Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"
статья по теме

Федотьева Татьяна Анатольевна

В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.

С материалами статьи мы выступали на областном методическом объединении преподавателей иностранного языка и заседании кафедры общеобразовательных дисциплин. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_statya.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения системно-деятельностного подхода

в достижении результатов освоения обучающимися

образовательных программ

В настоящее время объяснительно-иллюстративный метод обучения, традиционный для парадигмы российского образования, утратил свою актуальность, так как требовал отношения к студенту как к объекту педагогического воздействия. Изменения в восприятии обучающегося как активного субъекта познания, партнера в обучении повлекли за собой выдвижение на первый план системно-деятельностного подхода, призванного воспитать творческую личность.

Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.

 Обучение в контексте данного подхода становится процессом активного познания, раскрывающего перед студентом возможности для развития креативности и формирования ответственности за результаты своего труда.

Обучающийся становится деятелем в образовательном процессе, а преподавателю отводится роль организатора и управленца. Закономерно возникают новые роли для преподавателя - модератор, тьютор. Для каждого обучающегося создается индивидуальная образовательная траектория за счет привлечения в процесс обучения личностного опыта, в том числе опыта познания. Преподаватель призван создавать для каждого студента ситуацию успеха.

Стратегической целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. А основными развивающими задачами в контексте данного подхода выступают развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты своего труда, умения рефлексировать.

Этот подход открывает широкие возможности для самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания, в строении самой учебной деятельности, включая осознание студентами её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия подразумевают наличие мотивации к обучению.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

  • обеспечение возможностей студента самостоятельно осуществлять такое действие, как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

  • личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание (когда четко осознаны категории «хорошо» и «плохо»); смыслообразование (умение видеть персональный смысл обучения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • познавательные:

        - общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

        - логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

        - постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

  • коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
  • регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

В концепции системно-деятельностного подхода происходит смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения в традиционной знаниевой парадигме на формирование общеучебных умений, развитие самостоятельности учебных действий, умения учиться через системное включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность.

Организация образовательного процесса осуществляется посредством планирования совместной деятельности преподавателя и студентов на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Суть системно-деятельностного подхода в обучении можно условно выразить следующим образом. Формирование личности обучающегося, в частности когнитивного аспекта, происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» в ходе выполнения специальных условий, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания и имеющийся опыт, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Это осуществляется благодаря стимулированию познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Обучающийся приобретает опыт самостоятельного действия в ситуации неопределённости при решении актуальных для него проблем.

Данный подход предполагает учет возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов, роли и значения видов деятельности и форм общения преподавателя с обучающимися и студентами друг с другом (разные типы коммуникации – «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-группа студентов»). Подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.

Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения ряда условий:

- наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение студентами определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у студентов умения контролировать свои действия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для включения студентов в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

1.        связывать изучаемый материал с повседневной жизнью (личностным опытом) и с интересами студентов;

2.        планировать занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

3.        привлекать для обсуждения прошлый опыт студентов;

4.        оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.        

Учет индивидуальных возможностей обучающихся и их образовательного уровня предполагает подбор и авторскую разработку преподавателем интересных и увлекательных заданий, выполняя которые студенты учатся целеполаганию, самостоятельной постановке проблемы, открытию новых знаний в ходе мини-исследования, творческому характеру деятельности, решению познавательных задач в ситуации неопределенности. При этом задача преподавателя – направить исследовательскую активность студентов таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы занятия (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

К методам реализации системно-деятельностного подхода можно отнести:

- проектный (включающий в себя различные виды деятельности, способствующие развитию студента)

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Указанные методы свидетельствуют об интерактивности процесса обучения, предполагающего взаимодействие субъектов образовательного процесса.

В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Технологии создания и решения учебных ситуаций, актуальных для изучения окружающего мира.
  • Технологии реализации проектной деятельности.
  • Технологии уровневой дифференциации обучения.

При этом наиболее подходящими типами занятий, в рамках которых возможна реализация данных методов, являются следующие:

•        урок открытия нового знания;

•        урок рефлексии;

•        урок построения системы знаний;

•        урок развивающего контроля.

Перечислим критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:  

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к студенту.
  2.  Преподаватель систематически обучает студентов осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
  4.  Преподаватель владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы.
  5.  Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит студентов работать по правилу и творчески.
  6.  На занятии ставятся задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7.  Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы, включая дифференцированную технологию обучения.
  8.  Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9.  Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую студентом, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На занятии осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель – студент» (через отношения, совместную деятельность и т.д.), когда занятие приобретает характер события, избавленного от формализма и готового, универсального результата.

Структура занятия в контексте системно-деятельностного подхода включает следующие этапы:

  1. Мотивация к учебной деятельности;
  2. Актуализация знаний;
  3. Проблемное объяснение нового знания;
  4. Первичное закрепление во внешней речи;
  5. Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  7. Рефлексия.

Рассмотрим подробно выделенные этапы (на примере урока открытия нового знания):

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование студента к учебной деятельности на занятии, а именно:

1) создаются условия для возникновения у студента внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).


2. Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация студентов к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование студентов к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе организуется выход студента в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) студенты соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе обучающиеся определяют цель занятия – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные студентами, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: студенты самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) студента ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, преподаватель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог урока)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели особенности системно-деятельностного подхода как одной из ведущих образовательных технологий, способствующих становлению личности обучающегося как активного субъекта познания и жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ

Содержит данные по результатам промежуточных и итоговых аттестаций...

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации...

Применение системно-деятельностного подхода на уроках учебной практики у студентов СПО

Выступление на Региональном семинаре "Трансляция профессионального опыта преподавателя (мастера п/о) образовательного учреждения СПО" 16 апреля 2019 г....

2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)

2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)...

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»  в рамках самообразования педагога...

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении»

Пояснительная записка Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплинам «Организация бухгалтерского учета в банках» составлена в соответ...