю, что делаю. Снял?        '

Вася (расшнуровывая ботинки). У ей и шуба, и калоши, а я отдувайся за всех...

Фигура: Сиди и не двигайся, и зубами не колоти. А ежели  крикнешь или двинешься - пропал... Понял, сволочь? И ты, дамочка... (Уходит.)        

Вася: (сидя на полу, рассматривая свои белые носки; со злобой.) Дождались. Я же ее провожай, я и имущества лишайся. Да?  Караул! Грабят!

        

1-й ведущий. Вот такая любовь! «Когда шаги грабителя  стихли, Вася Чесноков... заерзал ногами, потом сорвался с места и побежал по снегу, в ужасе подпрыгивая и дергая ногами. А Машенька осталась у решетки», пока не пришел трамвай,

2 ведущий: Пережив революцию, писатель по себе  знал  и чувство  страха  перед  случаем, и ощущение  шаткости и какого-то хитрого  подвоха в жизни, и несовпадение  человека  с самим  собой, и леность  сознания, не сумевшего  преодолеть  жуткую  правду  реальной  жизни».

2 ведущий:  В 40-годы « Серапионовых  братьев»  обвинили  в «аполитичности».  Разразился  громкий  политический  скандал, который  стоил  Зощенко  здоровья  и сильно  сократил  ему  жизнь.

1 ведущий: В докладе  А. Жданова «О журналах  «Звезда»  и «Ленинград»  и  постановлением  ЦК  ВКП (б) в 1946 году  Зощенко  был назван «подонком» и «подлецом». Он  лишен  пенсии  и  возможностей  печататься.

2 ведущий:  И только потому, что Зощенко был  настоящим  писателем  и художник  в нем был  сильнее  истолкователя,  его  мощная  изобразительная  система  оказалась  тем  каналом  информации об эпохе, который   позволяет  увидеть  её  истинный  смысл  вопреки  иллюзиям  и гипотезам  утопического  сознания.

( Звучит  музыка  из кинофильма «Двенадцать  стульев», на экране  слайд с изобржением  памятника  Михаилу  Зощенко).  

В конце мероприятия можно провести небольшую викторину.

За правильные ответы наградить сладкими призами.

                                      Викторина

1.Назовите город, в котором родился М. Зощенко.

2.Почему   не  окончил  университет?

? 3.Кем  работал   после  Февральской  революции?

4.Где  служил  после  Октябрьской  революции?

5. Как  зовут главного героя   в рассказе «Аристократка»?

6. Если бы М. Зощенко  жил  сейчас, о чем  бы  он  писал  в  своих  рассказах?

7.Можем ли мы сказать, что Зощенко наш современник? Почему?

8.В каком  городе  есть  памятник   Михаилу  Михайловичу  Зощенко?

                                          Заключение

Внеаудиторная творческая работа – важнейшее средство развития обучающихся. Методика проведения внеаудиторной работы определяется содержанием предмета и познавательными возможностями обучающихся.

Внеурочные занятия по литературе заслуживают самого пристального внимания каждого преподавателя этой учебной дисциплины. Он  может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы обучающихся. Внеклассные занятия с обучающимися приносят большую пользу и самому преподавателю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, преподавателю приходится постоянно расширять свои познания.  Если принять во внимание исключительный интерес к внеклассным занятиям, то любой преподаватель, умело организуя работу, будет вполне доволен и вознаграждён её результатами.

.

Использованная   литература

1.»Литература» учебник под редакцией Г.А.Обернихиной   М., 2008;

2.М.М.Зощенко «Рассказы» М., Просвещение, 1983;

3. http://zoschenko.lit-info.ru/

                    4 http://slovo.ws/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе

План-конспект урока по литературному чтению...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Тема "Я воскресну и спою...". Биография и творчество Игоря Талькова

В разделе "Современная литература" , который включен в учебную дисциплину, есть тема, посвященная авторской песни. Авторская песня берет свое начало в 1930-м году.  Авторская песня - это те произ...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе «Холокост – память поколений».

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" в качестве ознакомительного материала с трагедией Холокоста, как одного из примеров бесчеловечной...

Презентация к внеклассному мероприятию по Литературе «Детство, опаленное войной».

Презентация к внеклассному мероприятию по дициплине "Литература", предназначена для студентов 1-2 курса. Она рассказывает о пионерах-героях...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе: Литературный турнир «Знатоки литературы»

Литературный турнир "Знатоки литературы" это познавательное и развивающее соревнование обучающихся 9,10 классов в литературных знаниях и начитанности. Турнир разделен на несколько туров, где...