«Анализ урока физической культуры».
учебно-методическое пособие на тему

Методическая рекомендация по теме «Анализ урока физической культуры» содержит 18 страниц текста.

В работе рассмотрены методы анализа занятия по физической культуре, которые можно применять при посещении данного урока. Также разработан и рекомендован лист посещения и анализа занятия для преподавателей физической культуры и преподавателей других предметов, посещающих данный урок.

Цель работы – показать различные методы анализа деятельности преподавателя и студентов на занятиях по физической культуре для объективной оценке урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rekomendatsiya_2.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

«Шушенский  сельскохозяйственный колледж»

                            МЕТОДИЧЕСКАЯ    РЕКОМЕНДАЦИЯ

                                                для преподавателей

                         По дисциплине «Физическая культура»

Тема: «Анализ урока физической культуры».

Преподаватель: Бабашова Татьяна Викторовна.

                                                               2007 г.

                                                     Содержание

                                                                                                                             стр.

                                                                         

  1. Введение ……………………………………………………………….. 1.
  2. Метод педагогического наблюдения ………………………………… 2.
  3. Метод хронометрирования …………………………………………… 6.
  4. Метод пульсометрии ………………………………………………….. 9.
  5. Метод рейтинга ……………………………………………………….. 10.
  6. Лист посещения занятия по физической культуре …………………. 16.
  7. Литература …………………………………………………………….. 19.

                                                       Аннотация

Методическая рекомендация по теме «Анализ урока физической культуры» содержит 18 страниц текста.

В работе рассмотрены методы анализа занятия по физической культуре, которые можно применять при посещении данного урока. Также разработан и рекомендован лист посещения и анализа занятия для преподавателей физической культуры и преподавателей других предметов, посещающих данный урок.

Цель работы – показать различные методы анализа деятельности преподавателя и студентов на занятиях по физической культуре для объективной оценке урока.

                                                      РЕЦЕНЗИЯ

На методическую рекомендацию «Анализ урока физической культуры», выполненную преподавателем Бабашовой Татьяной Викторовной.

Название методической рекомендации подобранно правильно и удачно, соответствует содержанию.

Построение методической рекомендации соответствует требованиям.

Тема исчерпана достаточно, показаны методы анализа урока по физической культуре, которые можно применять при посещении и анализе данного занятия.

Текстовой материал соответствует современному состоянию науки.

В содержании правильно использована научная терминология.

В данной рекомендации показаны четыре метода анализа урока физической культуры. Разработан и рекомендован лист посещения для других преподавателей, посещающих урок физической культуры.

Цель методической рекомендации достигнута: очень подробно показаны различные методы анализа урока физической культуры. По этим методикам разработан лист посещения и анализа для объективной оценки деятельности преподавателя и студентов на уроке. Данной методической рекомендацией могут воспользоваться при посещении занятий по физической культуре, как коллеги, так и преподаватели других предметов.

Рецензент: Котликов Сергей Анатольевич, председатель цикловой комиссии преподавателей физической культуры и  ОБЖ.

«_____»_________________2016 год.                                            ______________

                                                Введение  

Анализ урока – необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации преподавателя и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в средне-специальных учебных заведениях.

Назначение анализа урока – выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия преподавателя и студента.

Цель анализа урока может быть различной. Одна из доминирующих целей – знакомство с работой преподавателя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности преподавателя. При посещении урока и его последующем анализе определяются его положительные и отрицательные стороны, а организации и проведении урока. Такую работу проводит администрация образовательного учреждения или методическое объединение преподавателей. Арсенал умений, который признан полезным, распространяется в практике работы преподавателей. Одновременно преподавателю указывают на слабые стороны его методической подготовки, обосновывают рекомендации по их устранению.

Другой целью анализа может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке. Например, активизация познавательной работы студентов; повышение общей или моторной плотности; развитие двигательных качеств; реализация образовательной, воспитательной или оздоровительной направленности; оценка знаний студентов; выполнение преподавателем единых требований к преподаванию; руководящая роль преподавателя на уроке; состояние дисциплины и др.

В последнее время с введением аттестации преподавателей анализ урока приобщение материалов его обсуждения к содержанию аттестационных материалов стали практикой.

В теории и методике предмета «Физическая культура» используются следующие методы анализа урока: педагогическое наблюдение, хронометраж (хронометрирование), пульсометрия. Сравнительно недавно появился метод рейтинга.

                       Метод педагогического наблюдения.

Метод педагогического наблюдения – один из самых распространённых в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования.

В методических материалах данный метод называется: «методический анализ урока», «педагогический анализ урока», «педагогическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культуры» и т.д.

Педагогическое наблюдение как метод анализа физической культуры – это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путём прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

Учителя, преподаватели физической культуры педагогическое наблюдение называют анализом урока по схеме.

Сущность педагогического наблюдения заключается в планомерном анализе, оценке деятельности преподавателя физического воспитания по реализации им цели и задач урока, определении позитивных и негативных сторон этой деятельности, выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повышения учебной деятельности преподавателя на уроках. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведения наблюдений. Этот метод относительно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и студентов, условия и результативность педагогической деятельности).

Сложность эта обусловлена ещё и тем, что всё то, что воспринимает наблюдающий, он обязан осмыслить, классифицировать, оценить и к концу урока подготовить рекомендации для преподавателя.

В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения необходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку преподавателя к уроку, организацию студентов, содержание и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому поможет составление схемы анализа урока.

                                   СХЕМА  АНАЛИЗА  УРОКА

  1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:
  • место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;
  • наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;
  • соответствие места проведения цели и задачам;
  • освещение в плане содержания урока;
  • соответствие содержания учебной программе для данного возраста студентов;
  • рациональность форм организации деятельности студентов;
  • степень готовности преподавателя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).
  1. Начало урока; своевременность начала.
  2. Проведение урока:

а) вводная часть (мин):

  • организация группы к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);
  • чёткость сообщения задач урока и их доступность для студентов;
  • правильность названия, объяснение упражнений с учётом возраста студентов;
  • умение чётко и красиво показывать упражнения;
  • выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на всю группу;
  • своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;
  • работа по формированию осанки;
  • соответствие нагрузки подготовленности студентов;
  • регулирование нагрузки с учётом пола и возраста студентов.

         б) основная часть (мин):

  • работа над правильным дыханием;
  • владение методом показа на уроке;
  • использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;
  • соответствие объяснения возрасту студентов;
  • взаимосвязь методов обучения, используемых преподавателем, и их соответствие цели и задачи урока;
  • характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств студентов;
  • использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы студентов на уроке физической культуры;
  • образовательная ценность урока;
  • исправление ошибок;
  • современность и ценность указаний;
  • привлечение студентов к анализу своих движений;
  • активация познавательной деятельности группы;
  • контроль за работой отделений (групп);
  • соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;
  • учёт внешних признаков утомления;
  • оздоровительная ценность урока;
  • умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;
  • связь игры с содержанием урока;
  • воспитательное значение игры;
  • проверка и оценка знаний студентов;
  • организация текущего учёта успеваемости;
  • применение домашних заданий и их проверка.

         в)  заключительная часть (мин):

  • соответствие заключительных упражнений содержанию урока;
  • подведение итогов;
  • завершение урока, уход студентов;
  • своевременность окончания урока (причины задержки студентов на перемену);
  • воспитательная ценность урока.
  1. Оценка и анализ деятельности студентов:
  • интерес к уроку в целом и к упражнениям;
  • учебная дисциплина (причины её нарушения);
  • отношение к преподавателю и уроку физической культуры;
  • выполнение указаний и распоряжений преподавателя;
  • познавательная активность, сознательность, инициативность;
  • оценка выполнения упражнений студентами;
  • выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников преподавателя, судей, физорга группы.
  1. Характеристика и оценка деятельности преподавателя на уроке:
  • руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность. Манера держаться, управлять студентами во время передвижений и перестроений);
  • внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);
  • речь (командный голос, правильность команд);
  • взаимоотношение со студентами (стиль управления взаимодействия с коллективом группы, педагогический такт);
  • индивидуальный подход к студентам (активным, пассивным, уверенным, успевающим, отстающим);
  • проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);
  • умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;
  • работа по воспитанию физкультурного актива группы;
  • работа со студентами по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;
  • установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).
  1. Выводы и предложения (в какой мере удалось преподавателю выполнить задачи и достичь цели урока).

 Логическим завершением анализа урока будет протокол его обсуждения теми, кто выполнял данную работу, в присутствии преподавателя, чья работа оценивается. Рекомендуется следующая форма такого документа (форма 1)

                                       ПРОТОКОЛ

Обсуждения урока физической культуры, проведённого преподавателем_______________________________________________

                                                                            (фамилия, имя, отчество)      

Образование: высшее профессиональное, среднее профессиональное, общее среднее (нужное подчеркнуть).

Стаж педагогической работы__________ лет.

Урок проводился в группе_______ курс_______ специальность____________

__________________________________________________________________

Педагогическое наблюдение осуществляли:

1.________________________________________________________________

                                  (фамилия,  имя,  отчество,  должность)

2.___________________________________________________________________________

                                  (фамилия,  имя,  отчество,  должность)

3.___________________________________________________________________________

                                        (фамилия,  имя,  отчество,  должность)

 При обсуждении урока присутствовали (фамилия, инициалы, должность)

 _________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

Слушали: обсуждение урока проведённого_____________________________

 _________________________________________________________________

                                    (фамилия,  инициалы,  должность)

 Выступили:

 1.________________________________________________________________

                                         (фамилия,  инициалы,  должность)

    ________________________________________________________________

        (краткое содержание, или сущность его высказывания)

   ________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

                                       (фамилия,  инициалы,  должность)

   ___________________________________________________________________________                                                                                                 

                            (краткое содержание, или сущность его высказывания)


Выводы по обсуждению урока.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

 Оценка за урок________________

     Подпись /__________/ ______________________________________________

        (протокол составил: фамилия, инициалы, должность)

Анализ урока физической культуры методом педагогического наблюдения отличается определёнными преимуществами по сравнению с другими методами: возможность выявления и регистрации дидактических процессов в условиях непосредственного взаимодействия преподавателя и студента; выявление динамики урока; возможность наблюдения дидактического взаимодействия преподавателя и студента, получение фактического материала, характеризующего данное явление.

Вместе с тем метод педагогического наблюдения имеет ряд существенных недостатков:

во-первых, субъективизм в оценке показателей педагогического мастерства преподавателя на уроке в зависимости от особенностей межличностных и служебных взаимоотношений или своеобразия качеств личности те, кто анализируют урок, могут быть необъективными. Возможна недооценка или переоценка отдельных сторон показателей либо в целом уровня методической подготовленности преподавателя физической культуры;

во-вторых, не всё, что интересует наблюдателя (анализирующего урок), доступно путём наблюдения (эмоциональное состояние студентов, характер воздействия учебной нагрузки на состояние студентов, мотивы их учебной деятельности, плотность урока и др.);

в-третьих, невозможно держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательного процесса, поведение преподавателя и студентов, а также все условия и результативность педагогической деятельности.

                                     Метод хронометрирования).

Сущность метода анализа – определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности преподавателя и студентов на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной.

Общая плотность – это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного преподавателем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относится время, затраченное на организацию студентов, на использование словесных методов (и слушание студентов), на обеспечение наглядных воздействий (наблюдение студентов), выполнение упражнений, отдых, за исключением вынужденного простаивания.

Двигательная (или моторная) плотность – это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах.

Хронометрирование ведётся в процессе наблюдения за деятельностью одного из студентов данной группы. Для большей объективности наблюдать следует за студентом со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения упражнения, ни опережать её. В случае снижения им активности или её чрезмерного повышения наблюдение ведётся за другим студентом. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и студента одновременно или раздельно.

Процедура хронометрирования требует заранее подготовленного протокола соответствующей формы (форма 2).

                                              ПРОТОКОЛ №______

                 Хронометрирования урока физической культуры

Преподаватель______________________ Дата___________ Время__________

Место проведения___________________ Группа_________ Курс___________

Специальность_____________________________________________________

Количество студентов________ Из них юношей_________ девушек________

Наблюдаемый студент ______________________________________________

Номер урока с начала учебного года___________________________________

Задачи урока:______________________________________________________

__________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

   Цели урока: _______________________________________________________

   __________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

   Задачи урока: ______________________________________________________

   __________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

   __________________________________________________________________

 

   Содержание

     урока

  Время

окончания

деятельности,

      мин.

           Наблюдаемые    компоненты  

                      деятельности    

примечание

выпол-

нение

физи-

ческих

упраж-

нений

слуша-

   ние

педагога

(объясне-

ние)

наблю-

дение за препо-

давате-

лем

(показ)

дейст-

вие по ор-

гани-

зации

про-

стои

Приход учеников на место проведения урока

1,0

Построение

     2,20

Рапорт и т.д.

     2,55

С протоколом для хронометрирования и секундомером наблюдающие занимают удобное место в зале или в спортивной площадке, но так, чтобы не мешать преподавателю. Важно запомнить: 1) секундомер (хронометр) запускается одновременно со звонком на урок (если звонки не слышны, то по времени, согласованному заранее с преподавателем) и не останавливается до конца урока; 2) на уроке заполняются лишь только первые три графы данной формы протокола. Причем отмечается время окончания деятельности (в минутах и секундах).

После урока протокол хронометрирования обрабатывается следующим образом. Устанавливается точная продолжительность каждого вида деятельности преподавателя или студентов, занесённых в графу 1. к примеру, надо определить продолжительность построения, для чего от времени завершения построения вычитается время прихода студентов на место проведения урока (2,20 – 1,0 мин), разность между двумя величинами и составляет искомое время, т.е. 1,20 мин. Эту разность необходимо занести в соответствующую графу нашего протокола (в данном случае – в графу 6). Так устанавливается время, затраченное на каждый наблюдаемый компонент. Вычисляется плотность урока.

                               

                                         Метод пульсометрии.

Данный метод предназначен для определения умения преподавателя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя её объём или интенсивность.

Метод пульсометрии позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных студентов, а также содержанию и условиям проведения урока (форма 3).

                               

                                                     Протокол

      учёта пульсовых данных (ЧСС) на уроке физической культуры

В группе_______ курс_______ отделение_______________________________

Дата проведения  «____» _______________________200__г.

Наблюдаемый (ая) студент (ка)________________________________________

                                                                 (фамилия, инициалы, должность)

      Виды деятельности на уроке

        Время

   окончания

деятельности,

        мин

  ЧСС за

 10 с, уд

   ЧСС

 уд / мин

        

                                          Вводная  часть урока

Приход студентов в спортивный зал

          1,00

        12

       72

Построение группы

          3,00

        13

       78

Перекличка, сообщение темы, цели урока

          6,00

        12

       72

Упражнение в ходьбе

         10,00

        18

       104

Упражнения в беге

         

Также заполняется основная и заключительная часть.

По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность её динамики или умение преподавателя регулировать физическую нагрузку на уроке.

Метод пульсометрии помогает получить показатели, характеризующие воздействие учебной нагрузки на студентов, опосредованно, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастёт. Вместе с тем метод даёт лишь приближённую к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путём.

Техника получения данных о ЧСС. До начала урока подготавливают протокол пульсометрии, секундомер и определяется студент, за которым будет вестись наблюдение: из основной медицинской группы, дисциплинированный и с уровнем активности на уроке, характерным для данного курса. Его ЧСС до урока должна быть в пределах возрастной нормы.

В зависимости от цели анализа урока и использования метода пульсометрии ЧСС может регистрироваться через определённый интервал времени (3, 5, 10 мин.) или после выполнения физических упражнений.

За 2 – 3 мин. До построения группы на месте проведения урока у наблюдаемого студента замеряется пульс в состоянии относительного покоя. Для этой цели лицо, измеряющее ЧСС, накладывает подушечки четырёх пальцев правой руки на лучевую артерию левой руки (около лучезапястного сустава) студента. Результаты записываются в протокол учёта пульсовых данных. Продолжительность одной пробы (одноразового измерения) равна 10 с. Последующие пробы выполняются в соответствии с целями анализа (сразу после выполнения упражнения или через установленный интервал времени – 3, 5, 10 мин).

                                          Метод рейтинга.

Сущность метода в том, что в изучаемых явлениях выявляются такие их элементы, которые поддаются измерению и оценке. В данном случае это педагогическая деятельность преподавателя на уроке физической культуры. Её элементы – методические навыки и умения, возможность проявления которых на уроке наиболее вероятна. Определяются оценочная шкала и критерии оценки выделенных навыков и умений. Ведётся подготовка экспертов, привлекаемых в качестве судей для оценки степени выраженности элементов деятельности на уроке.

Выделяются 34 частнодидактических навыка и умения, которые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность преподавателя на уроке физической культуры. Разработана 6-бальная шкала оценки компонентов: «большая» (соответствует оценке 5), «достаточная» (4), «удовлетворительная» (3), «небольшая» (2), «минимальная» (1), и «не проявляется» (0).

Разработаны критерии, соответствующие каждой из шести степеней. Всё это выносится в протокол (форма 4).

Первый этап анализа урока. На уроке экспертные судьи делают записи произвольных форм и содержания, где фиксируют позитивные и негативные стороны деятельности преподавателя. После урока протокол заполняется каждым экспертом, включая преподавателя, чья деятельность является предметом анализа и оценки. Степень выраженности всех 34 умений фиксируется (точками, крестиками, любыми знаками).

Второй этап анализа урока начинается с усреднения баллов, выставленных преподавателем, каждым из экспертов, путём суммирования оценок по каждому умению и вычисления средней арифметической величины.

Третий этап анализа урока. Вычисляется коэффициент выраженности педагогических умений на уроке (К) по формуле

                                                 К = а / п ,

где а – сумма усреднённых оценочных баллов, выставленных экспертами и учителем; п – сумма максимально возможных баллов. В данном случае такой постоянной величиной является 170 (произведение 34 навыков и умений и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170 = 0,85.

На этом этапе коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в отметку за урок в целом.

Коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в оценку за урок:

            Коэффициент                                                            Оценка

                0,9 – 1 ……………………………………………… 5

                0,8 – 0,9 ……………………………………………. 4

                    0,7 – 0,8 ……………………………………………. 3

         Меньше 0,7 ……………………………………………2

Данный метод анализа урока позволяет определить уровень сформированности конкретных педагогических умений конкретных педагогических умений и степень их проявления в преподавании.

Это обстоятельство облегчает обоснование рекомендаций для преподавателя, помогает проводить аттестацию преподавателей физической культуры. Наилучшим методом будет комплексный подход к анализу урока физической культуры, когда материалы данного метода подтверждаются пульсометрией и хронометражем.

        

                                                      Протокол

Оценки некоторых педагогических умений и навыков проведения уроков

                                физической культуры.

п/п

     Навыки  

           и

     умения

          Степень проявления (баллы)

      В

большей

степени

     (5)

 

   В

доста-

точной

степени

     (4)

Имеет

 место

    (3)

 В не-

боль-

шой

степени

     (2)

    В

мини-

мальной

степени

      (1)

    Не

прояв-

ляется

вообще

     (0)

 1

  1  

          2

         2

     3

      3

     4

     4

      5

      5

     6

     6

      7

      7

     8

     8

 1.

Организовать студентов к уроку.

 2.

Объяснить цели, задачи урока для студентов.

 3.

Правильно подобрать общеразвивающие физические упражнения.

 4.

Правильно подобрать подготовительные физические упражнения.

 5.

Правильно подобрать подводящие физические упражнения.

 6.

Определить последовательность подготовительных и подводящих упражнений.

 

 7.

Подобрать формы организации деятельности студентов в вводной части урока.

 8.

 9.

Подготовить место проведения урока.

Целесообразно расставить студентов в основной части урока.

 10.

Правильно использовать инвентарь и оборудование.

11.

Определить рационально этапу обучения методы упражнения.

12.

Использовать словесные методы в соответствии с этапом обучения.

13.

Обеспечить наглядность в соответствии с целью и задачами.

14.

Правильно сочетать методы обучения на уроке.

15.

Осуществить профилактику возникновения ошибок в технике выполнения двигательного действия.

16.

17.

Определить наиболее характерные для всей группы ошибки.

Найти правильные средства и методы исправления ошибок.

18.

Концентрировать внимание студентов на собственных воздействиях.

19.

Обеспечить взаимосвязь обучения и развития двигательных качеств.

20.

Обеспечить взаимосвязь обучения и воспитания морально-волевых качеств.

21.

Обеспечить оздоровительно-рекреационную направленность урока.

22.

Использовать на уроке помощников (студентов).

23.

Правильно индивидуально подходить к студентам.

24.

25.

Использовать приёмы страховки и помощи.

Активизировать деятельность студентов.

26.

Поддерживать интерес студентов к уроку.

27.

Переключать внимание студентов с одного задания на другое.

28.

Поддерживать рабочую дисциплину на уроке.

29.

Выполнять контрольные функции в процессе урока.

30.

Подводить итоги урока.

31.

Объяснить доступно задание на дом.

32.

Обеспечить соответствие урока плану.

33.

Обеспечить соответствие поурочного плана плану учебной работы на семестр.

34.

Организованно завершить урок.

На основе данных методов предлагается свой вариант анализа педагогических умений и навыков преподавателя в проведении урока физической культуры.

Мною разработан лист анализа урока физической культуры для преподавателей, посещающих данное занятие,  в котором отраженны многие методы и стороны педагогической деятельности преподавателя при  работе со студентами на  уроке.

          ГОУ СПО «Шушенский сельскохозяйственный колледж»

                                ЛИСТ ПОСЕЩЕНИЯ

                          занятия по физической культуры.

Преподаватель __________________________________________________

                                    ( фамилия, имя, отчество)

       Группа ______ курс ______ отделение______________________________

      Количество студентов ______________человек

      Дата проведения «____»________200__г. начало урока ________________

      Место проведения _______________________________________________

      Цель посещения  ________________________________________________

        ______________________________________________________________

      Тема занятия  ___________________________________________________

      _______________________________________________________________

      Цель занятия  ___________________________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      Задачи занятия __________________________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      _______________________________________________________________

      Тип занятия (изучение нового материала, совершенствование ЗУН, обоб

      щение и систематизация знаний, контроля и коррекции, комбинирован-

      ный)…………………………………………………………………………

      Вид занятия (практическое занятие, теоретическое занятие, урок-зачёт,

      урок-соревнование и т.д.)…………………………………………………

      Оборудование и инвентарь _______________________________________

      _______________________________________________________________

      Оценка оргмомента (своевременность начала)_______________________

      _______________________________________________________________

      Проведение занятия:

  • организация группы к началу занятия (построение, умение управлять вниманием

и дисциплиной)_________________________________________________________

  • чёткость сообщения цели и задач занятия и их доступность для студентов ………

  _____________________________________________________________________

  • умение чётко и красиво показывать упражнения  ____________________________

                _____________________________________________________________________

  • выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на всю группу………..

   _____________________________________________________________________

  • своевременность замечаний, указаний по ходу занятия ……………………………

   _____________________________________________________________________

  • соответствие нагрузки с учётом подготовленности, пола и возраста …………….

  _____________________________________________________________________

  • владение методом показа на занятии  ______________________________________
  • использование словесных методов, терминологическая грамотность ……………

   _____________________________________________________________________

  • взаимосвязь методов обучения и их соответствие цели и задачи занятия…………

  _____________________________________________________________________

  • использование различных методов, а также различных методов самостоятельной

работы студентов  ______________________________________________________

    _____________________________________________________________________

  • исправление ошибок, ценность указаний  __________________________________

  _____________________________________________________________________

  • контроль за работой отделений (групп) ____________________________________
  • учёт внешних признаков утомления  ______________________________________
  • оздоровительная ценность занятия   _______________________________________
  • умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат…….

______________________________________________________________________

 ______________________________________________________________________

  • связь игры с содержанием урока  _________________________________________
  • проверка и оценка знаний студентов ______________________________________

             ______________________________________________________________________

  • организация текущего учёта успеваемости _________________________________

______________________________________________________________________

  • объём и сложность домашнего задания ____________________________________

______________________________________________________________________

  • подведение итогов (количество оценок и их объективность) __________________

______________________________________________________________________

       Характеристика и оценка деятельности преподавателя на занятии:

  • руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, требовательность, манера держаться, управлять студентами во время передвижений и перестроений)___________________________________________

______________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________

  • внешний вид (опрятность, подтянутость, осанка) ____________________________

______________________________________________________________________

  • речь (командный голос, правильность команд)______________________________

______________________________________________________________________

  • взаимоотношения со студентами (педагогический такт) ______________________

______________________________________________________________________

  • индивидуальный подход к студентам ______________________________________

     _______________________________________________________________________

  • проведение воспитательной работы на занятии (формирование внимания, дисциплины, смелости, упорства, силы воли, товарищества и т.д.)………………..

______________________________________________________________________

  • работа со студентами по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время занятия …………………………

______________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________

       Оценка качества планирования занятия (соответствие темы урока КТП,

      соответствие стандартам оформления, качество содержания плана

      занятия) _______________________________________________________

       ______________________________________________________________

       ______________________________________________________________

       ______________________________________________________________

      Выводы (достигло ли занятие цели)  _______________________________

     _______________________________________________________________

     _______________________________________________________________

     Предложения ___________________________________________________

     _______________________________________________________________

     _______________________________________________________________

     _______________________________________________________________

     _______________________________________________________________

     Занятие посетил ……………………………..        «___»_________200_г.

                                   (ф.и.о.)

      С анализом ознакомлен ……………………..       «___»_________200_г.

        


                                        Литература:

1. Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов; Теория и методика обучения предмету  «Физическая культура»; Москва, 2004 г.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

ВведениеВ настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса ди...

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ПЛОЩАДКА ПР.ВОЛКОВСКИЙ

Ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в физической реабилитации.В статье рассмотрены основные принципы системно-деятельностного подхода, которые составляют основу формирования прогр...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...