Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
материал

     Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

     Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

     Решение проблемы сплочения детского коллектива как педагогическиt средства в ходе внеурочной деятельности. Работая по новым федеральным государственным стандартам, главной целью которой является развитие личности. Работа над формированием личностных и коммуникативных УУД позволяет эффективно решать проблему сплочения классного коллектива. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера по проектной команде, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, в общении и сотрудничестве, уважать партнера и самого себя. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

     Проектная деятельность учащихся также является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Норильский педагогический колледж»

Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников

Выполнила:

Григорьева Марина Алексеевна

группа 220, II курс

школьного отделения

Научный руководитель:

Гурова Юлия Юрьевна

Оценка_________________

г. Норильск, 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ        6

1.1. Понятия, структура, классификация и характеристика проектной деятельности        6

1.2. Методические особенности реализации проектной деятельности в начальной школе        12

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        17

2.1. Сущность, структура и функции ученического коллектива        17

2.2. Организация проектной деятельности младших школьников        22

2.3. Сплочение коллектива младших школьников посредством проектной деятельности        26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        34


ВВЕДЕНИЕ

Каким станет наше общество завтра – зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники. Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно необязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников.

Таким образом, организация проектной деятельности – важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые далее могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей, формированию коллектива.

Проблема – неумение находить общий язык между сверстниками (младших школьников) при их совместной работе в проектной деятельности.

Объект изучения – формирование сплоченности коллектива младших школьников.

Предмет изучения – проектная деятельность как способ сплочения коллектива в начальной школе.

Цель курсовой работы: изучение проектной деятельности как способа формирования сплоченности коллектива младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть общую характеристику проектной деятельности;
  • изучить методические особенности реализации проектной

деятельности в начальной школе;

  • проанализировать понятие сущности, структуры и функции

ученического коллектива;

  • определить особенности организации проектной деятельности в

начальной школе;

  • охарактеризовать влияние проектной деятельности на сплочение

коллектива.

Методологической основой исследования явились важнейшие философско-психологические положения о творческой деятельностной сущности личности, ее субъектной сущности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.В., Леонтьев А.Н., Резвицкий И.И., Рубинштейн С.Л. и др.), положения психологии и педагогики, раскрывающие закономерности и принципы самостоятельной работы (Голант Е.Я., Есипов Б.П. и др.), ее методические аспекты (Загвязинский В.И., Пидкасистый П.И. и др.), а также в процесс формирования коллектива были особые требования согласно определенной концепции советского педагога (А. С. Макаренко).

При выполнении курсовой работы использовала теоретические методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.

Теоретическая значимость выполненного исследования «Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников» определена так: «полученные знания расширяют представления о процессе формирования сплоченности коллектива младших школьников с помощью проектной деятельности».


ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В первой главе раскрыты понятия, структуры, классификация и характеристика проектной деятельности младших школьников, также рассмотрены методические особенности реализации проектной деятельности в начальной школе.

1.1. Понятия, структура, классификация и характеристика проектной деятельности

Проектный метод обучения – это усвоение студентами знаний и приобретение навыков в процессе проекта, вовлечение студентов в процессы проектирования. Учебный проект – это самостоятельная, творческая, завершенная работа ученика, соответствующая его возрастным возможностям и выполняемая в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до воплощения в реальность. Результатом работы студента над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самим собой [13; с.329].

Также в педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. К таким признакам относятся: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган. Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и 9 бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества [9; с.160].

Метод проектирования в школьном образовании в настоящее время рассматривается как альтернатива системе классов. Но эксперты из стран с обширным опытом предупреждают, что проектное обучение ни в коем случае не должно вытеснять эту систему и другие методы обучения. Оформление урока следует рассматривать как конкретную практическую деятельность учащихся. По своей природе это эксперимент, по направлению - производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.

Самое сложное для учителя в проектировании – это роль независимого консультанта. Трудно устоять перед подсказками, особенно когда педагог видит, что ученики идут не в том направлении. Можно провести консультацию на семинаре, чтобы коллективно и обобщенно решить проблему, с которой сталкивается значительное количество студентов.

У учащихся есть свои специфические трудности, но они носят объективный характер, и их преодоление является одной из ведущих образовательных целей методики проекта. Дизайн основан на изучении новой информации, но этот процесс выполняется в области неопределенности и должен быть организован, смоделирован, поскольку студентам трудно планировать ведущие и текущие цели, искать пути решения и выбирать оптимальные альтернативы. Поэтому логика построения деятельности учащихся при выполнении проекта должна соответствовать общей проектной структуре.

Подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были несколько разными.

Российские ученые связали методы обучения (в том числе проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовки к жизни и работе.

В отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство:

  • всестороннего упражнения ума и развития мышления

(П.Ф. Каптерев);

  • развития творческих способностей (П.П. Блонский);
  • развития самодеятельности и подготовки школьников к

самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий);

  • подготовки воспитанников к профессиональной деятельности

(А.С. Макаренко);

  • слияния теории и практики в обучении (Е.Г. Каганов,

М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).

Проведенный анализ позволяет нам определить творческую проектную деятельность студентов как интегративную деятельность по созданию продуктов и услуг, которые имеют объективную или субъективную новизну и имеют личное или социальное значение [2; с.52-53].

Проектная деятельность, как и любая другая, имеет определенную структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия и результат.

Цель проектной деятельности студентов – создать продукт (услугу), который обладает субъективной или объективной новизной и имеет личное или социальное значение.

Мотивом проектной деятельности служат социальные и личные потребности в материальных и духовных ценностях.

Проектная деятельность выполняет творческие, преобразующие, исследовательские, творческие, рефлексивные, технологические функции.

Содержанием проектной деятельности является проведение научно-исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценка и защита объекта деятельности.

Психологическая структура проектной деятельности – это взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов и (присвоение способов преобразования) и экстериоризации (продукт внешних действий).

Результатом проектной деятельности является определенный продукт (услуга) и развитие личности ребенка.

Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются как правило, в ходе внеклассной деятельности это относится:

  • к проектам, выполняемым в ходе проектной недели;
  • к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам;

предполагающим полевой (выездной) этап;

  • к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.

Проект как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

  • практико-ориентированный проект – нацелен на социальные

интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

  • исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное

исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

  • информационный – направлен на сбор информации о каком-то

объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса, школы.

  • творческий – предполагает максимально свободный и

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры и т.д.

  • ролевой – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.

По содержанию проекты классифицируются следующим образом:

  1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки.
  2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств.
  3. Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
  4. Сервисные. Сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; оказание услуг.
  5. Комплексны, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например, оформление деловых бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры, моделирование причесок, организация гарантийного ремонта автомобилей и т.д. [7; с.37-40].

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).

В пояснительной записке должно быть отражено:

  1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.
  2. Описание этапов конструирование объекта.
  3. Выбор материала для объекта, дизайн - анализ.
  4. Технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы.
  5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  6. Техника безопасности при выполнении работ.
  7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.
  8. Использованная литература.
  9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация)
  10. Пояснительная записка выполняется на стандартных листах бумаги с соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления. Листы подшиваются и нумеруются.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе), в групповой работе, в библиотеке, медиатеке и пр.).
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов [8; с.43-45].

1.2. Методические особенности реализации проектной деятельности в начальной школе

Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в США в 1920-х годах. Его также называли проблемным методом, и он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дьюи предложил строить обучение на активной основе с помощью целенаправленной деятельности ученика, при этом это соответствовало его личному интересу к этим знаниям. Было чрезвычайно важно показать детям свой собственный интерес к приобретенным знаниям, которые могут и должны быть полезны им в жизни. Здесь требуется проблема, взятая из реальной жизни знакомая и значимая для ребенка, для решения которой необходимо применить приобретенные знания и приобрести новые, которые еще предстоит.

Методика проектов привлекла внимание российских педагогов еще в начале 20-го века. Идеи проектного образования возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством учителя русского языка С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно использовать методики проекта в учебной практике [8; с. 43-45].

Позже уже при советской власти эти идеи получили довольно широкое распространение, но не были продуманы и последовательно внедрены в школу, и методика проектов была осуждена постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году. С тех пор в России больше не предпринималось никаких серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В то же время в зарубежной школе он активно и очень успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где реализуются идеи гуманистического подхода к образованию джоулей. Дьюи, его метод проектов получил широкое распространение и стал очень популярным в совместной деятельности студентов благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практическому применению для решения конкретных проблем окружающей действительности).

«Все, что я изучаю, я знаю, для чего мне это нужно, где и как я могу применить эти знания» — это основной тезис современного понимания метода проекта, который привлекает многие системы образования, которые ищут разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими навыками.

В последнее время метод проектов становится не только популярным, но и «модным» в нашей стране, что вызывает законные опасения, потому что там, где начинается модный акт, так часто отключается разум. Сейчас часто можно услышать о широком применении этого метода в учебной практике, хотя на самом деле это работа над определенной темой, просто групповая работа, внеклассная деятельность.

Умение использовать метод проекта является показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивного метода обучения и развития учащихся. В XIX веке, которые, прежде всего, предусматривают способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Метод проекта может быть использован при выполнении некоторых требований. Среди наиболее важных из них:

1. Наличие значительных исследований, творческих проблем/задач, требует комплексных знаний, поля поиска исследований для их решения (например, демографические исследования в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, в других странах мира о проблеме, раскрывающей конкретную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и т. д.).

2. Практическое, теоретическое и когнитивное значение результатов (например, отчет в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, возникающих в развитии этой проблемы, совместное издание газеты, альманах с отчетами о событиях, план за действия по защите леса в разных местах, совместную работу нескольких учеников, сценарий школьного спектакля и т. д.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, двойная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей общих/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний в различных областях, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с постепенными результатами).

7. Использование методов исследования:

  • выявление проблемы, возникающей в результате исследовательских

задач;

  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов

исследования;

  • создание конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • резюме, коррекция, выводы (использование методов мозгового

штурма, круглого стола, статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т. д.).

Последнее особенно важно, поскольку речь идет о технологии методов проектирования. Трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся, не обладая достаточным количеством свободных методов исследования, проблемных, поисковых, умения вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различной творческой деятельности. Это является необходимым условием успешной работы над методологией проекта. Кроме того, необходимо владеть самой технологией проектного метода [6; с.208].

Самым сложным моментом при внедрении исследовательских проектов в учебный процесс является организация этих мероприятий и, в частности, подготовительный этап. При планировании учебного года учитель должен выбрать руководящую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые «будут представлены для планирования». Затем необходимо сформулировать от 15 до 20 индивидуальных и групповых тем для каждого класса, которые требуют от учеников присвоения необходимых знаний по программе и получения необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по уровню сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен уметь выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуально и группового) и степень сложности проектной деятельности.

Ясность организации проекта определяется четкостью и конкретностью постановки целей, выделением запланированных результатов и определением исходных данных. Очень эффективно применять небольшие методические рекомендации или инструкции, указывающие необходимую и дополнительную литературу по самообразованию, требования учителя к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

На данный момент существует 4 самых популярных этапов реализации проектов, которые довольно часто используются руководителями в проектной деятельности младших школьников:

1) Начальный этап:

  • определение целей, постановка задач проекта;
  • изучение методической литературы по проблеме;
  • диагностическое решение проблемы.

2) Продуктивный этап:

  • планирование и осуществление совместной, самостоятельной

деятельности участников по реализации проекта.

3) Результативный этап:

  • проведение диагностики уровня речевого развития детей средней группы;
  • анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4) Перспективный этап:

  • обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей

работы;

  •  разработка методических рекомендаций по их теме.

Выбор тем проекта в разных ситуациях может быть разным. В некоторых случаях эта тема может быть сформулирована специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других преподаватели назначаются с учетом ситуации в обучении по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тему проектов могут предлагать и сами студенты, естественно ориентированные на собственные интересы, причем не только чисто информационные, но и творческие, прикладные.

Тема проектов может относиться к теоретическому вопросу школьной программы, чтобы углубить знания каждого ученика по этому вопросу и дифференцировать процесс обучения. Однако темы проектов, которые особенно рекомендуются органами образования, чаще касаются практического вопроса, который имеет отношение к практической жизни и в то же время требует включения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знания [11; с.153].

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во второй главе раскрыты сущность, структура и функции ученического коллектива, также организация сплочения младших школьников посредством их проектной деятельности.

2.1. Сущность, структура и функции ученического коллектива

Воспитание в коллективе являлось основополагающим положением еще с советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек — существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

В то же время задолго до советского времени была осознана воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни реализовывал немецкий педагог В.А. Лай. Он уделял большое внимание вопросу о школьных общинах в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно обнаружить в русской педагогической литературе второй половины XIX в. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

Коллектив – это организованная группа людей, связанная общей, целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными отношениями [2; с.52-53].

Детский коллектив — это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. 

В коллективе высокого уровня развития положение личности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель — наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свободное проявление «Я», инициативность. Коллектив принимается как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дружбой.

В коллективе создаются всесторонние возможности для проявления и развития каждой личности.

Функции коллектива:

  • Регулятивная — носитель и пропагандист определенных 

мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

  • Организационная — основная форма организации детской

жизнедеятельности.

  • Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения,

кооперации.

  • Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной

деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

  • Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность

членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений бывают первичными и вторичными. 

Первичные коллективы — это коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. 

Вторичный коллектив — более сложный по своему составу — состоит из ряда первичных коллективов, разнообразных по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу (кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды).

Примером является общешкольный коллектив. Сущность жизни общешкольного коллектива заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровне.

Каждый формирующийся или уже созданный коллектив имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

По содержанию деятельности коллективы могут быть учебными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художественно-творческими, клубными, спортивными и др.

По заданной функции: производственными, воспитательными (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений).

По социально фиксированному положению: 

  • формальные (юридически фиксированный статус, социально

заданная деятельность); 

  • неформальные (добровольные объединения по интересам,

симпатиям и др.)

Воспитателю необходимо понимать, что процесс формирования коллектива проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагогического процесса. Его задача — понять психолого-педагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике.

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.

1. Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоятельности членов актива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.

Субъект воспитания — воспитатель.

2. Требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность для всех членов коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность. Формируется коллективное самосознание — «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами

Субъект воспитания — актив.

3. Большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и к себе, помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Появляются способности к формированию общественного мнения, которые свидетельствуют о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив. Формируются мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. В коллективе складывается благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности.

Субъект воспитания — коллектив.

4. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение личности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких границ — возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. 

2.2. Организация проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков и изменить их форму. Учебные проекты дают возможность устранить перегрузку учащихся начальной школы. Интересная работа, которая является проектной деятельностью, не вызывает напряженности и снижения мыслительных процессов у детей, а это означает, что проекты можно рассматривать как технологии, экономящие здоровье.

Использование этого метода в начальной школе имеет свои особенности. Пришло время научить детей основам проектирования. Таким образом, все этапы подготовки и планирования выполняются учениками совместно с учителем. На основании предложенного материала учитель вместе с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления, определяется состав групп, распределяются задачи между участниками, намечается ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется самими детьми, но всегда под руководством учителя, с помощью родителей, и отчет о проделанной работе подается на уроке.

Использование методики проекта применяется на разных этапах обучения, чтобы дать детям возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Проектная деятельность младших школьников должна быть строго ориентирована на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершѐнные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности [4; с.223].

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты проектной деятельности младших школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде [5; с.150].

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде [10; с.480].

Методика проектов в начальной школе требует интеграции знаний учащихся в различные области знаний: музыку, окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, технологии и русский язык.

Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задача определяется заранее. В течение выпускного урока, помимо защиты своей работы или работы, выполняемой под руководством учителя, также систематизируется и накапливается материал для дипломной работы. Следует уделять большое внимание критериям оценки [3; с.376].

Также особое значение играют роли тех людей, которые задействованы в процесс проектной деятельности, принимая в ней помощь для ее грамотного создания:

Роль учителя – это консультировать, мотивировать и наблюдать за деятельностью учащихся.

Роль ученика – это выбирать и принимать решения, выстраивать взаимоотношения с людьми, оценивать свою деятельность.

Роль родителей – это конструировать и мотивировать своих детей.

Метод проекта лежит в основе проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного присвоения учениками учебного материала в процессе выполнения проекта.

Организация подготовительной работы:

При создании проекта ученик должен обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями в области проекта; специфическими навыками и умениями проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим методы проекта начинают реализовываться с 2-го класса. В 1-м классе они сосредотачиваются на развитии навыков и умений в области проектирования и исследований, прививают интерес к познавательной деятельности, расширяют свой кругозор. Затем эти навыки будут улучшены в следующих классах. В первом классе проекты небольшие. Например, «Любимая буква алфавита», «Мое имя», «Мое животное».

После работы было видно, у кого дома есть компьютер, доступ в интернет.

Образование происходит в рамках урочной деятельности, потому что школы редко назначают часы для кружков и факультативов.

В рамках основной деятельности можно использовать следующее:

  • проблемное введение в тему урока;
  • постановка целей и задач урока совместно с учащимися;
  • совместное или самостоятельное планирование практической

задачи;

  • групповая работа на уроке, в том числе с распределением ролей

работы в группе;

  • продвижение идеи (мозговой штурм);
  • задавать вопросы (поиск гипотез);
  • формулирование предположений (гипотез);
  • обоснованный выбор способа выполнения задачи;
  • поиск дополнительной литературы;
  • создание отчета (сообщения);
  • самоанализ и самооценка, рефлексия;
  • поиск альтернативных решений проблемы и т. д.

Используя учебные материалы, особое внимание уделяется развитию техник логического мышления, устных и письменных речевых навыков. Развитие приемов логического мышления происходит поэтапно в следующем порядке:

  • работа с признаками объектов (выделение признаков объектов,

сравнение двух или более объектов, распознавание объектов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение основных);

  • классификация (словесная характеристика классов в готовой

классификации, отнесение объекта к классу, выбор основы для классификации, разделение объектов на классы, систематизация);

  • определение термина по роду и видовому различию (сопоставление

объектов с родом, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

  • доказательство и аргументация (использование логических связок и

слов, простейшие выводы) [12; с.121].

На уроках русского языка дети учатся сочинять тексты различного рода (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), осваивают основы говорящего, навыки подготовки устного и письменного общения.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над «проблемным вопросом», который не может содержать предполагаемого ответа или новых терминов. Это сужает рамки проекта для конкретной группы до размера вашей рабочей части.

Наибольшую эффективность имеют такие предметы преподавания, как окружающий мир, изобразительное искусство, технологии. Преподавание этих дисциплин не только позволяет, но и требует внедрения методики проекта как в классную, так и во внеклассную деятельность учащихся.

2.3. Сплочение коллектива младших школьников в ходе проектной деятельности

Формирование команды - сложный и, как правило, длительный процесс.

В своем развитии коллектив проходит несколько этапов.

А.С. Макаренко выделил три основных этапа развития группы с точки зрения ее педагогического влияния на личность.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только учитель, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает. Между членами группы нет четкого распределения задач. Группа бескомпромиссна и не имеет собственного руководства. Класс слабо вовлечен в школьную жизнь. Нет общей групповой дружбы и сплоченности.

2 этап. Группа формирует официальную структуру, и появились ответственные лица: старший, дежурные и т. д. Изменились и отношения с учителем: сформировался поддерживающий актив. Будут расширены дружеское общение и общая сплоченность. Существует общественное мнение, которое выражается на собраниях и в повседневном общении. Часть учеников завоевывает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы более упорядочена и успешна.

3 этап. Педагог поддерживает всю группу, но его руководство управляется органом самоуправления ребенка незаметно - явно (видимо) для управления группой и отдельными учениками. Группа независима, она успешно действует даже в отсутствие педагога. У всех студентов есть государственные обязанности, их официальные роли часто меняются местами и переплетаются. Группа интегрирована в общую школьную жизнь. Дружба охватывает всю группу, она сплочена. Общественное мнение требовательно, критически и самокритично, мощно. Каждый человек защищен, чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят ее покидать. В целом, группа становится сильным воспитательным фактором. Это состояние детского клуба соответствует коллективу.

Проектная деятельность явно поможет сформировать коллективную работу. Это практически первая возможность для студентов работать вместе. Хотя в соответствии с основными характеристиками проектной деятельности это не обязательно должно быть коллективным, проекты, как правило, реализуются в образовательных целях в двойной и групповой работе.

Методика проектов в начальной школе может быть представлена как способ организации образовательного процесса, основанного на взаимодействии учителя, родителей и учащихся, способе взаимодействия с окружающей средой и поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разделения семьи и школы. Успешная проектная деятельность создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Формирование и сплоченность коллектива подобны восхождению на вершину. Туда нельзя попасть. Только вместе можно штурмовать вершину. План проекта объединяется, роли распределяются, затем идет содержательная работа. Таким образом, формируются группы, которые могут стать первым толчком к созданию крепких дружеских отношений. Предлагая детям участвовать в проектной деятельности, мы получаем возможность управлять формированием групп. В групповых проектах участники развивают навыки сотрудничества, что способствует развитию команды [13; с.329].

В чем преимущество групповых проектов?

1) участники проектной команды обладают навыками сотрудничества;

2) проект может быть выполнен глубоко и универсально;

3) на каждом этапе работы над проектом обычно есть ситуационный лидер, и, наоборот, каждый студент, в зависимости от его сильных сторон, наиболее активно включается в определенный этап работы;

4) в рамках проектной команды могут быть сформированы подгруппы, группы, предлагающие различные пути решения, идеи, гипотезы и точки зрения; этот элемент конкуренции обычно повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Вообще говоря, основной педагогической целью любого проекта является формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются сложные личностные качества, включая связанные знания, навыки, ценности и готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе групповой и любой другой проектной деятельности формируются рефлексивные, поисковые, коммуникативные, управленческие навыки, навыки и навыки презентации, а также навыки и навыки сотрудничества, а именно:

  • способность к коллективному планированию;
  • способность взаимодействовать с любым партнером;
  • навыки взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  • навыки делового партнерства;
  • способность находить и исправлять ошибки в работе других членов

группы [1; с.83-87].

Как убедиться, что работа студентов действительно ориентирована на проект, что она не сводится к самостоятельной работе по определенной теме? Мы погрузимся в проектную деятельность.

Прежде всего, когда учитель работает над проектом, он пробуждает интерес учащихся к теме проекта. Это может быть рассказанная история, притча, сыгранная постановка или видео. Тема должна быть не только близкой и интересной, но и доступной, поскольку речь идет о младших учениках. Затем на этапе погружения в проект учитель обрисовывает проблемное поле. Проблема проекта, вытекающая из проблематики, вытекает из цели и задач проекта. Родители могут и должны настроиться, это ученики начальной школы. Их можно заранее загрузить учебным повседневным уроком.

Затем организуются мероприятия для детей. Чтобы сформировать команду, мы организуем групповой проект, поэтому необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. При необходимости определите роль каждого члена команды. На этом этапе также происходит планирование работы по решению проектной проблемы. Это может быть параллельно или последовательно. Как только работа запланирована, пришло время действовать.

И это следующий этап самостоятельной работы. Ребята все делают сами. Конечно, степень самостоятельности зависит от того, как мы ее подготовили. Когда детям не хватает знаний и навыков, наступает благоприятное время для доставки нового материала. Учителя и родители на контроле: нормальный ли ход деятельности, какова степень самозанятости?

Этап представления результатов работы групп, как одна из целей проектной деятельности, бесспорно обязателен как с точки зрения ученика, так и с точки зрения учителя. Необходимо завершить работу, проанализировать проделанное, оценить себя и продемонстрировать результаты. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо сказать, прежде всего, и убедительно объяснить, как была поставлена проблема, каковы были вытекающие из нее цели и цели проекта, кратко охарактеризовать было отказано и, кроме того, - способы ее решения и показать преимущество выбранного метода. Для успешной работы на этапе презентации студенты должны научиться лаконично формулировать свои мысли, логически связывать сообщение, готовить наглядность и разрабатывать структурированный способ изложения материала. На этапе презентации преподаватель подводит итоги, подводит итоги, дает оценку. Важно, чтобы эффекты обучения и воспитания были максимальными [14; с.256].

Детская группа (класс) – это форма жизни и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив, не любая группа детей, а коллектив в узком смысле этого слова как сообщество личностей – это такая группа, в которой отношения выстраиваются педагогом специально для воспитательной цели. Взаимодействуя с детьми, учитель должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребенка, адаптироваться к ним и вовлекать каждого в активную воспитательную деятельность. Невозможно создать команду. Поскольку она представляет собой стабильную, знакомую систему сплоченных отношений учащихся, для ее создания необходимы определенные условия. Мы должны объединить детей, построить сплоченные коллективные отношения. Люди собираются вместе, когда им нужно вместе сделать важное для них дело. Требуется время, чтобы укрепить коллективные отношения. Для воспитания детей необходимы разнообразные совместные мероприятия. Без них нет практики и развития ваших навыков, не корректируются необходимые социальные привычки и не создается настоящая команда. Основные способы сохранить детскую группу вместе – это увлечение и вовлечение в совместную проектную деятельность. А для детей это интересно, как показывает педагогическая практика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая её участников. Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между людьми.

Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям участвовать в проектной деятельности, мы получаем возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива. 

Работа по достижению общей цели должна быть обязательно совместной. Хорошее, интересное дело в классе можно провести усилиями нескольких человек. Но коллектив от этого вряд ли станет сплочённее. Нужна такая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела.

На мой взгляд, становление и развитие коллектива происходит удачнее, если в своей работе учитель применяет проектную деятельность.

Метод проектов можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Я считаю, что созданию и развитию детского коллектива способствует непременное развитие и наращивание определенных признаков, которые предполагают соблюдение следующих педагогических условий:

1. Наличие у коллектива единой общественно значимой цели, традиций, собственной истории развития.

2. Насыщение жизни коллектива различными видами общественно значимой деятельности.

3. Установление в детском коллективе отношений общественной зависимости, «взаимной ответственности и взаимного подчинения».

4. Реализация в коллективе идеи свободы личности, ее раскованности и, в то же время, защищенности каждого члена коллектива.

5. Наличие единой для всех членов коллектива системы требований.

6. Учет психологических особенностей класса и отдельных его членов.

7. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива младших школьников на основе сотрудничества

Проектная деятельность как специфичная форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать при работе практически с учащимися любого возраста. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Главное в становлении и развитии коллектива – это умелое руководство им. Классный руководитель должен быть настоящим проводником вышедших на трудный маршрут ученических групп.

Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, Коллектив. Это высший тип группы. Это организованная группа, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между младшими школьниками.

Проектной деятельности способствует постепенному формированию школьного коллектива.

Таким образом, в ходе данной курсовой работы были выполнены все поставленные мною задачи и достигнута цель.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников / И. А. Алёхина // Эксперимент и инновации в школе. 2017. – № 3. – С. 83-87.

2. Банных Н.М. Сплоченный коллектив – залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. – 2018. – №2. – С. 52-53.

3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Гликман И.З. М.: Издательство «Школьные технологии»; 2018. – 376 с.

4. Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

5. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов. – М: Просвещение, 2010. – 150 с.

6. Довыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. – М.: Кадры, 2015. – 208 с.

7. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания

А.С.  Макаренко // Современная педагогика. – 2014. – №11. – С.37-40.

8. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – №4. – С.43-45.

9. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Минск, 1975. – 160 с.

10. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – М.: Пед. общество России, 2002. – 480 с.

11. Модрус А.Л. Социально–психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008 / А.Л. Модрус.– Ростов–на–Дону.: Изд–во Рост. пед. ин–та 2008. – 153 c.

12. Скачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М. Е. Скачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – 121 с.

13. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности. 2017. – 329 с.

14. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. – М. - Международная педагогическая академия, 2014. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов

В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творче...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.Коммуникация обеспечива...

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...

Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...