Главные вкладки

    Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога
    рабочая программа

    Смирнов Сергей Витальевич

    Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»  в рамках самообразования педагога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_primenenie_sistemno_-deyatelnostnogo_podhoda.docx38.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент Смоленской области по образованию и науке

    областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение    

     «Смоленский политехнический техникум»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании предметной (цикловой) методической  

    комиссии экономических дисциплин ОГБПОУ

    «Смоленский политехнический техникум»

    Председатель _______/Реутова Л.А./

    УТВЕРЖДАЮ

    Зам. директора по НР

    ___________(И.А. Якуненкова)

    Программа

    «Применение системно -деятельностного подхода в обучении

    на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»

    в рамках самообразования педагога

    Разработала преподаватель:  Смирнов Сергей Витальевич

    г. Смоленск

    2016г.

    Пояснительная записка

    Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)предусматривает:

    -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    -разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

    Дидактическими принципами системно - деятельностного подхода являются:

    1. Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
    2. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
    3. Принцип минимакса – заключается в следующем: учебное заведение должно предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
    4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
    5. Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися пособностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
    6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Цель: повышение профессиональной подготовки и, как следствие, повышение эффективности обучения по дисциплинам

    Задачи:  

    • совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;
    • провести анализ учебно-методической литературы и Интернет-источников по данной теме;
    • создать УМК уроков с использованием системно -деятельностного подхода;
    • создать условия для повышения мотивации обучения;
    • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач;
    • формировать интерес обучающихся к изучению дисциплине «ОБЖ»
    • формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования;
    • осуществить мониторинг и определить динамику изменения качества обучения при использовании системно -деятельностного подхода;
    • повышение профессиональной компетентности преподавателя.

    Сроки работы: 2016-2021 годы

    Этапы работы:

            Подготовительный:  сбор данных (2016-2017 учебный год) изучение литературы и интернет – ресурсов по теме,  подбор заданий, прогнозирование результатов работы.

           Практический:  (2017-2018, 2018-2019 учебные годы) - создание УМК уроков по дисциплине; практическое применение разработанных материалов в группах; корректировка методических разработок по результатам их применения на практике.

           Обобщающий: (2019-2020 учебный год) - проведение мониторинга учащихся; подведение итогов; оформление результатов.

           Внедренческий:  (2020-2021 учебный год) - распространение опыта работы.

    Планируемый практический выход (если работа не закончена): создание УМК уроков; практическое применение разработанных материалов в группах; корректировка методических разработок по результатам их применения на практике; распространение опыта работы.

    Формы представления результатов: проверочные работы, контрольные срезы, дифференцированные зачёты

    Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности:

    -успеваемость обучающихся;

    - мониторинг качества знаний обучающихся;

    - результаты организации самостоятельной работы;

    - результаты освоения обучающимися образовательных программ.

    Планируемый практический выход - формирование общих компетенций, развитие логического мышления, познавательных способностей обучающихся, отработка практических навыков и умений

    План мероприятий:

    -обзор методической, педагогической и предметной литературы;

    -изучение и применение современных методик преподавания

    (ПРИЛОЖЕНИЕ);

    -обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике;

    -посещение уроков коллег;

    - прохождение курсов повышения квалификации;

    -проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

    -организация внеклассной деятельности по предмету.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Информационно – коммуникационная технология

    Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

    Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

    Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН (наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля).
    Модели использования  ИКТ на уроках:

    -выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

    -компьютерное тестирование;

    -использование электронных сборников-тренажёров;

    -работа с электронными энциклопедиями.

    Технология проблемно-диалогического обучения

    Проблемно-диалогическое обучение– тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

    Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.

    Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

    Три основных метода постановки учебной проблемы:

    -побуждающий от проблемной ситуации диалог;

    -подводящий к теме диалог;

    -сообщение темы с мотивирующим приемом

    Три основных метода поиска решения учебной проблемы:

    -побуждающий к гипотезам диалог;

    -подводящий от проблемы диалог;

    -подводящий без проблемы диалог.

    Технология групповой работы

    Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материал

    Принципы групповой работы:

    1. Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся.
    2. Учитывать особенности состава группы.
    3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
    4. Распределять роли между участниками группы.
    5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
    6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

    Преимущества групповой работы:

    -ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение;

    -прислушиваться к мнению других;

    -сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других;

    -вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля;

    -формируется критическое мышление;

    -дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.

    Поведение учителя во время проведения групповой работы

    1. Он может контролировать.
    2. Организовывать.
    3. Оценивать работу обучающихся.
    4. Участвовать в работе группы.
    5. Предлагать участникам разные варианты решений.
    6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

    Виды групповой работы

    Работа в парах.

    Мозговой штурм.

    Игра «Продолжи».

    Охота за сокровищами.

    Снежный ком.

    Мозаичная группа или Пазлы.

    Прием «Зигзаг».

    Технология дифференцированного обучения

     Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

    Главная цель: определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей

    Технология позволяет :
    1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого обучающегося;

    2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого обучающегося;

    3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным обучающися;
    4) поддерживать и повышать  мотивацию обучения предмету.

    Способы дифференциации обучающихся:

    •    по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
    •    по уровню развития памяти
    •    по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР)
    •    по темпам работы
    •    по уровню самостоятельности в процессе познания 
    •    по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.

            

    Технология игрового обучения

    Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью

    Преимущества:

    -Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

    -Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

    -Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).

    -Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

    Структура игры как деятельности

    -целеполагание,

    -планирование,

    -реализация цели,

    -анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    Виды педагогических игр:

    -деловые;

    -организационно-деятельностные;

    -ролевые;

    -инновационные игры;

    -дидактические.

    Функции игровой деятельности:

    -развлекательную

    -коммуникативную;

    -самореализации;

    -терапевтическую;

    -диагностическую; 

    -коррекции;

    - межнациональной коммуникации; 

    -социализации. 

    Технология личностно-ориентированного обучения

     Личностно ориентированное обучение  - обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

    ЛОО образование включает следующие подходы:

    -разноуровневый;

    -дифференцированный;

    -индивидуальный;

    -субъективно-личностный;

    Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

    -самореализации;

    -саморазвития;

    -адаптации;

    -саморегуляции;

    -самозащиты;

    -самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

    Личностно-ориентированный урок:

    -Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта;

    -Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

    -Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;

    -Ведёт индивидуальную работу с каждым обучающимся;

    -Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность;

    -Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;

    Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.


    Технология проектной деятельности

    Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

    Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

    Типология проектов:

    -Практико-ориентированные.

    -Социально-значимые.

    -Исследовательские.

    -Информационные.

    -Творческие.

    -Ролевые.

    Практико-ориентированный

    Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Социально-значимый

    Ориентирован на интересы какой-либо группы людей.

    Творческий

    Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.

    Исследовательский

    Напоминает научное исследование.

    Информационный

    Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

    Ролевые.

    Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
    Результат проектной деятельности:

    -Новые знания и умения школьников (ими заканчивается исследование проблемы).

    -Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

    «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

    системно-деятельностный подход при обучении математике

    Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

    Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике

    презентация к статье системно деятельностный подход...

    Системно - деятельностный подход в обучении математике

    В условиях перехода общеобразовательных учреждений на новые стандарты  перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных уч...

    Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"

    В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как...

    Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении» (дисциплины «Организация бухгалтерского учета в банках») в рамках самообразования педагога

    Пояснительная записка Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплинам «Организация бухгалтерского учета в банках» составлена в соответ...

    Применение системно-деятельностного подхода на уроках учебной практики у студентов СПО

    Выступление на Региональном семинаре "Трансляция профессионального опыта преподавателя (мастера п/о) образовательного учреждения СПО" 16 апреля 2019 г....