МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
методическая разработка на тему

Моршнева Елена Евгеньевна

Методическое пособие для подготовки студентов к деловой игре "Заседание административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательное право граждан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_izbir.pravu_.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

                            УТВЕРЖДАЮ

        Зам. директора по учебной работе

        ________________ Е.Н.Князева

                                                                                                  «____»____________2016 г.

                                                                 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке студентов к деловой игре

«Заседание административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательное право граждан»

для преподавателей и студентов, изучающих право

Саратов 2016

РЕКОМЕНДОВАНО  предметно-цикловой комиссией социально-экономических и гуманитарных наук

Протокол №___ от «____»________201__ г.

Председатель комиссии _______/Попова С.А./

  ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

  Протокол №_____ от «___»________201__г.

  Председатель _____________/______________/

                                                                             

Разработчик (автор):

Моршнева Е.Е., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «САСК» первой квалификационной категории

Цели деловой игры:

                                      Введение

В последние годы среди преподавателей учебных заведений среднего профессионального образования проявляется повышенный интерес к проведению занятий в форме деловых (ролевых) игр. И можно констатировать, что деловые игры по многим дисциплинам стали проводиться чаще, чем в прежние годы. В определенной мере к этому подстегивает и большой интерес студентов к этой форме занятий. Известно, что любая игра, любой игровой момент в нашей жизни обладают свойствами увлекательности, а часто и состоятельности, что не может не захватывать людей, тем более такой ее любознательной, ищущей его части, какой являются студенты. Исполняя те или иные роли на деловой игре, студент имеет возможность в игровой форме выразить свое отношение по обсуждаемой проблеме, а главное, показать, как бы он действовал при данных обстоятельствах, если бы он реально исполнял эту должность, работу и т.д.

Основной целью деловой игры, как известно, является приобретение студентами навыков работы с людьми и юридическими лицами при разрешении  разного рода жизненных ситуаций, а также с нормативными правовыми актами и другими документами.

В педагогике деловые игры относятся к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной группы. Но это и наиболее сложный вид занятий, требующий основательной подготовки к ним как со стороны преподавателя, так и в особенности студентов.

Представленное методическое пособие преследует цель оказания помощи преподавателям правовых дисциплин учебных заведений СПО в проведении занятий в форме деловых игр.  

В процессе деловой игры студенты учатся оценивать с точки зрения закона виновность граждан и должностных лиц в нарушении законодательства. Административные правонарушения являются наиболее распространенными.

На первый взгляд кажется, что мягкость административных наказаний., зачастую выборочное их применение, не позволяют эффективно бороться с правонарушениями в различных областях Деловая игра должна поколебать это мнение и убедительно показать, что активное применение на практике норм КоАП РФ и региональных законов, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства правоохранительными, иными органами государства могут при поддержке общественности, дать значительный эффект в борьбе против соответствующих нарушений

Дело не в строгом наказании, а в его неотвратимости

Деловая игра способствует:

  • повышению знаний студентами административного законодательства, а также административного процесса.
  • закреплению знаний компетенции органов представительной и исполнительной государственной власти, местного самоуправления;
  • приобретению навыков проведения юридических действий по далем об административных правонарушениях;
  • пониманию роли лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях;

уяснению того, что рассмотрением дел об этих правонарушениях в РФ занимаются несколько  десятков  различных органов и должностных лиц, и, следовательно, велика роль прокуроров, которые имеют право возбуждать производство об административном правонарушении в отношении виновных лиц, проверять законность применения мер административного воздействия, участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, опротестовывать постановления по делам об административном правонарушении , совершать иные предусмотренные законом действия.

   Деловые игры способствуют приобретению навыков привлечения общественных институтов к борьбе с нарушениями законодательства.

Варианты ситуаций, предлагаемых для обсуждения на занятии

Административное дело № 1

        В Администрацию комиссии при Администрации  Заводского района Энской области поступило дело об административном правонарушении по признакам ст.5.22 КоАП РФ «Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

        В деле имеется протокол, составленный представителем местного самоуправления, объяснение члена избирательной комиссии Трегубовой С.В. (нарушителя), показания свидетеля Иванова В.Ю., объяснение Перовой Е.И.,объяснения председателя избирательной комиссии Домацкого В.В., видеозапись с избирательного участка.

         Суть дела: На избирательный участок Елена Ивановна Перова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой проходил референдум. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться на избирательный участок, могут подать заявление с приглашением членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать, уже не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке придется голосовать за старушку. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлению паспорта старушки.

         В связи с этим надлежит дать ответы на вопросы:

1.Какие нарушения избирательных норм вы заметили?

2.Нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?

3.Какое решение может принять Административная комиссия по делу Трегубовой С.В.?

4.Модет ли она ограничиться только решением по делу  Трегубовой С.В. или ей необходимо принять пакет решений, охватывающих обнаруженную проблему?

Административное дело № 2

В Администрацию комиссии при Администрации  Заводского района Энской области поступило дело об административном правонарушении по признакам ст.5.6 КоАП РФ «Нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя СМИ.»

        В деле имеется протокол, составленный представителем местного самоуправления, объяснение председателя избирательной комиссии Павлюченкова С.В. (нарушителя), объяснение члена избирательной комиссии Сидоровой И.Н.. (нарушителя),показания свидетелей Иванова А.Ю. и Петрова М.И., объяснение директора металлургического комбината – Ключникова Г.Н., видеозапись с избирательного участка.

        На избирательный участок  в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината Ключников Г.Н. Директора, благодаря телевидению, знали в лицо все, поскольку именно налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить зарплату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел в кабину для голосования и затем опустил их в урну. В фойе помещения присутствовал иностранный наблюдатель – Пол Смит, который, став свидетелем этой неправомерной ситуации, стал высказывать свои замечания председателю избирательной комиссии и требовать от него получения информации о проголосовавшем. Председатель избирательной комиссии – Павлюченков С.В. – проигнорировав требование наблюдателя, удалился в свою комнату.

         В связи с этим надлежит дать ответы на вопросы:

1.Какие нарушения избирательных норм вы заметили?

2.Нарушен ли был в этом случае принцип равенства?

3.Какое решение может принять Административная комиссия по делу Павлюченкова С.В.?

4.Модет ли она ограничиться только решением по делу  Павлюченкова С.В. или ей необходимо принять пакет решений, охватывающих обнаруженную проблему на избирательном участке?

               Примерный состав участников деловой игры

 1.Председатель административной комиссии (депутат, советник или один из руководителей исполнительной власти) – ведущий заседания.

2. Заместитель председателя административной комиссии ( как правило, один из заместителей руководителя органа исполнительной власти).

3.Члены административной комиссии в количестве 4-6 человек.

4.Ответственный секретарь административной комиссии (как правило, штатный работник, освобожденный от других обязанностей),, ведущий протокол заседания.

5.Правонарушители, количество которых зависит от выбранной ситуации.

6.Свидетели.

7.Должностные лица муниципальных и иных органов.

9.Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.

        В зависимости от количества обучаемых в группе студентов, состав участников может меняться. Допускается объединение учебных групп.

Подготовка к деловой игре

        Преподаватель – руководитель игры за 5-6 дней до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цели, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, характер и содержание подготовительной работы к ней. Необходимо, чтобы студенты имели на руках сценарий деловой игры и предварительно прочитали его внимательно, вникли в ситуации дела,  которые описаны выше и, возможно, предложили свой вариант административного правонарушения.

        С участием студентов распределяются и тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности ролей. Учитывая, что все эти роли предусмотрены законом, студенты должны понять назначение и роль каждого участника административного процесса, его правовые возможности (председателя комиссии, ее членов, правонарушителя, свидетеля и других).

        Сложность игровой задачи в том, что нужно максимально точно и полно раскрыть субъективную роль каждого участника административного процесса – от возбуждения дела до реализации постановления о наказании.

        Студентам надлежит тщательно изучить необходимые законы, предложенные ситуации, подготовить дело об административном правонарушении, а также подготовить для участия в заседании административной комиссии нарушителя, свидетелей и других, отработать протокол.

        Обычно члены административной комиссии при подготовке к рассмотрению дела разрешают следующие вопросы:

1.Относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела?

2.Правильно ли оформлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении?

3.Извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела о времени и месте его рассмотрения?

4.Истребованы ли необходимые дополнительные материалы?

5.Рассмотрены ли ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката?

        При подготовке игры важно, чтобы студенты твердо усвоили порядок рассмотрения дела. Если участники игры будут путаться, то игра не получится или она станет формальной, не интересной, более того – вредной, так как только закон определяет порядок.

        Порядок рассмотрения дела следующий:

1.объявление состава коллегиального органа или представление должностного лица, рассматривающего данное дело;

2.объявление дела, подлежащего рассмотрению;

3.объявление лица, привлекаемого к административной ответственности;

4.разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей;

5.оглашение протокола об административном правонарушении;

6.заслушивание лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7.исследование доказательств;

8.разрешение ходатайств;

9.заслушивание заключения прокурора ( в случае его участия в рассмотрении дела);

10.выяснение других вопросов, необходимых для принятия решения по делу административной комиссией.

        Административная комиссия при рассмотрении дела обязаны выяснить (это также должны твердо запомнить участники игры):

1.имел ли место факт совершения правонарушения;

2.виновно ли конкретное лицо в его совершении;

3.подлежит ли это лицо административной ответственности;

4.имеются ли обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность;

5.причинен ли правонарушением материальный ущерб или моральный вред;

6.имеются ли основания для передачи материала об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или для передачи прокурору для возбуждения уголовного дела;

7.имеются ли иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

        Студентам настоятельно рекомендуется предварительно подготовить тезисы выступлений, проект постановления, вопросы к участникам административного процесса с тем, чтобы использовать их в ходе игры.

        В процессуальных действиях, пусть даже это игра, экспромт может только испортить дело.

        Непосредственно перед началом деловой игры преподаватель проверяет готовность студентов, в случае необходимости консультирует их, оказывает всяческую помощь. Ориентирует студентов на то, чтобы деловая игра была творчески насыщена, но с твердой опорой на законы и с активным  участием всей группы. Преподаватель отдельно консультирует студента, которому предстоит вести заседание административной комиссии, обговаривает еще раз порядок заседания, дает рекомендации.  

Примерный план проведения деловой игры

        1.Преподаватель, будучи руководителем игры, объявляет, проверяет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре, проводит 2-3 минутный инструктаж и предоставляет слово студенту, назначенному на роль представителя Административной комиссии, который открывает заседание.

        Преподаватель направляет ход игры на всех ее этапах.

        2.Председатель Административной комиссии произносит очень краткую (не более пяти минут) вступительную речь. Объявляет, какое дело об административном правонарушении  будет слушаться, говорит о типичности или нетипичности правонарушения, о степени его общественной опасности, проверяет наличие участников данного административного процесса. Затем предоставляет слово участковому инспектору для объявления протокола об административном правонарушении. Полностью озвучивается содержание протокола:

* дата и место составления;

* сведения о личности правонарушителя;

* нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

* должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;

* место и время совершения правонарушения;

* фамилии и адреса потерпевшего и свидетелей;

* объяснения нарушителя;

* иные сведения, необходимые для разрешения дела; подпись лица, составившего протокол;

* подпись лица, совершившего правонарушение (запись об отказе лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола;

* подписи свидетелей и потерпевших;

* отметка о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей;

* подпись лица, совершившего правонарушение, о вручении ему копии протокола;

* подпись потерпевшего (если таковой был) о вручении ему копии протокола;

3.Предоставляется слово участникам процесса: правонарушителю, свидетелю  соответствующим должностным лицам, каждый из которых кратко и внятно говорит о том, что ему известно по делу.

4.Выступают, обмениваясь мнениями по делу члены административной комиссии. Члены административной комиссии могут задавать вопросы участникам процесса. С разрешения председательствующего  участники процесса также вправе задавать друг другу вопросы. Административная комиссия исследует доказательства по делу (протокол об административном правонарушении, фотоснимки, объяснения нарушителя, показания потерпевшего, показания свидетеля и других лиц).

5.Председательствующий предлагает членам комиссии проект решения по делу, где либо признается вина правонарушителя, либо не признается. Приводятся смягчающие и отягчающие (если есть) вину обстоятельства.

6.Члены комиссии путем голосования принимают решение, которое оглашается председательствующим. Он разъясняет сроки и порядок обжалования принятого решения.

Возможно следующее решение комиссии:

А) наложить на правонарушителя административное взыскание в виде денежного

    штрафа в установленном законом размере;

Б) довести постановление о наложении административного взыскания до всех

    участников данного административного процесса;

В) подготовить и направить главе администрации муниципального образования

     представление об устранении причин и условий, способствующих совершению

    административных правонарушений.

        После этого комиссией, с соблюдением процедуры, рассматривается второе дело об административном правонарушении по признакам ст. 5.6 КоАП РФ «Нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя СМИ».

        По принятии решения по второму вопросу председательствующий закрывает заседание комиссии.

Разбор деловой игры, подведение итогов

Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам-наблюдателям для

 дачи заключений.

      Первый эксперт в течение 5-8 минут оценивает подготовленность студентов к деловой игре, активность и компетентность участников игры, конструктивность, грамотность их выступлений и действий. Кратко анализирует действия всех участников административного процесса, качество подготовленной ими юридической документации и дает им оценку. Учитывается активность студентов, знание ими законов, особенно процессуальных норм, норм административного и избирательного права. Оценивается обоснованность постановления, принятого административной комиссией по конкретному делу.

        Экспертом выставляется оценка учебной группе в целом.

        Второй эксперт может согласиться с первым или высказать свою точку зрения по всем вопросам, дополнить его.

        Оценки, данные экспертами  и группе в целом, суммируются, что дает окончательную оценку. Если в игре участвовали 9 студентов, то окончательная оценка не может превышать 50 баллов (отлично). Окончательная оценка складывается из оценки всех участников деловой игры и оценки учебной группы.

        Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5   подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами задач, на недостатки и положительные стороны, высказывает, что по его мнению, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее учебно-методической продуктивности.

        Преподаватель соглашается с оценками, выставленными экспертами участникам игры и в целом группе.

        Преподаватель благодарит всех присутствующих.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по избирательному праву

Урок по обществознанию в форме игры "Брейн-ринг"...

Избирательное право

Урок по обществознанию «Избирательное право»Составили : учитель истории и обществознания Казлаускас Ольга Николаевна, Тюменская область, ХМАО –ЮграГ. СургутМБВ (с)ОУО (с) ОШ №1 В сегодняшнем обще...

Элективный курс "Избирательное право"

Элективный курс "Избирательное право" разработан для подготовки к олимпиаде...

Статья " Избирательное право и избирательной системы"

В данной статье ракрывается понятие  " избирательное право"  и избирательной системы....

Учебно - методическое пособие по теме: " Правила составления технического описания модели"

Данным учебным пособием может воспользоваться преподаватель для изложения нового материала на уроке или студент при самостоятельном изучении темы. В данном учебно - методическом пособии расказывается ...

Методическое пособие по теме "Правила обращения с медицинскими отходами" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Одна из важнейших задач, стоящих перед любым учреждением или компанией медицинского направления — утилизация медицинских отходов. Они представляют особую опасность для людей. Ведь в этих отходах...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Избирательное право. Избирательный процесс»

сформировать у учащихся понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства....