Применение в практической деятельности современных образовательных технологий на занятиях по английскому языку
статья на тему

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

С целью повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплины и повышения качества обученности применяю различные современные образовательные технологии: технология уровневого дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и игровые технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение в практической деятельности современных образовательных технологий на занятиях по английскому языку

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

С целью повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплины и повышения качества обученности применяю различные современные образовательные технологии: технология уровневого дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и игровые технологии.

Технология уровневого дифференцированного обучения используется мною при выполнении заданий творческого характера, требующих от обучающихся мыслительной деятельности, умения находить нужную информацию и применять её для решения поставленных задач. 

Применение разноуровневых заданий на занятиях способствует развитию у обучающихся активности, самостоятельности, инициативности.  

Также данная технология реализуется на повторительно-обобщающих занятиях, которые провожу после изучения каждой темы, при формулировании домашнего задания. Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающемуся организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание преподавателя на работе с различными категориями обучающихся.  

Задания для обучающихся подбираю по уровню их знаний и подготовленности, выделяю три уровня: на использование готовых речевых клише, на вывод грамматических правил, используя аутентичные тексты, и творческие задания.

Отличительной чертой технологии проблемного обучения является то, что перед обучающимися ставится проблема, решаемая самостоятельно. Обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Данную технологию использую при изучении следующих тем: «Моя будущая профессия», «Страноведение», «Системы здравоохранения стран изучаемого языка», «Работа врача и медсестры в больнице и поликлинике», «Первая помощь», «Вредные привычки», а также грамматических тем. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучающиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается преподавателем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

        Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучающихся, мною предусматриваются различные уровни сложности:
1-й уровень. Сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучающихся на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с обучающимися анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Довожу до обучающихся содержание проблемной ситуации; ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучающиеся осуществляют самостоятельно.

       Проектный метод преподавания как часть технологии проблемного обучения направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.   Важно, что в работе над проектом обучающиеся учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

         На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Обучающиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из пособия либо предложенные преподавателем типа «образуй нужную грамматическую форму глагола», «назови отрицательный вариант данного предложения», «переведи предложения с русского на английский» и т.д.

          На первом занятии предлагаю обучающимся проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести их к тем пунктам плана, которые наметила заранее. Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения обучающихся. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из пособия служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале обучающиеся учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.

        Затем для итоговой дискуссии обучающимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.) и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole. In general.) Тренировка в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго занятия в разных упражнениях. Можно предложить обучающимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности они не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.

Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает   свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее мной продумывается. Анализирую высказывания обучающихся, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы.  Важным моментом является подведение итогов дискуссии.  

          В качестве приоритетного пути повышения качества подготовки специалистов я применяю информационно-коммуникационные технологии-                                         ИКТ (в т.ч. технологию визуализации учебной информации).

На учебных занятиях использую самостоятельно изготовленные электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), в полной мере используются возможности мультимедиа-проектора. Это позволяет мне повышать доступность, глубину и качество освоения материала, усиливать наглядность и «яркость» обучения, укреплять «обратную связь» на занятиях, повышать внимание обучающихся к содержанию занятия, развивать творческие способности обучающихся соединением изучаемого материала и навыков в области ИКТ, заинтересовать их изучаемым материалом. Кроме того, использование ИКТ позволяет обучающимся самостоятельно создавать и демонстрировать на занятиях презентации.

     Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях английского языка имеет следующие преимущества:

  • повышение мотивации к обучению;
  • большая степень интерактивности обучения;
  • индивидуальный характер обучения; 
  • оперирование большими объемами информации;
  • неограниченное количество обращений к заданиям;
  • адаптивность, т. е возможность использования комплекса средств для

предоставления информации - текста, звука, графики, мультипликации,

видео.

     Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Они используются мною при обучении фонетике С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.   Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы обучающегося с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

     При обучении грамматике использование ИКТ возможно на любом занятии. При правильном расположении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на английском языке) материал воспринимается легче и быстрее, так как задействуется большая часть рецепторов. Исчезает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказания справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

     При обучении лексике на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности происходит расширение пассивного и потенциального словарей обучающихся, оказывается справочно-информационная поддержка (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Использую упражнения на заполнение пропусков (в случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий: запрет обучающемуся переходить к следующему заданию или предложению, переход к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ. Использую также упражнения в виде кроссвордов, упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучающийся наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

     При обучении чтению применение  ИКТ позволяет совершенствовать навыки техники чтения за счет таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию ИКТ способствуют формированию фонетических навыков и эффективному контролю правильности понимания прослушанного текста, при обучении говорению -  формированию фонетических навыков и умению продуктивно общаться в парах и небольших группах (с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ).

        Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала делает процесс обучения более привлекательным и лёгким. Также обучающиеся создают собственные компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности.

В процессе преподавания дисциплины «Английский язык» с применением современных образовательных технологий повысилась мотивация обучающихся к изучению дисциплины, отмечен рост качественных показателей обученности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе// Педагогические технологии. – 2009. – № 6. – С. 3-32.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях// Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.
  3. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  4. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Дахин А. ТОГИС: из опыта проектного обучения студентов// Педагогика. - 2002. №1.
  6. Солова Е.В. Методика обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий

В работе представлен самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий ...

Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии»

Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии» представляет собой обзор опыта работы с информационными технологиями при обучени...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»

Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...

Доклад "Использование современных образовательных технологий на занятиях учебной практики"

На современном этапе развития образования повышаются требования к профессиональному образованию. Главной целью практического обучения при реализации ФГОС СПО является комплексное освоение студентами в...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...