Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
методическая разработка по теме

Краснова Ирина Яковлевна

 

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар 5.11.2013 по теме :

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

1. Теоретическая часть.

Цель: познакомить с особенностями технологии продуктивного чтения.

Деятельность

Время

1. Вступительная презентация «Технологии ОС Школа 2100»

2. Представление курса класса http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=4826

10 мин

2. Практическая часть.

Цель: познакомить с применением элементов технологии продуктивного чтения и элементов проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

Деятельность

Время

1. Просмотр видеороликов с комментариями «Применение элементов проектно-исследовательской деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

10 мин

2. Результаты работы по применению элементов проектно-исследовательской деятельности в системно-деятельностном подходе. Просмотр с комментированием проектных работ с ИКТ:

  • учащихся 4класса. «Народные приметы: правда или вымысел» (1 место в округе в конкурсе Интеллект-2013, 6 место (из 22) по городскому конкурсу «Открытие»
  • учащихся 1 «А» класса. «Радуга Веселья» (итог 1 четверти)
  • представление сайта учителя http://nsportal.ru/user/188943 
  • представление сайта класса  http://nsportal.ru/user/188943/page/1-superklassnyy-klass 
  • представление курса класса, деятельность класса на сайте http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=4826 

30 мин  

3. Итог семинара.

Рефлексия по итогам семинара — обмен мнениями насколько удалось и удаётся решать проблемы.

Слайд 1. «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

Слайд 2. 
Современное понимание системно-деятельностного подхода в педагогике.

 Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий …»А. Дистервег                                                                                                                                                                                        

  Необходимым становятся не только сами знания, а знания о том, как и где их применять.   «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового»   С. Пейперт                                                                                    

                                                                                                   

Слайд 3. Сущность системно-деятельностного подхода
Суть   системно-деятельностного   подхода – развитие   личности учащегося  на  основе  освоения  универсальных  способов  действия.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих   детское  действие.


Слайд 4 Методическая система заданий в учебниках УМК«Школа России»

Главный принцип — ориентирование учебного материала,

способов его представления, методов обучения на максимальное и системное

включение учащихся в учебную деятельность под конкретную цель

На слайде представлены особенности СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ.

Слайд 5. Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК Школа России. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:

Анимации

Видеофрагменты

Интерактивные игры

Тесты

Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебников. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Слайд 6. Работа с эл. приложением.

Слайд 7. Система Школа 2100.

ЗАЧЕМ учить? (цель) «Педагогика здравого смысла» – развитие личности через культуру в деятельности

КАК учить? (технологии)

 Проблемный диалог   (самим открывать знания)

Продуктивное чтение  (самостоятельно понимать смысл текстов)  Оценивание успехов (адекватная самооценка)  

    Проектная технология (самостоятельные дела)

Слайд 8.

Этот универсальный алгоритм хорош еще и тем, что в нем одновременно представлены составляющие всех групп УУД (цветовые выделения – такая цветовая маркировка принята во всех учебниках «Школы 2100»).

Слайд 9. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Сравните задания и назовите в чем разница в каждой паре заданий.

Слайд 10. Про минимакс написано во многих текстах «Школы 2100». Самое главное: МАКС – это все, что теоретически мы можем предложить на уроке – весь объем учебника, вся информация, которую может подобрать учитель. Но этого всего не успеть – надо выбирать.

А мини – это то обязательное, что нельзя не успеть. Мини – краткий.

Слайд 14. Технология продуктивного чтения 

Слайд 15. Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде. Три этапа работы с текстом

Слайд 16. Памятка-практикум для работы с текстом.

  1. Прочитайте текст, выделите в нём фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию.
  2. Определите роль данного текста на уроке. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
  3. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения
  4.  Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения

Слайд 17. Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

  1. Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
  2. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
  3. Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения.
  4. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Слайд 18. Освоение способов решения проблем поискового и творческого характера.    Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий , работа с Информационно образовательной средой.

В учебнике ОМ 1 класса Школы России  в каждой  теме формулируется проблемный вопрос или создается проблемная ситуация. Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями.  Аналогично строится работа по многим темам в последующих классах. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, которые предусмотрены в каждом классе.

Слайд 19. Интеграция  урочной  и  внеурочной  деятельности
«Странички для любознательных»  «Математика» авт. М.И. Моро и др. 1 кл. 1ч.

Слайд 20. Планируемые результаты

предметные – распознавать и называть геометрические фигуры, считать различные объекты, устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета, описывать расположение предметов на плоскости;

метапредметные – регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и оценку по результату урока;

познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач урока (творческий и поисковый характер решения задач), осуществлять сравнение, анализ;

коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками, воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению заданий урока.

личностные – проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Слайд 21. Проектная деятельность

Слайд 22. - это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, достаточно долго удерживать цель своих действий, намечать план и находить ресурсы для его реализации, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью.

Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни.

Слайд 23. Проекты позволяют достигать личностных результатов и осуществлять выход во внеурочную деятельность.

Слайд 24. ПРОЕКТ «МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА»

Целевые установки урока /занятия (планируемые результаты учащихся):

Предметные результаты:

  •  знать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
  •  находить соответствующий  теме материал,  фото материал;
  •  выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

Метапредметные результаты:

  •   составлять план своих действий;
  •   задавать вопросы членам своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
  •   оценивать результаты собственного труда и труда тех, кто помогал
  •   представлять результаты работы

Личностные результаты:

  •   осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине;
  •   осознавать ценность взаимопомощи для успешного выполнения работы.

Слайд 25. УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ познавательной активности (3 А класс)

Слайд 26. 27 Динамика формирования умений и навыков в результате применения проектной деятельности (4 А класс)

Слайд 28. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно- деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России». ПРОВОДИТ МАСТЕР-КЛАСС: КРАСНОВА ИРИНА ЯКОВЛЕВНА

Слайд 2

Сущность системно- деятельностного подхода Суть системно- деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия. Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие. Ради чего учить? Ценности образования Чему учить? Обновление содержания образования

Слайд 3

Методическая система заданий в учебниках УМК «Школа России» Задания и вопросы, инициирующие детское действие Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация) Задания по поиску информации, работа с Информационно Образовательной Средой (ИОС) Задания для работы в парах и/или группах Задания , раскрывающие связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное и системное включение учащихся в учебную деятельность под конкретную цель

Слайд 4

Работа с электронными приложениями

Слайд 5

5 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Слайд 6

Технология продуктивного чтения

Слайд 7

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение). Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: – задать вопрос автору текста ( В ); – предположить (спрогнозировать) ответ ( О ); – при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя ( П ). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч . с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде

Слайд 8

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае , если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Слайд 9

Освоение способов решения проблем поискового и творческого характера . Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий , работа с ИОС и пр. 1 класс, 1 часть

Слайд 10

Проектная деятельность

Слайд 11

Проектная деятельность учащихся - это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, достаточно долго удерживать цель своих действий, намечать план и находить ресурсы для его реализации, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни.

Слайд 12

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Интеграция урочной и внеурочной деятельности»

Слайд 13

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ познавательной активности (3 А класс)

Слайд 14

Динамика формирования умений и навыков в результате применения проектной деятельности (4 А класс)

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников

Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Проектная работа студента "Формирование универсальных учебных действий младших школьников"

Актуальность работы обусловлена решением задач модернизации содержания общего среднего образования, которые направлены на  повышение уровня образованности обучающихся, развитие умений  ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Обучение младших школьников основам техники "ГАНУТЕЛЬ" во внеурочной работе по предмету "Технология"

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...

Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/

   Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.     Про...

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...