Учебно - методическое пособие по теме: " Правила составления технического описания модели"
учебно-методическое пособие по теме
Данным учебным пособием может воспользоваться преподаватель для изложения нового материала на уроке или студент при самостоятельном изучении темы. В данном учебно - методическом пособии расказывается о правилах составления технического описания различных моделей изделий. Так же в учебном пособии для студентов предложено выполнить практические задания по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга | |
Комитет по образованию Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды» |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по профессиональному модулю
ПМ. 04 ПОШИВ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ
тема:
«Правила составления художественно - технического описания модели»
по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
29.01.05 Закройщик
Подпись | Дата | |||
Разработал | преподаватель | Свиридова И.Н. | ||
Рассмотрено на заседании МК | председатель | Свиридова И.Н. | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании методического совета | Заместитель директора по УМР | Сереброва Ю.И. |
Санкт-Петербург
2016
Сущность художественно-технического описания образца модели заложена в самом его названии, которое констатирует, что в нем должно обязательно присутствовать не только художественное описание модели, а еще и техническое описание.
Художественная часть описания внешнего вида модели должна быть лаконичной, стандартной, грамотной, с использованием конкретной специальной технической терминологии, прочитав которое, специалист (конструктор, технолог, конфекционер, закройщик, раскройщик) должен без самого оригинала модели воссоздать внешний вид с достаточной точностью. Описание должно иметь стандартную форму, изложено в определенной последовательности, чтобы не читать все описание, а сразу обратить внимание на нужную часть модели (перед, спинку, воротник и др.).
Техническая часть описания модели заключается в частичном изложении:
- особенностей технологии изготовления (например, притачная или настрочная планка, листочка с втачными или настрочными концами и т. д.);
- особенностей кроя модели (например, детали, располагаемые при раскрое не по долевой нити);
- места расположения видимых с лицевой стороны строчек с конкретным указанием расстояния, на котором они расположены;
- наличие подкладки и плечевых накладок;
- наличие и места прикрепления съемных деталей (банта, цветка и др.) к изделию, предусмотренные автором, что особенно важно при окончательной отделке, где автор, модельер-разработчик, чаще всего не присутствует;
- указания конкретного количества петель, пуговиц, мягких складок и других уточнений и др.
Виды художественно-технического описания образца модели
Существует два вида художественно-технического описания образца модели:
- проектный (первоначальный – обязательный), составляемый в комплекте документов при разработке технического описания на изделие;
- сокращенный, или рабочий вариант (необязательный), принятый дополнительно к проектному на конкретном предприятии для удобства общения и более быстрого контроля, составляемый технологами предприятия в форме, принятой на этом предприятии (в виде текста или таблицы), на котором изготавливается данная модель, и разрабатываемый непосредственно перед запуском изделия в производство.
Рабочий вариант художественно-технического описания модели разрабатывается на разных предприятиях и может иметь разные, в том числе табличные, формы. Примеры сокращенных (рабочих) форм художественно-технических описаний образца модели на ЗАО «Первомайская Заря» ( г. Санкт-Петербург) смотри в ПРИЛОЖЕНИИ.
Задача данного пособия научить грамотно выполнять проектный вид художественно-технического описания модели, а именно: познакомиться с его содержанием и правилами оформления, что необходимо знать будущему специалисту – разработчику по изготовлению моделей одежды.
Правила оформления художественно-технического описания образца модели одежды.
Художественно-техническое описание модели можно образно разделить на 3 части:
- общая часть художественно-технического описания;
- основная часть художественно-технического описания;
- заключительная часть художественно-технического описания.
Между второй («основной») и третьей («заключительной») частями желательно пропускать строку для более удобного восприятия текста.
Содержание и правила написания «общей» части художественно-технического описания образца модели
В общей части художественно-технического описания описывается все, что не касается конкретно основных деталей (переда, спинки, рукавов, переднего и заднего полотнищ юбки, передних и задних частей половин брюк) и воротника или (и) капюшона модели.
Весь текст пишется подряд через запятую или точку с запятой (в случае сложных оборотов) желательно в следующей последовательности:
1) название модели (платье, блузка, брюки; платье-костюм: жакет-блуза и юбка; комплект: жакет, блузка и брюки т. д.);
2) половозрастная принадлежность (платье женское для младшей и средней возрастных групп; брюки мужские для средней и старшей возрастных групп; платье детское для ясельной группы и т. д.);
3) вид материала (ткань шерстяная, полушерстяная, шелковая, хлопчатобумажная, хлопкополиэфирная, трикотажное полотно: шерстяное, синтетическое и т. д.) и вид отделки (поверхности) материала (гладкокрашеная, набивная или пестротканая с указанием вида рисунка: с рисунком в клетку, полоску, с геометрическим рисунком, абстрактным, цветочным, с рельефным рисуноком и т. д.);
4) комбинированность модели. Указывается только в том случае, если модель изготовлено из 2-х основных тканей. Ткани являются основными, если площадь лекал второй ткани составляет не менее 40% от площади лекал всего изделия. Комбинированность модели определяет конструктор, рассчитывая площади лекал, а технолог указывает в художественно-техническом описании, что модель комбинированная (рисунок 1).
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Термин «комбинированное» показывает, что стоимость данной модели выше, чем изготовление такой же модели из одной ткани, так как комбинированная модель имеет менее рациональные раскладки лекал и, как следствие, увеличиваются материальные затраты;
5) особенности длины модели (укороченное – выше колена, длинное – по щиколотку), среднюю длину (до середины икры) можно не указывать;
6) силуэт (степень прилегания в области талии, бедер) и расширение к низу модели (рекомендуется указывать величину расширения (в см.) в согласовании с конструктором);
7) особенности плечевого пояса (расширенный, зауженный);
8) наличие плечевых накладок;
9) отрезное ли: по линии талии, линии бедер, выше (ниже) линии талии (бедер). В круглых скобках указать, на каком расстоянии (в см.) от линии талии (бедер);
10) наличие основного пояса. Основным считается пояс, с которым модель изображена на техническом рисунке.
Если пояс на рисунке изображен отдельно, например, в руке (рисунок 1), то в этом случае пояс является дополнительной деталью и описывается в заключительной части, как съемная деталь. Этот факт объясняется тем, что художник-модельер считает возможным носить данное изделие с поясом, но его основной первоначальный замысел – платье без пояса. В модели может быть 2 пояса (рисунок 3): один – основной, другой – дополнительный;
11) наличие деталей и узлов, не имеющих отношения конкретно к основным деталям и воротнику (например: погоны, карманы в боковых швах, застежка на уровне плечевого шва, хлястик (рисунок 2)входящий в рельефные швы переда и завязывающийся на спинке и т. д.);
12) наличие деталей, имеющих отношение ко всему верху или низу модели (оборка по низу переда и спинки (рисунок 1); кокетка по верху переда, спинки и рукавов (рисунок 3), клинья «годе» во всех швах (рисунок 5), баска в блузке, жакете, платье (рисунок 4);
Рисунок 4 Рисунок 5
13) отсутствие рукавов (в тексте: без рукавов);
14) отсутствие воротника (в тексте: без воротника);
15) наличие подкладки (притачной или отлетной по низу изделия);
16) наличие и описание внутренних карманов.
В случае, когда отсутствует воротник, необходимо указать:
- форму выреза горловины, например, с V-образным вырезом по горловине переда, с вырезом по горловине формы «лодочка», «щель», с фигурным вырезом и др.;
- вид обработки горловины (горловина обработана обтачкой; окантовочным швом, двойной косой бейкой и т. д.;
- вместо воротника может быть капюшон или волан, тогда пишем: без воротника, с капюшоном. Если капюшон съемный – указываем это в конце описания.
Содержание и правила написания «основной» части художественно-технического описания образца модели
В основной» части художественно-технического описания модели описываются поочередно все основные детали и воротник, каждая деталь с красной строки и с заглавной буквы.
Примеры
Платье.
- Перед – …….
- Спинка – ……
- Рукава (при наличии) – ……
- Воротник (при наличии) – ….
- Юбка (если платье отрезное) –…..
Жакет, жакет-блуза, блузка, туника, сорочка и т. п.
- Перед –……
- Спинка – ….
- Рукава (при наличии) – ……
- Воротник (при наличии) – ……
Брюки, шорты.
- Передняя половина брюк – ….
- Задняя половина брюк – ….
Юбка.
- 1–й вариант. Юбка состоит из двух полотнищ, …….
- Переднее полотнище – ……
- Заднее полотнище – …….
2–й вариант. Юбка состоит из 6 (8, 10) одинаковых полотнищ-клиньев
Содержание и правила написания «заключительной» части художественно-технического описания образца модели
В заключительной части художественно-технического описания указывают ПЯТЬ особенностей модели: строчки, особенности отделки и кроя, рекомендации по цветовой гамме фурнитуры и ниток для строчек, видимых с лицевой стороны изделия. Если модель состоит из 2-х и более изделий, например, комплект: жакет, блузка и брюки, особенности допускается описывать как в конце художественно-технического описания всего комплекта (костюма), так и после каждого изделия в отдельности. Это зависит от количества особенностей, от количества материалов, из которых выполнены изделия, от согласования с предприятием-изготовителем.
Особенности модели одежды, которые необходимо перечислить в конце художественно-технического описания:
1) наличие отделочных строчек с указанием всех мест расположения строчек и точного расстояния, на котором они проложены с обязательным указанием рекомендуемого цветосочетания ниток с материалами верха (например, по краю отлета воротника и кокеток, вдоль швов притачивания….., проложена отделочная строчка в тональном сочетании с цветом материала на расстоянии 0,7 см).
Отделочные строчки на технических рисунках могут быть изображены сплошной или пунктирной линией.
Наличие строчек «рабочих», но видимых с лицевой стороны модели, например, строчка по низу рукавов, низу изделия, на расстоянии 2,0 см, являющейся строчкой шва вподгибку с закрытым срезом в изделиях из хлопчатобумажных тканей (эта строчка не является отделочной).
«Рабочие» строчки шириной 0,1 – 0,2 см допускается не изображать на технических рисунках, но в тексте художественно-технического описания они должны быть отражены, например, строчка вдоль настрачивания накладных карманов, вдоль застрачивания пояса и т. д.
Слово «рабочая» не употребляется в художественно-технического описании, а пишется, например: по карманам, вдоль швов настрачивания (или соединения); по стойке нижнего воротника, вдоль шва втачивания (или соединения); вдоль шва застрачивания пояса проложена строчка на расстоянии 0,1-0,2 см;
Особенности модели одежды, которые необходимо перечислить в конце художественно-технического описания:
2) наличие деталей из отделочных материалов с обязательным указанием рекомендуемого цветосочетания их с основным материалов (например: верхний воротник, манжеты и планка-подборт выполнены из отделочной гладкокрашеной ткани в тональном (контрастном) сочетании с: набивкой основной ткани или с основным цветом основной ткани, или с отделочной тканью воротника;
3) наличие деталей, раскроенных под углом 45° и 90° к долевому направлению материала (например: кокетки, листочки раскроены под углом 45° к долевому направлению материала).
Примечание: Допускается эту особенность изделия указывать только в разделе «по раскрою и по пошиву» (по согласованию с предприятием);
4) наличие съемных дополнительных деталей, кроме основного пояса (основным считается пояс в случае, если модель изображена на техническом рисунке с поясом, не основным, если модель изображена, например, с поясом в руке), и рекомендации по месту их прикрепления к изделию или укомплектованных вместе с изделием на стадии окончательной отделки. Например, платье дополняет бант, который рекомендуется прикреплять к горловине переда (рисунок 1);
5) рекомендации по цветовому сочетанию с материалом фурнитуры и ниток для строчек, видимых с лицевой стороны изделия.
Перед написанием заключительной части (для ее выделения) рекомендуется пропустить строку.
Пример составления художественно-технического описания образца модели
Пальто женское зимнее для средней и старшей возрастных групп их пальтовой гладкокрашеной ткани; с плечевыми накладками; на отлетной подкладке, с утеплителем (шерстяной тканый); с внутренним карманом в шве притачивания подкладки к подборту правой полочки. Перед – состоит из 2х полочек, с центральной застежкой до верха на 3 обметанные петли и 3 пуговицы; с рельефными швами, выходящими из середины проймы; с нагрудными вытачкаи, выходящими из рельефных швов; с боковыми карманами с листочкой в рельефных швах. Спинка – с рельефными швами, выходящими из нижней части проймы; с застрочной (до лопаток) мягкой складкой по центру; с декоративным хлястиком, пристегивающимся к спинке на уровне линии талии 2 обметанные петли и 2 пуговицы. Рукава – втачные, длинные, с патами, пристегивающимися к низу рукавов (на расстоянии 3 см) на 2 обметанные петли и 2 пуговицы Воротник – стойка. Пальто дополняет съемный небольшой воротник из натурального окрашенного меха (песец), застегивающийся на уровне центра горловины переда на навесную петлю из эластичного шнура и пуговицу. (Съемный воротник к изделию не прикреплен). По краю воротника, бортов, пат и хлястику проложены 2 ряда отделочных строчек на расстоянии 0,5 и 1,0 см. Рекомендуется использовать нитки и пуговицы на ножке (d = 2,2 – 2,5 см) – в тональном сочетании с цветом мехового воротника. |
Пример составления художественно-технического описания образца модели
Пальто женское демисезонное для средней и старшей возрастных групп из гладкокрашеного сукна, прямого силуэта; с расширенным плечевым поясом; с плечевыми накладками; на отлетной подкладке; с внутренним карманом в шве притачивания подкладки к подборту правой полочки. Перед – с центральной застежкой на 2 обметанные петли и 2 пуговицы , расположенные на уровне линии талии и бедер; с рельефными швами, выходящими из нижней части проймы; с боковыми карманами в рельефных швах;.с нагрудными вытачками, выходящими из плечевых швов. Спинка – цельновыкроенная с рукавами; с локтевыми вытачками на рукавах, выходящих из нижних швов; со средним швом, заканчивающимся шлицей; с плечевыми вытачками. Рукава – комбинированные: полуреглан по переду и цельновыкроенные со спинкой; с притачными отложными манжетами фигурной формы. Воротник – шалеобразной формы до линии талии, имитирующий отложной воротник с отворотом. По краю бортов, воротника, манжет, по полочке вдоль верхней части проймы проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см. Далее следуют рекомендации по фурнитуре. |
Пример составления художественно-технического описания образца модели
Комплект женский: жакет и шорты для младшей возрастной группы из пестротканой полушерстяной ткани. Жакет – полуприлегающего силуэта, с плечевыми накладками, на притачной подкладке. Перед – со смещенной застежкой на 2 обметанные петли и 2 пуговицы и 2 декоративные симметрично расположенные пуговицы, с внутренней застежкой на одну обметанную петлю и пуговицу; с рельефными швами, выходящими из нижней части пройм и переходящими в талиевые вытачки; с верхним прорезным карманом с листочкой с настрочными концами с наклонным входом; с накладными боковыми карманами закругленной формы. Накладные карманы – на подкладке, с отрезной средней частью и притачной планкой ( по верху. Спинка – со средним швом, переходящим в шлицу; с рельефными швами, выходящими из нижней части пройм и доходящими до низа. Рукава – втачные, двухшовные (с локтевым и передним швами), длинные, локтевой шов рукавов совпадает с рельефным швом спинки. Воротник – отложной с отворотом лацкана . Шорты – с завышенной линией талии, с фигурным краем по верху передних половин, с цельновыкроенными отложными манжетами (иначе: с отворотами) по низу. Передние половины шорт – с застежкой по типу «гульфик» в среднем шве; с талиевыми вытачками, переходящими под углом в карманы в отрезных бочках с листочкой с наклонным входом. Задние половины шорт – с талиевыми вытачками. |
Пример составления художественно-технического описания образца модели
Платье-костюм женский: жакет и юбка для младшей и средней возрастных групп из гладкокрашеной шерстяной костюмной ткани. Жакет – полуприлегающего силуэта, с расширенным плечевым поясом, с плечевыми накладками, на притачной подкладке, без воротника. Перед – состоит из двух полочек , с ассиметричной, смещенной влево, застежкой до верха на 6 обметанных петель и 6 пуговиц (последняя пуговица ниже линии талии на 5 см); с рельефными швами, выходящими из проймы (на расстоянии 5 см от плечевого шва) и переходящими от линии бедер в шлицу с плавно закругленными концами, которые имитируют разрезы в конце рельефных швов. Боковые части полочек – с отрезной нижней частью, с карманом с клапаном в шве соединения. Спинка - с рельефными швами, выходящими из проймы (на расстоянии 5 см от плечевого шва) и переходящими от линии бедра в шлицу с плавно закругленными концами, которые имитируют разрезы в конце рельефных швов. Рукава – втачные, двухшовные (с локтевым и нижним швами), длинные, с удлиненной проймой, с 3-мя декоративными пуговицами по низу локтевых швов. Юбка – прямая, укороченная (выше колена на 5-7 см), состоит из 2-х полотнищ; с притачным поясом, застегивающимся на одну обметанную петлю и пуговицу; на (с) отлетной подкладке (ой). Переднее полотнище – цельное, с 4-мя мягкими складками по верху. Заднее полотнище – со средним швом, заканчивающимся шлицей; с застежкой в среднем шве на тесьму - молния; с 4-мя мягкими складками по верху. По горловине, бортам, низу, клапанам , вдоль рельефных швов переда и спинки, вдоль шлиц – в жакете; вдоль среднего шва и шлицы – в юбке проложена отделочная строчка на расстоянии 0,7 см. Рекомендуется использовать пластмассовую фурнитуру (пуговицы: на ножке, d=2,0-2,2 см – для жакета; на 2 прокола d=1,2-1,6 см – для юбки) и нитки – в тональном сочетании с тканью. |
Практическое задание
тема: Составление технического описания моделей демисезонного пальто
Цель работы:
-научиться составлять художественно – техническое описание моделей демисезонного пальто
Пособия и инструменты:
-конспекты лекций по предмету, учебник – Силаева М.А. « Пошив изделий по индивидуальным заказам», журналы мод.
-лист Ф А 4, ручка
Задание:
Составить художественно – техническое описание модели демисезонного пальто по эсизу модели
Алгоритм выполнения задания:
- Выбрать в журнале мод модель демисезонного пальто приклеить с левой стороны листа Ф А 4.
- Составить художественно-техническое описание модели демисезонного пальто с соблюдением правил на составление описания модели.
Модель из журнала мод Описание модели
Практическое задание
тема: Составление технического описания моделей жакета на подкладке (комплекта)
Цель работы:
-научиться составлять художественно – техническое описание моделей жакетов на подкладке (комплекта)
Пособия и инструменты:
-конспекты лекций по предмету, учебник – Силаева М.А. « Пошив изделий по индивидуальным заказам», журналы мод.
-лист Ф А 4, ручка
Задание:
Составить художественно – техническое описание модели жакета на подкладке (комплекта) по эсизу модели
Алгоритм выполнения задания:
- Выбрать в журнале мод модель жакета на подкладке (комплекта) приклеить с левой стороны листа Ф А 4.
- Составить художественно-техническое описание модели жакета на подкладке (комплекта) с соблюдением правил на составление описания модели.
Модель из журнала мод Описание модели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по теме: "Развивающие игры для детей младшего возраста"
Учебно-методическое пособие.Развивающие игры для детей раннего возраста и младшего возраста. Бурячек Ирина ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ №36Игра – основной вид деяте...
Учебно-методическое пособие по теме: THE FOR-TO-INFINITIVE-CONSTRUCTION
Учебно-методическое пособие по теме:THE FOR-TO-INFINITIVE-CONSTRUCTION...
Учебно- методическое пособие на тему: «Методика определения вида и знака обратной связи»
Корректирующая технология Обратных связей в усилителях является одной из наиболее важных для обеспечения качественных показателей электронных усилителей в соответствии с треб...
Учебно - методическое пособие по теме: Техника выполнения графического рисунка демисезонного пальто (жакета)
Данным учебным пособием может воспользоваться преподаватель для изложения нового материала на уроке или студент при самостоятельном изучении темы. В данном учебно - методическом пособии расказывается ...
Учебно-методическая пособие на тему: «Технический уход за швейным оборудованием на рабочем месте»
Одно из важных требований правильной эксплуатации швейной машины - это своевременная смазка узлов и механизмов специальным швейным маслом, марка которого указана в руководстве по эксплуатации швейной ...
Методическое пособие по теме "Правила обращения с медицинскими отходами" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело
Одна из важнейших задач, стоящих перед любым учреждением или компанией медицинского направления — утилизация медицинских отходов. Они представляют особую опасность для людей. Ведь в этих отходах...
Учебно-методическое пособие по темам: «Многогранники и круглые тела»
Учебно-методическое пособие по темам: «Многогранники и круглые тела» предназначено для студентов 1-го года обучения по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Оно призвано помочь ус...