Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана
статья на тему

В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интересной не только для учителей истории, но и студентов СПО и ВУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_dgu.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ  ИСТОРИИ  ДАГЕСТАНА

Амачиев Абдурахман Юсупович - преподаватель истории и общественных дисциплин Хасавюртовского педагогического колледжа

Статья опубликована в сборнике Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы истории" (Хасавюрт, филиал ДГУ, 2013г)

Вопрос  повышения уровня преподавания дисциплин национально-регионального компонента (история Дагестана, география Дагестана, КТНД) на сегодня важен и актуален. Достаточно ознакомиться с публикациями по данной теме  в местных СМИ последних лет, чтобы понять - тема злободневная и противоречивая[1]. За последнее десятилетие накопилось много нерешенных проблем: нет качественных  и современных учебников по истории Дагестана, отсутствует учебно-методическая база, неоднозначную оценку вызывает освещение некоторых тем и пр.

Последовательное изучение истории Дагестана в школе начинается с 8 класса. Основными учебниками, по которым работают в школах являются:   учебное пособие для 8 класса с древнейших времен до конца XVIII века Р. М. Магомедова, учебник для 9 класса по истории XIX века В. Г. Гаджиева и М. Ш. Шигабудинова, а в 10 классе – изучается история Дагестана XX века по учебнику, составленному коллективом авторов из ДГУ. Для 10 класса существует еще и учебное пособие А. Р. Исмаилова.

Что же представляют из себя учебники по истории Дагестана? Специалисты отмечают, что это не учебно-методические комплекты, которые могли бы включать в себя, например, собственно учебник, книгу для учителя, методические и поурочные разработки, книгу для чтения (хрестоматию), рабочие тетради для учащихся, атласы и контурные карты. Взамен всего этого многообразия НИИ Педагогики предлагают ученикам средних школ и учителям истории набор из 3-х учебников. Естественным результатом такого положения дел является довольно низкий уровень знаний по истории Дагестана у выпускников школ, методическая ограниченность возможностей учителя, а учащиеся, покинувшие школу после 9 класса, совершенно не имеют представления об истории региона в XX веке, что не дает возможности сформироваться целостной картине исторического процесса.

Проблема  подготовки качественных учебников является очень важной. Вопрос о преподавании Истории Дагестана обсуждался несколько раз на высшем уровне республики,  в министерстве образования, с участием видных ученых и опытных педагогов. Было решено, что целесообразно изучать Историю Дагестана параллельно и в той же хронологии, что изучается История России, то есть с шестого класса. Был создан авторский коллектив из самых авторитетных и компетентных ученых ИИАЭ ДНЦ РАН. Сегодня первый учебник для 6 класса уже издан, подготовлен к изданию учебник для 7 класса, завершается работа над рукописью учебника для 8 класса, переиздан обновленный учебник для 10 класса.

При этом нельзя игнорировать тот факт, что даже наличие хорошего учебника, без соответствующей методической базы и подготовленности учителя не изменит ситуацию в корне. В достижении прочных, полноценных знаний по истории Дагестана определяющее значение имеет педагогическое мастерство учителя. Тот настоящий педагог, кто способен своим рассказом, объяснением пробудить интерес к предмету, к своей истории. Но практика показывает обратное. Как было отмечено на круглом столе, состоявшемся в ДГУ 21.06.2013г. типичной ситуацией для многих дагестанских школ является когда учитель истории Дагестана не может доступно преподнести материал школьникам по той простой причине, что не владеет соответствующими компетенциями. Наиболее распространенным методом обучения истории Дагестана является составление конспекта, в лучшем случае - рассказ учителя. По словам кандидата исторических наук Асият Казихановой, при таком раскладе, учитывая минимальные знания выпускников школ и уменьшение объема лекционных часов в вузах, воспитать гражданина, знающего свою историю, очень сложно[2].

Поэтому необходимо, наряду с разработкой новых учебников по истории Дагестана, улучшать методическую базу и подготовку учителей, активно внедрять новые методы и средства обучения.

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. ИК технологии - это будущее, они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах надолго. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу[3].

Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение.

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок.

Используются ли компьютерные технологии на уроках истории Дагестана? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, чем положительный, ввиду отсутствия соответствующих разработок. При этом используя программы общего назначения Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и специальные программы могут быть созданы разные виды наглядности, контролирующие тесты, интерактивные карты, флеш-анимации по истории Дагестана.

Учитель истории может самостоятельно создавать презентации к своим урокам либо использовать готовые. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.  Поэтому необходимо начать разработку тематических презентаций к урокам истории Дагестана, собрать их в единую базу данных, с возможностью доступа к ним учителей школ.

Не решенной остается до сих проблема отсутствия карт по истории Дагестана. Здесь также перспективно начать разработку  мультимедийных и анимационных (анимированных) карт. Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.

Не лишним будет также разработка игровых методик, проблемных вопросов, кроссвордов, тематических тестов и внедрение других активных, интерактивных, инновационных методик в процесс обучения истории Дагестана, применяемых при изучении отечественной истории. Отсутствие готовых материалов и разработок открывает широкие возможности для творческой деятельности  учителей, методистов.  И единственный выход в сложившейся ситуации: "Работать, работать и еще раз работать... по-новому, с учетом реалий и перспектив развития!"


[1] См.: Загиров З. Кризис понимания и критическая ситуация с учебно-методической литературой по родным языкам.//Дагестанская правда, 20 ноября 2009г.; Проблемы учебного книгоиздания неоднозначны.// Дагестанская правда, 01 декабря 2009 г.; Тахнаева П. Ни учебника, ни концепции!//www.memo.ru. 30 апреля 2010г.

[2] В ДГУ обсудили проблемы преподавания истории Дагестана.// http://www.dgu.ru/newsarchive/1-2010-10-26-10-20-47/2810-2013-06-21-10-07-59.html

[3]Использование ИКТ на уроках истории и обществознания. // http://festival.1september.ru /articles/ 603644/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения в преподавании математики.

Применение активных методов обучения в преподавании математики...

Применение инновационных методов обучения при изучении

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268328","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268332","...

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ

В условиях роста сложности оборудования, дефицита квалифицированных производственных кадров и необходимости обеспечения мобильности персонала виртуальные интерактивные 3D тренажеры позволяют обучать п...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Методическое пособие По применению инновационных методов обучения « Выездное занятие на производстве».

В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе, дан критерий оптимальной мотивации и  рекомендации для преподавателя. Разработ...

Применение инновационных методов на уроках производственного обучения

Доклад на тему "Применение инновационных методов на уроках производственного обучения"...