Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры
статья на тему

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sportivnaya_borba.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Макаров Л.В.

Государственное бюджетное
профессиональное образовательное

учреждение «Сахалинский промышленно-

экономический техникум»

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

Современный уровень физического воспитания студентов профессиональных образовательных учреждений  требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой двигательных действий, формирование двигательных умений и навыков, воспитание психологической устойчивости и профессионально-прикладной готовности.  С этой целью эффективным является использование упражнений спортивной борьбы.

Исследования Закарьяева Ю.М, Туманяна Г.С., Цандыкова В.Э., Шулика Ю.А. и других авторов показали, что использование элементов  спортивной борьбы в учебном процессе по физической культуре способствует интенсивному повышению уровня физической подготовленности, ловкости и более гармоничному развитию подростков [1, 2, 4, 5].

Ряд авторов, таких как  Кузнецов А.С., Соколов А. И., Калябин В.А., Литвинов С.А. и др. уже предприняли попытку обоснованного введения элементов борьбы на уроках физического воспитания, получив хорошие результаты и, тем  самым, подтвердили правильность выбранного пути. Изучались элементы борьбы, приемы закреплялись и совершенствовались специфическими средствами и подвижными играми для единоборств. Но спортивные поединки не проводились из-за возможности травм.

Упражнения спортивной борьбы как средство физического воспитания  на занятиях физической культуры позволяют активизировать умственную, двигательную и оздоровительную деятельность обучающихся, способствуют приобщению студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, обеспечивают в полной мере полноценное физическое развитие обучающихся, поскольку способствуют быстрому решению задач в единицу времени.

При этом упражнения спортивной борьбы  выполняют две важные функции:

- их применение обуславливает объективность контроля за физическим состоянием и физической подготовленностью допризывной подготовки юношей-студентов;

- они могут быть использованы как средство тренировки в учебных занятиях.

В нашем исследовании мы выявляем эффективность применения упражнений спортивной борьбы как средства профессионально-прикладной подготовки, обеспечивающих адаптацию студентов ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» к будущей профессиональной деятельности.  

В техникуме ведется подготовка по таким специальностям как «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», «Компьютерные системы и комплексы», требующим специальной физической подготовки. Тренировка к выполнению профессиональной работы в различных условиях позволяет легко переносить различные физические нагрузки. Так, например, при выполнении электромонтажных работ на открытом воздухе в зимнее время года требуется управление устойчивым положением тела на высоте, необходимы координация движений и сила. Техники должны быть готовы к выполнению работ с вынужденной неподвижностью и других трудных задач при обеспечении работы на тяжелой технике.

Огромное значение в физиологической адаптации к будущей профессиональной деятельности имеют реактивность организма. В зависимости от них изменяются и ответные реакции организма на различные воздействия. В процессе адаптации проявляется пластичность нервной системы, позволяющая организму восстанавливать контакт и равновесие с изменившимися условиями среды.

Существенным фактором влияния на уровень физической подготовленности обучающейся молодежи являются климатические условия. Для Сахалинской области  повышение физической активности населения имеет принципиальное значение, поскольку регион отнесен к району, приравненному к условиям Крайнего Севера. В силу необходимости адаптации и формирования адекватного поведения человека в экстремальных условиях жизнедеятельности в условиях района, приравненного к условиям Крайнего Севера, повышение физической работоспособности играет существенную роль в будущей профессиональной деятельности  выпускников профессиональных образовательных учреждений [3, с.15].

В программу включаются подвижные игры с элементами спортивной борьбы - вытащи соперника из круга, затащи соперника в свой круг, вытолкай соперника из круга, оторви соперника от ковра и вынеси из круга, затащи соперника за свою линию, вытолкай соперника за линию, наступи сопернику на ногу, перетащи соперника на свою сторону, вытолкни  плечом соперника из круга и сохрани равновесие, собери кегли и т.д. Также изучается страховка во время падений, выполняются перекаты туловища, передвижения на коленях, выведение соперника из равновесия из различных положений и другие [5].

Элементы спортивной борьбы используются во время занятий в подготовительной части, кроме занятий по лыжной подготовке и легкой атлетике. В подготовительной части занятий используются упражнения в разновидности ходьбы с активными наклонами и поворотами головы, поворотами туловища, бега с изменениями направлений, прыжков с изменением направлений движения, вращений туловища, положения ног. На изучение, закрепление и совершенствование упражнений спортивной борьбы на каждом занятии отводится до 30 минут при общей продолжительности занятия 90 минут.

При проведении занятий по профессиональной прикладной физической подготовке элементы спортивной борьбы используются в подготовительной и основной части занятий. В основной части занятия используются упражнения с партнером, упражнения с весом партнера и собственным весом. К упражнениям с партнером относятся передвижения на руках в различном положении рук, упражнения в сопротивлении партнеров. К упражнениям с весом партнера относятся  разновидности переноски партнера, акробатические упражнения в парах. К упражнениям в парах с собственным весом занимающихся относятся различные поднимания ног из виса на партнере (захват обеими руками за шею партнера), поднимание туловища вверх при захвате партнера ногами на уровне поясницы туловища партнера [1,С.153- 215]. В основной части занятия на выполнение таких упражнений также отводится до 30 минут. В общем объеме учебной программы по физической культуре изучению элементов спортивной борьбы отводится до 50% при общем объеме часов, отведенных на учебный год на изучение предмета «Физическая культура». Общий годовой объем часов на изучение физической культуры в учебном году на первом курсе составляет 177 часов, на втором и третьем курсах – 110 часов с учетом самостоятельной работы студентов.

В исследовании приняли участие студенты шести учебных групп в общем количестве 125 человек. При проведении исходного (в сентябре) и итогового (в мае) тестирования исследуемых студентов в течение одного учебного года была установлена положительная динамика показателей силовых и скоростно-силовых способностей. Тестирование проводилось по контрольным упражнениям учебной программы для учреждений среднего профессионального образования. Так, на начало исследования в указанных группах были установлены следующие показатели – низкий уровень физической подготовленности составил 55%, средний – 40%, высокий – 5%. После проведенного исследования данные показатели составили – низкий уровень физической подготовленности – 25%, средний – 59%, высокий – 16%.

Таким образом, следует утверждение, что использование элементов спортивной борьбы на занятиях по физической культуре со студентами ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» является эффективным методом  при профессиональной подготовке выпускников.

Список используемых источников

1. Греко-римская борьба для начинающих/Ю.А.Шулика, Косухин В.М., Лещенко В.И., Новиков В.Д., Хоменко И.Т. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.153- 215.

2. Закарьяев Ю. М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1982.- С. 49–51.

3. Земцова А.И. Климат Сахалина. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1968. - 197с.

4.  Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика и организация тренировки, т.1. – М: Советский спорт, 2000. – 384 с.

5. Цандыков В.Э. Учебная программа по физической культуре на основе спортивной борьбы. Методическое обеспечение по реализации программы на основе спортивной борьбы. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Инструкции по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры.

Инструкции по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Легкая атлетика....

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Спортивные и подвижные игры

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры по разделу спортивные и подвижные игры....

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Гимнастика.

Инструкция по технике безопасности на занятиях физической культуры по разделу программы гимнастика....

Презентация к уроку профессионально-прикладная физическая подготовка (сварщик)

Одно из направлений системы ФОВ, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков.—Цель ППФП – подготовка высококлассных профессионалов.—Задачами ППФП ...

Открытый урок. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения для решения задач ППФП(профессионально-прикладной физической подготовки)

Применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике.  Предупре...

Взаимодействие преподавателя и студента на уроках физической культуры

Открытый урок на тему "Взаимодействие преподавателя  и студента на уроках физической культуры"...