Статья по праву "Деятельность уполномоченного по правам человека в сфере социального обеспечения"
статья на тему

Авдеева Елена

Стаья опубликована в сборнике "Курсанты и преподаватели колледжа полиции об актуальных проблемах науки в XXI веке". Материалы 1 заочной научной конференции (5-10 мая 2014 г.)

УДК: 342.7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sbornika.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность Уполномоченного по правам человека  в сфере защиты прав на социальное обеспечение

Колледж полиции

Преподаватель: Авдеева Е.А.

 

Институту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  исполнилось 15 лет.  Впервые он введен в практику Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.        После Второй мировой войны институт уполномоченного получил мощное развитие. 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.
Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

        Несмотря на то, что  данный институт существует на так давно, он смог получить признание мирового сообщества.  В 2009 году институту российского уполномоченного присвоен высший аккредитационный статус "А" в системе ООН, означающий полное соответствие общепризнанным международным стандартам правозащитной деятельности омбудсмена.

        Уполномоченный по правам человека независим от государственных органов и должностных лиц. Его назначает Государственная Дума Федерального собрания РФ сроком на 5 лет.  Его основная задача – осуществлять контроль  за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.  Социальное обеспечение обычно трактуется как отношения между гражданами и органами государственной власти по поводу предоставления различных видов материального обеспечения  за счет средств бюджета и внебюджетных фондов. Можно обоснованно считать, что одной из важнейших задач омбудсмена является и защита  прав граждан на социальное обеспечение.

     Деятельность уполномоченного по правам человека регулирует Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».  Согласно данному НПА уполномоченный способствует:

- восстановлению нарушенного права;

- совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитию международного сотрудничества в области прав человека;

- правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.   

       На должность Уполномоченного может назначаться лицо старше 35 лет, имеющие познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный должен принять присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести"[1].    Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.  Срок пребывания в должности Уполномоченного установлен – 5 лет. За время существования данного института в должности Уполномоченного права человека в Российской  Федерации  состояли С.А. Ковалёв, О.О. Миронов, В.П. Лукин, ЭА. Панфилова.

         Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.  

         Уполномоченный готовит ежегодный отчет ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.

     По ежегодному отчету уполномоченного можно увидеть приоритетные направления деятельности данного института.  Так за 2012 год - к Уполномоченному поступило более 24 тыс. жалоб на нарушения прав и свобод человека.

       Жалобы на нарушение социальных прав составили более четверти от их общего числа (26,2%). Внутри данной категории, как и в предыдущем году, больше всего жалоб (41,8%) пришлось на нарушения права на жилище, прежде всего на обеспечение жильем малоимущих граждан и лиц, которым оно положено в соответствии с федеральным законодательством, в частности военнослужащих. На 3,5% возросла доля жалоб, связанных с нарушениями права на благоприятную окружающую среду. Доля жалоб на нарушение экономических прав граждан в отчетном году снизилась всего на 0,5%, составив в итоге 12,7% от всех поступивших жалоб. Внутри самой этой категории на 17,8% уменьшилась доля жалоб на нарушение права частной собственности на имущество. На 9,5% выросла доля жалоб на нарушение свободы экономической деятельности и на 8,5% - на нарушение права на труд.

           По итогам рассмотрения 51,8% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий.

          26,9% поступивших жалоб были приняты к рассмотрению. Добиться полного восстановления прав заявителей удалось по 7,5% дел (в 2011 году - по 9,9% дел). При этом данный показатель вряд ли свидетельствует о снижении эффективности работы Уполномоченного, не наделенного правом давать директивные указания соответствующим государственным органам. Скорее уместно сказать о том, что, как и в прошлые годы, эти органы крайне неохотно принимали рекомендации об исправлении допущенных ими нарушений прав и свобод граждан. Практика сугубо формального подхода к рассмотрению обращений и ходатайств Уполномоченного, равно как и их безосновательного отклонения государственными органами в отчетном году продолжилась. В связи с этим в ряде случаев Уполномоченному приходилось напоминать иным нерадивым должностным лицам об административной ответственности за воспрепятствование его законной деятельности.

           Среди социальных проблем, с которыми граждане обращаются к уполномоченному по правам человека, такие как:

-  пенсионное обеспечение - по вопросам выплаты накопительной части  пенсий, доказательства стажа в связи с невозможностью получить архивные документы  до периода введения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования,

- вопросы, связанные с переосвидетельствованием инвалидов и обеспечением их техническими средствами реабилитации, обеспечение безбарьерной среды,

-  вопросы обеспечения жильем,

- лекарственное обеспечение населения,

- социальные проблемы граждан осужденных к лишению свободы находящихся в местах отбывания наказания.

         По всем вопросам Уполномоченный проводит проверку, связывается в компетентными государственными органами и в отдельных случаях его вмешательство дает конкретный результат.    

        Подводя итог, можно констатировать, что быстрое распространение института омбудсмана в конце XX в. можно объяснить тем, что он представляет собой легко достигаемый ресурс власти, близкий к обычному жителю,  он обладает быстротой рассмотрения и реагирования, пользуется доверием со стороны простых жителей,  является важным инструментом предупреждения коррупции.  Главный лозунг наших омбудсменов - "Закон - сильнее власти" – должен обрести практическое значение.   Именно такой баланс заложен в основу Конституции Российской Федерации - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"1.

Cписок литературы:

1.Конституция Российской Федерации, принята 1993 г.

2.Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ

3.Доклад Уполномоченного по правам человека за 2012 год//

http://ombudsmanrf.org/

__________

1 Ст.2, Конституции Российской Федерации


[1] Ст. 9 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма контроля результатов освоения профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу 01.01 Право социального обеспечения Профессионального модуля 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж  осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», изучающих ПМ.01 "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенси...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Право социального обеспечения часть 1, часть 2. ПМ. 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Конспект лекций написан в соответствии с рабочей программой профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» ПМ 1., МДК. 01.01. «Право...

Рабочая программа производственной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и ...

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (...

Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального о...

КТП производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Календарно-тематический план производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация со...