ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья

Cветлана Александровна Пронина

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В работе представлена информация о важности использования учителем-дефектологом здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми ОВЗ.

Одним из главных элементов национального богатства любого государства является здоровье. Проблема здорового образа жизни в настоящее время приобрела первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства.

         Я познакомлю вас с тем, какие здоровьесберегающие технологии в своей практической деятельности применяют учителя-дефектологи на индивидуальных занятиях.

Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии. Каждый кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинет оформлен в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организуется проветривание кабинета.

Создание охранительного режима. В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на занятии, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения мы организуем условия для реализации охранительного режима:

- общение на занятии проводится на фоне положительных эмоций;

- используем нестандартные формы проведения занятий (групповые, в форме путешествия и тд) с соблюдением гигиенических критериев рационального проведения урока.

Профилактика нарушений осанки. Во время занятия осуществляем контроль за правильной осанкой обучающегося.

Учителя-дефектологи дошкольного и младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику. Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

Упражнения по развитию мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе учителя-дефектологи применяют пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховка изображений различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

Артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки. Старшим школьникам названия упражнений предлагаем слухо-зрительно или на слух. Если ученик затрудняется выполнить упражнение, то педагог предлагает ему выполнить упражнение по подражанию.

Смена динамических поз, физкультминутки. Для препятствия нарастанию утомления, снятию статической нагрузки проводим физминутки, организуется смена динамических поз. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (у доски, около двери, около окна): они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, выполнять какие-либо задания. Часть занятия дети проводят сидя. Это делается для того, чтобы и укреплять позвоночник, формировать осанку и снимать утомление. Физминутки можно проводить не только с целью снятия утомления, а использовать с пользой для изучения нового материала или повторения пройденного.

Профилактика нарушения зрения. Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на предупреждение нарушений зрения. Например, на стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо фигуру.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на индивидуальных занятиях зависит от грамотно организованной работы учителя-дефектолога.

В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация здоровьесберегающих технологий в работе преподавателя Электротехнических дисциплин»

Проблема применения  здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как оно способствует сохранение и укрепление здоровья студентов важно для всего общества, поскольку лишь здоровые люди...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога...

Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ.

Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ....

Разработка мастер класса "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ"

Разработка мастер класса для конкурса классный-классный . В раздел педмастерска...