Доклад«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога.
методическая разработка

Архипова Елена Валентиновна

Вся наша страна переживает этап модернизации, этап изменения и обновления системы образования. Содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.
     Мир, в котором живёт, учится и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - вот главная задача современного педагога. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ИН, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад24.94 КБ

Предварительный просмотр:

   28.03.2024г.

Тема доклада  «Применение современных  образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога.

Учитель – дефектолог Архипова Е.В.

Вся наша страна переживает этап модернизации, этап изменения и обновления системы образования. Содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.
     Мир, в котором живёт, учится и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - вот главная задача современного педагога. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ИН, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
 

Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, направленных на построение деятельности, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и результата.

Современные образовательные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
     Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. 
Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.
  Одной из основных технологий в работе учителя-дефектолога является педагогическая технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников.
     Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль её эффективности осуществляется с учётом возможностей и способностей обучающихся. Учитывается индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика т.е. учитель-дефектолог постоянно должен знать:
- Что ребёнок уже может сделать самостоятельно;
- Что он может сделать с помощью учителя;
- В чём эта помощь должна выражаться.

     Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой - либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяется оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

 Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Дифференцированно делю обучающихся на условные группы с индивидуальными типологическими особенностями, а также учитываю уровень речевого развития каждого ребёнка.

Игровые технологии.  В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
     Реализация игровых приёмов и ситуаций на коррекционных занятиях происходит по таким основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- Учебный материал используется в качестве её средства,
- В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
     Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребёнок во время игры вовлечён в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.
     В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
     В коррекционные занятия включаю различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
     Для повышения эффективности дефектологических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от дефектолога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
     Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

 В своей коррекционно-развивающей деятельности использую комплексную оздоровительную работу с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
     Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
     Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надевание эластичного кольца поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.         
     Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения.  Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

  Здоровьесберегающие технологии:  Задача сегодня - научить ребёнка различных приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять. Коррекционную образовательную деятельность необходимо строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими? В практике здоровьесберегающего обучения целесообразно включать: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-ждок.

Технология проектов: Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных отраслей науки, техники, технологии, творческих областей.

Технология дифференцированного подхода: Технология дифференцированного обучения - создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения учеников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. Условное деление группы с учётом типологических особенностей детей и уровень речевого развития учащихся. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Информационно-коммуникативные технологии:Помимо специально созданных программ, учителя-дефектологи могут и самостоятельно создавать необходимые для занятий программы - презентации. Свои достижения в области информационно - компьютерных технологий можно демонстрировать при проведении открытых занятий, выступлений, мастер-классов, на семинарах, методобъединениях, итоговых отчётах о деятельности за учебный год.

Подводя итоги можно сделать такие выводы: такое построение обучения, с использованием конкретных современных образовательных технологий в педагогической практике не только облегчает труд учителя-дефектолога, но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышается мотивация детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, это все будет способствовать его успешной социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога и социального педагога

О нормативно-правовых основах  деятельности учителя-дефектолога и социального педагога...

Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики

Доклад Применение современных образовательных технологий  на уроках физики...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога...

Доклад "Применение виртуальных машин в организации практических занятий"

Презентация к докладу "Применение вирутальных машин в организации практических занятий" в рамках Педагогических чтений "Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие п...

Рекомендации учителя-дефектолога учителю

Рекомендации учителя-дефектолога учителю...

Реферат по дефектологии "Роль учителя дефектолога в подготовке детей с ОВЗ"

Прежде вусего необходимо развивать познавательные процессы детей с ОВЗ,  высшие псижические функции:1. память2.внимание3.речь4.мышление.Необходимо с нашими детьми больше взаимодействовать через и...