Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников
статья на тему

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития самостоятельности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения задач, возникающих в процессе жизнедеятельности, готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на начальном этапе обучения исключительно важное значение должно уделяться формированию познавательной самостоятельности учащихся, так как именно младший школьный возраст - период, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности ребенка, развития его познавательных способностей, субъектного опыта.

По мнению М. И. Махмутова основной путь формирования познавательной самостоятельности – систематическая самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, т. е. правильно организованная на уроке самостоятельная работа [2, с. 19].

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя [4, с. 208].

Методы самостоятельной работы не только содействуют применению знаний в ходе упражнений, но часто непосредственно применяются для изучения самими учениками нового материала по учебнику, для самостоятельного выполнения заданий.

Методы самостоятельной работы составляют подгруппу методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К отдельным методам самостоятельной работы относят: метод работы с учебником, книгой; метод самостоятельного выполнения письменных упражнений, написания сочинений, рассказов, стихов и пр.; метод самостоятельной работы с приборами и лабораторными приспособлениями; метод самостоятельного решения задач; метод самостоятельных наблюдений; метод самостоятельного выполнения практических работ [1, с. 164].

Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой. Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой [3, с. 256].

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения) составляют также важный компонент обучения. Учитель будет заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, рисования [4, с. 205].

Процесс организации выполнения упражнений условно разделяется на несколько этапов. На первом этапе учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи предстоящей деятельности. На втором – учитель показывает, как нужно выполнять то или иное  задание. На третьем – первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный, этап заключается в многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков [3, с. 259].

Метод наблюдения заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты [3, с. 257].

Самостоятельная работа должна применяться в процессе обучения осознано, в тех ситуациях, когда они могут принести максимальную пользу в решении задач образования, воспитания и развития [1, с. 169].

По мнению И.П. Подласого самостоятельная работа может быть классной и домашней.  

Правильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные упражнения.

И. П. Подласый выделяет следующие виды самостоятельных работ:

  1. подготовительные самостоятельные работы;
  2. учебные самостоятельные работы;
  3. проверочные самостоятельные работы.

Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подготовительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий, предварительное чтение заданных текстов и т.п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение некоторых данных – словом, все, что нужно для последующего сознательного и активного обучения. К учебным самостоятельным работам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по   учебнику или по другим источникам. Проверочные самостоятельные работы – это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе [19,  с. 208].

На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сформулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т.п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференцированного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня подготовленности ученика они будут содержать более сложные или, напротив, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом. Если работа новая для всех, то проводится фронтальный инструктаж, в классе вывешивается настенная таблица в виде памятки.

Планируя классную самостоятельную работу, учитель предусматривает ее место в структуре урока; продумывает, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности; определяет ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала; предвидит затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы; определяет форму заданий; устанавливает оптимальную длительность работы; подбирает соответствующий дидактический материал; предусматривает рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. [4, с. 209].

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985 – 208 с.
  2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 399 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В данной статье, я бы хотела рассказать о развитие познавательной активности ребенка, а именно какие  цели и требования ставит ФГОС 2 поколения перед выпускниками начальной школы. Так же хотелось...

Выпускная квалификационная работа студента "Сочинение как средство развития речевых компетенций младших школьников"

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.Цель работы: выявление наиболее содержательных методов...

Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса младших школьников

В данной работе раскрыто, что такое познавательный интерес младшего школьника, раскрыты типы проблемных ситуаций и влияние проблемных ситуаций на интерес ребёнка....

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ.

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...

Дипломная "Особенности развития познавательной активности младших школьников"

laquo;Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собствен...