Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов
план-конспект занятия на тему

  В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творческая деятельность студентов, которая является составной частью учебного процесса.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vinokurova_kompetentsii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов

                                                                                                           Винокурова С.В.

   В  системе профессиональных компетенций учителя должна  иметь место и исследовательская компетентность.  В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская,  проектная и творческая деятельность студентов, которая является составной частью учебного процесса.                                                                                                                                    Перед  коллективом педколледжа стоит задача сформировать у студентов первоначальные, элементарные учебно-исследовательские умения, развить их, создать условия для их применения в различных предметных областях и практических формах. Считаю, что важным условием решения названной задачи является реализация в образовательном процессе системного подхода, что предполагает  определенную  этапность  в работе.

Цель первого этапа :  развитие общеучебных познавательных умений и                                                      формирование мотивационного компонента готовности студентов к освоению предметного содержания дисциплины.    Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Студенты  на занятиях  учатся получать  и перерабатывать информацию: знакомятся с видами чтения, способами фиксации прочитанного.  Целенаправленная работа с литературными источниками способствует формированию информационно – логической, ораторской и коммуникативной культуры. Прежде всего - это работа с учебником, дополнительным материалом, справочниками, словарями, энциклопедиями.  

   На  следующем  этапе  формирование исследовательских умений  происходит при изучении общеобразовательных,  психолого- педагогических и специальных  дисциплин учебного плана. На этом этапе  используются  такие формы учебно – исследовательской деятельности как : составление библиографических списков, обзор литературных источников по темам дисциплины, участие в проектировании, изготовлении и реставрации стендов, таблиц и др. наглядных пособий. Студенты отделения «Информатика»  реализуют свои  возможности при подготовке видеороликов  и презентаций

       В рамках  изучения курса  «Основы учебно-исследовательской деятельности», (3этап) студенты знакомятся с содержанием отдельных исследовательских умений на теоретическом уровне.  Это умение  видеть проблему, определять цель, ставить исследовательские задачи,  планировать предполагаемую работу и выбирать соответствующие методы, работать с литературными источниками, организовать эксперимент, доказывать и защищать свои идеи, обобщать  и оценивать результаты исследования , чтобы затем использовать приобретенные навыки при курсовом и дипломном проектировании на завершающих этапах обучения.                                               На следующем этапе студенты  под руководством преподавателей выполняют курсовые работы. Выполняя их,  они учатся  самостоятельно интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для  описания,  анализа и предварительного проектирования практической деятельности.      Компетентность всегда проявляется в деятельности. Исследовательская  деятельность, организуемая на педагогической  практике позволяет извлекать из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, а также создает необходимую среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности . На базе школ,  в которых проходят педпрактику, студенты выполняют творческие и исследовательские задания.

             На заключительном этапе студенты выполняют выпускные квалификационные работы, на основе которых они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Создавая дипломную работу, выпускник демонстрирует весь набор  учебно – исследовательских умений, полученный им за годы обучения в колледже, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению констатирующего эксперимента, введение преобразующего эксперимента в реальный учебно-воспитательный процесс, интерпретация полученных данных письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям государственного стандарта профессионального образования.  

   Результаты деятельности представлены в виде творческих докладов, рефератов, исследовательских работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, методических рекомендаций для студентов и преподавателей. Пропаганда результатов исследовательской деятельности осуществляется через выступления студентов на научно – практических конференциях, семинарах, через публикации материалов в сборниках исследовательских работ студентов, участие в  проектах, конкурсах, выставках творческих работ.

         Для более полной реализации творческой инициативы студентов в колледже создано научное общество студентов,  в его составе члены студенческого совета и учебного сектора.        НСО– это своеобразная деловая игра для студентов, которая помогает реализовать многие задачи развивающего образования : повышает престиж профессиональных знаний, грамотность в широком смысле, общую культуру студентов, совершенствует навыки исследовательской работы. Студенты выступают со своими исследованиями на уроках, часах общения, конференциях, конкурсах исследовательских работ. Лучшие исследования выдвигаются для представления на научно – практических конференциях, публикуются в сборниках студенческих работ.

Администрация колледжа придает большое значение стимулированию учебно – исследовательской деятельности. Студенты получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: грамоты, именные премии. Процедура награждения проходит  публично и торжественно, чтобы мотивировать и других студентов к творческому и научному поиску на весеннем форуме «К вершинам знаний».

Таким образом, поступательное развертывание всех форм учебно – исследовательской работы в колледже – это мощная сила, которая способствует выработке у студентов навыков педагога – исследователя, нацеленного на научный подход к своей профессиональной деятельности и владеющего современной методологией построения экспериментальной работы с развитым диалектическим мышлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Самостоятельная работа студентов, как способ формирования профессиональных компетенций (на занятиях по акушерству и гинекологии)

Основной задачей организации самостоятельной работы студентов является переход от формального выполнения задач, манипуляции, пособий, ответов по теме по теме занятий к познавательной активности с форм...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...