Применение активных методов обучения в преподавании математики.
статья по теме

Наталья Викторовна Новолодская

Применение активных методов обучения в преподавании математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_aktivnykh_metodov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение активных  методов обучения в преподавании математики.

Н.В. Новолодская, Минусинский медицинский техникум

Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, приводят к переосмыслению ценностей образования, которые сегодня все больше ориентированы на человека, на его право на свободное и всестороннее развитие. Поэтому образование сегодня рассматривается как условие и средство самосовершенствования человека, развития его творческой индивидуальности, как социальная сфера, создающая возможности для его самореализации.

Мы оказались современниками мощного прогресса математических знаний. Процесс вторжения математики в нетрадиционные для нее области интеллектуальной и практической деятельности человека, создание за последние десятилетия компьютеров высокого класса потребовал перестройки математического образования на всех ступенях: в школах,  ССУЗ, ВУЗах.

Математика – это элемент общечеловеческой культуры. Изучение математики является наиболее действенным способом умственного развития человека. Не менее важно, что математика – основа профессиональной  культуры, поскольку без нее невозможно изучение специальных дисциплин. Знание основ математики входит важной составной частью в понятие фундаментального образования будущих профессионалов в любой области деятельности, в том числе и в медицине.

В Минусинском медицинском училище изучение математики проводится в тесной связи со специальными предметами. И поэтому одной из моих основных задач, как преподавателя, является показать студентам необходимость математических знаний в изучении клинических дисциплин. И после изучения  предмета студенты должны иметь представление, что математика,  являясь, сама по себе «безжизненной»  наукой, оперируя абстрактными объектами, превращается в живой, гибкий и мощнейший аппарат для исследований при использовании ее методов в других науках, а том числе и в медицине.

Увеличение умственной нагрузки на занятиях по математике заставило задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность. В связи с этим велись поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы студентов, стимулировали их к самостоятельной работе над изучаемой темой.

Для развития познавательного интереса к предмету в своей работе я использую следующие формы и методы обучения:

  1. активные семинары;
  2. дидактические игры;
  3. понятийный тренинг;
  4. интеграция коллективной и индивидуальной работы;
  5. разноуровневая дифференциация;
  6. логические игры.

           На занятиях по математике большой акцент делается на межпредметные связи математики с клиническими дисциплинами. Мною составлена схема, отображающая многообразие математических методов, применяемых в медицинских науках, а также разработано семинарское занятие по теме «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала», которое проведено в виде активного семинара с использованием элементов разноуровневой дифференциации. Это занятие  (соревнование 2-х команд равных по численности и рейтингу) – итоговое, поэтому основная дидактическая цель – это проверить степень усвоения изучаемого материала. Основная воспитательная цель занятия – способствовать осознанию необходимости математических знаний в профессии фельдшера и медицинской сестры и их использование в клинических ситуациях. Основная развивающая цель занятия – развитие умения быстро находить правильные ответы в условиях состязательности.

        Двум командам студентов было предложено 5 заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов. Цель каждого студента – набрать в личную копилку как можно большее количество баллов.

  1. Понятийный тренинг «Вопросы–ответы». Предполагает индивидуальное участие каждого студента в отыскании ответов на вопросы разной степени сложности об использовании математических методов в медицине. Проводится с целью определения общей подготовленности группы и с целью установления межпредметных связей.

Примеры вопросов:

  • Вопросы первого уровня сложности ориентированы на знание основных понятий.
  1. Какие основные метрические  единицы применяются в медицине.
  2. Какая концентрация указывает, в каком количестве единиц раствора содержится единица растворимого вещества.
  3. Сотая доля целого, принимаемого за единицу.
  • Вопросы второго уровня сложности ориентированы на знание математических методов, применяемых при изучении общемедицинских и клинических дисциплин.
  1. Приведите пример использования математических знаний при изучении предмета «Основы сестринского дела».
  2. Методы какой математической теории используются в медицинской генетике.
  3. Приведите пример использования математических знаний в педиатрии.
  • Вопросы третьего уровня сложности ориентированы на знание математических методов, применяемых в современной медицине.
  1. Методы какой  математической теории используются при обработке лабораторных и клинических исследований.
  2. С помощью какой графической системы происходит описание крови как физико-клинической системы.
  3. Методы каких математических теорий используются при разработке автоматизированных медицинских служб и архивов, банков данных, диагностических систем с применением ЭВМ.
  1. Логическая игра «Зашифрованное слово».  Предполагает коллективное участие студентов двух команд в решении задач из раздела «Метрическая система единиц» с целью определения степени овладения логическими приемами мышления. В процессе выполнения задания студенты могли пользоваться информационными таблицами. Каждой команде было предложено 8 пронумерованных карточек с заданиями и набор карточек с возможными ответами, причем карточек с ответами больше, чем самих заданий. Каждая команда должна за отведенное время выполнить все 8 заданий, найти карточки с ответами и выложить их по-порядку в ряд. Чтобы проверить правильность выполнения задания, карточки с ответами должны быть перевернуты, на обратной стороне которых находятся буквы. Если задание выполнено верно, то обе команды должны  получить зашифрованное слово – название заболевания: первая – менингит, вторая – ларингит.
  2. Индивидуальное тестирование с дифференцированным набором заданий по теме «Математические методы в фармакологии». Проводится с целью проверки знаний каждого студента, умения применять их в непривычной для  него обстановке. Командам предлагается 40-50 задач на определение концентраций растворов,  нахождение разовых и суточных доз лекарственных препаратов для взрослых и детей, на приготовление растворов и т.д. задачи находятся на карточках разного цвета. Цвет карточки указывает сложность задачи: зеленая – 1 уровень сложности, синяя – 2 уровень сложности, красная – 3 уровень сложности. За отведенное время  каждый член команды должен решить как можно больше задач.
  3. Логическая игра «Связанный список». Предполагает  коллективное участие  студентов двух команд в решении задач из раздела «Математические методы в педиатрии», с целью выявления умения оперировать знаниями. В процессе выполнения задания  студенты могут пользоваться информационными таблицами «Расчет прибавки массы детей», «Расчет прибавки роста детей», «Расчет питания». Каждой команде выдается  набор из 10 карточек с заданиями, каждая их которых состоит из 2-х полей: первое поле содержит ответ на одну из 10 предложенных задач, второе поле содержит формулировку задачи. Необходимо за фиксированное время расположить карточки так, чтобы первое и второе поле двух соседних карточек соответствовали друг другу (формулировка задачи и ответ). Чтобы проверить правильность выполнения задания нужно перевернуть карточки и получить слово «правильно!».
  4. Итоговое тестирование. Проводится с целью определения уровня усвоения учебного материала. Каждому студенту выдается свой вариант работы в тестовой форме, затем осуществляется взаимопроверка между командами. На задание отводится фиксированное время.

После выполнения каждого задания преподаватель делает краткий анализ допущенных ошибок.

Оценка знаний каждого студента производится по количеству баллов, набранных за все занятие. Был разработан критерий оценки каждого задания и критерий выставления итоговой оценки за занятие. Команда – победитель определяется общим количеством баллов, набранных членами этой команды.

Кроме того, в случае, если в группе присутствует нечетное количество студентов, то, сформировав две команды, близких по рейтингу, оставшийся студент может быть назначен ассистентом преподавателя. Его задача – вести подсчет баллов на табло, помогать в проверке заданий. Ассистенту дается индивидуальное задание (тест), которое он должен выполнить в течение занятия, пока он не занят. Преподаватель, проверив его работу в конце занятия, выставляет оценку ассистенту.  Если в группе четное число студентов, по подсчет баллов ведет сам преподаватель.

Опыт проведения этого занятия в группах первого года обучения  Минусинского медицинского училища показал, что студенты с большим интересом воспринимают предложенный материал, осознают его необходимость в изучении клинических дисциплин, активнее работают на занятии, тщательнее к нему готовятся, используют дополнительную литературу.  Немаловажное значение имеет и положительное подкрепление, т.е. удовольствие, радость на занятии, удовлетворение от получаемых знаний.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».

Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...

Применение компьютерных технологий в преподавании математике

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали  входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. С...

Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана

В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...

Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики»

Итоговая проектная работа по вариативному модулю  «Применение информационных технологий в преподавании математики» ...

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.

Одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество.Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования...