Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога
материал

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sber.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-дефектолога

Одним из главных элементов национального богатства любого государства является здоровье.  Проблема здорового образа  жизни в настоящее время приобрела первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства.

Именно в школе можно воспитывать культуру здоровья и формировать ЗОЖ у наших детей.

Я познакомлю вас с тем, какие здоровьесберегающие технологии в своей практической деятельности применяют учителя-дефектологи на индивидуальных занятиях.

  • Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии. Каждый кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинет оформлен в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организуется проветривание кабинета.
  • Создание охранительного режима. В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на занятии, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения мы организуем условия для реализации охранительного режима:

- общение на занятии проводится на фоне положительных эмоций;

- активно поощряем на уроках инициативу и успех. Похвала может быть вербальной: «Хорошо, молодец, верно, ты работаешь хорошо!», «У тебя отлично получается!» и т.д. Учитель может свою похвалу сочетать с поглаживанием головы ребёнка, выразить радость на лице, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.;

- используем нестандартные формы проведения занятий (групповые, в форме путешествия и тд) с соблюдением гигиенических критериев рационального проведения урока.

  •  Профилактика нарушений осанки. Во время занятия осуществляем контроль за правильной осанкой обучающегося.
  • Учителя-дефектологи дошкольного и младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику. Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.
  • Упражнения по развитию мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе учителя-дефектологи применяют пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам,  обводку шаблонов и штриховка изображений различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки. Старшим школьникам названия упражнений предлагаем слухо-зрительно или на слух. Если ученик затрудняется выполнить упражнение, то педагог предлагает ему выполнить упражнение по подражанию.
  •  Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие в дошкольной группе и с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.  На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд
  • Смена динамических поз, физкультминутки. Для препятствия нарастанию утомления, снятию статической нагрузки проводим физминутки, организуется смена динамических поз. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (у доски, около двери, около окна): они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, выполнять какие-либо задания. Часть занятия дети проводят сидя. Это делается для того, чтобы и укреплять позвоночник, формировать осанку и снимать утомление. Физминутки можно проводить не только с целью снятия утомления, а использовать с пользой для изучения нового материала или повторения пройденного.
  •  Профилактика нарушения зрения. Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на предупреждение нарушений зрения. Например, на стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо фигуру.  
  •  Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, развиваем у ребят осознанное, преобразовательное отношение к своему здоровью. Формируем у них мотивацию к здоровому образу жизни, знания о здоровье как ценности, культуру здоровья и личностных качеств. В связи с этим при реализации общешкольного проекта «Спорт – это жизнь!», при составлении рабочих программ, при написании ежедневого плана по РСВ и ФП учителя-дефектологи включают тексты, фразы, пословицы, стихи, различные задания, проводят беседы по темам «Спорт», «Здоровый образ жизни». Также с детьми мы рисовали рисунки на тему общешкольного проекта и отправляли их в Интернет на Всероссийские творческие конкурсы, в которых работы наших обучающихся заняли призовые места.

 Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на индивидуальных занятиях зависит от грамотно организованной работы учителя-дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...

Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.

laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Работа учителя дефектолога в условиях ФГОС

Статья о работе учителя дефектолога в условиях ФГОС. Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие п...

Организация работы учителя -дефектолога

Организация работы учителя-дефектолога на примере собственного опыта...

Применение пособия "Сказочная поляна в работе учителя-дефектолога"

В статье рассказываю о своем опыте использования пособия "Сказочная поляна", предлагаю комплекс игр, разработанных мною...