Взаимодействие преподавателя и студента на уроках физической культуры
методическая разработка

Казарян Антон Рафаэлович

Открытый урок на тему "Взаимодействие преподавателя  и студента на уроках физической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka3.docx231.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Ладожский многопрофильный техникум»

Тема урока: Взаимодействие преподавателя  и студента на уроках физической культуры.

C:\Users\Эльза\Pictures\2022-02-12 февраль 15\февраль 15 059.JPG

                                                   

                                                     Преподаватель физической культуры

                                      Казарян Антон Рафаэлович

Разработал

Преподаватель физической культуры ГБПОУ КК «ЛМТ»

Казарян Антон Рафаэлович

2020 год

        Физическое воспитание или физическая культура является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

  • физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Объективно оценить деятельность педагога возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога, важнейшей из которых является коммуникативные способности учителя.

Проблема совершенствования учебного процесса по физической культуре всегда останется актуальной в стране, которая заботится о здоровье нации. Решение этой проблемы во многом определяется совершенствованием эффективности общения педагогов и учащихся.

Педагогическая психология всегда уделяла внимание вопросам общения в учебном процессе. Но, обычно, в исследованиях изучались вопросы педагогического общения в ходе обучения дисциплинам, ведущим компонентом содержания которых являются предметные научные знания, а не способы деятельности, как на занятиях по физической культуре. Разумно предположить, что здесь есть своя специфика.

Педагоги физической культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств педагогического словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше

акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. Таким образом, приемы и формы речевого общения следует рассматривать как объективный показатель стиля руководства учителя физической культуры или спортивного тренера.

Для написания данной работы        мною была использована научная психолого-

педагогическая и специальная литература различных авторов.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что решение перечисленных вопросов позволит совершенствовать коммуникативные навыки педагогов физической культуры на учебных занятиях.

Цель исследования: изучить взаимодействия между преподавателем и студентом на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность, структуру и функции педагогического общения как формы взаимодействия между учителем и учеником.

  1. Раскрыть понятие о технологии педагогического общения.

  1. Описать стили педагогического общения, показать их влияние на качество учебно-воспитательного процесса.

  1. Выявить специфику и факторы эффективного общения на уроках физической культуры.

Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя  и студента.

Предмет исследования: процесс педагогического общения преподавателя и студентов  на уроках физкультуры

Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседы с педагогами; наблюдение за педагогически процессом.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ.

Общение - широкое и ёмкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм. Педагогическое общение есть вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия так и специфические для образовательного процесса.

А.А. Леонтьев выделяет следующие его общие характеристики: контактность,

ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия, контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого общения и его восприятия.

Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия словесной информации. Обычно добавляют ещё две характеристики общения: репрезентативность и полиинформативность.

Первой обозначается субъектная представленность говорящего в тексте, второй

– многоплановость речевого общения, где реализуется одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.). Репрезентативное общение предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, их культурный уровень, возраст, пол, интересы и т.д.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Обобщая выше изложенное: речевое (вербальное) общение описывается, по меньшей мере, семью характеристиками: контактностью, ориентированностью,

направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Общение - взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности. В общении можно выделить четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение и соответственно и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, познавательный

и регулятивный.

Существуют три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную; аффективно-коммуникативную. При этом подчеркивается обязательность собственно коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффектного компонента.

А. К. Маркова выделяет 7 функций речевого поведения: инструментальная (удовлетворение материальных потребностей); регулирующая (контроль поведения

окружающих); взаимодействия (поддержание контакта); личная (самопредъявляющая); эвристически поисковая (почему?); воображаемая (внутренний мир); информативная (сообщение новой информации)

Очевидна многострочность содержания и назначения речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая стороны коммуникативного взаимодействия. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической системы – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. Педагогическое общение – есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств.

Функционально – это контактное, информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного

процесса. Оно характеризуется полнообъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной.

Учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество. Второе качество педагогического общения обуславливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя, воспитывающую функцию, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция педагогического общения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя– учеников, учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характера взаимодействия людей. Не менее существенная воспитательная функция общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что есть в нём. Необходимость в заинтересованности педагога в успехе ученика, который облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Таким образом, обучающая, воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ Специфика педагогического общения на уроках физической культуры исследовалась мною на примере педагогической практики в СШ №11 г. Мозыря. Преимущество данного учебного заведения, в том, что физическую культуру в нем преподают учителя разного возраста и пола, что позволяет проследить различия в технологии педагогического общения.

  • результате наблюдения на уроках педагогической практики я заметил, что умение учителя, в том числе и учителя физической культуры, общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно можно разделить на три группы: собственно-коммуникативные, дидактические и ораторские.

Собственно-коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий.

Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

На практике в школе коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражалась в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды. Коммуникативная деятельность педагога физкультуры проявлась:

  • в формах обращения учителя к учащимся;

  • в тоне обращения;

  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

  • в мотивах общения.

На уроке физической культуры, используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму)

  • качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения.

Педагоги физической культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. В этом специфика педагогического общения на уроках физической культуры.

Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

  • организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.

Важнейшим признаком профессионализма учителя являлась его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение, а также использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

  • обратил внимание, что педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров.

Это тоже можно отнести к специфике работы учителя физической культуры.

Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

  • коммуникативную функцию учителя физической культуры, на мой взгляд, входит следующее:

  • установление правильных контактов с учениками, родителями, администрацией школы;

  • правильно выявить реальную педагогическую ситуацию

  • своевременно определить возможности и успехи учеников в выполнении физических упражнений;

  • выявить удовлетворенность занятиями и на основе этой информации конструктурировать последующие занятия;

  • установить личные связи между учителем и активом учеников;

  • контакты с советом коллектива физической культуры и его комиссиями, судьями.

По моему мнению и мнению исследуемых педагогов во время практики, культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

– оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;

– неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;

– быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;

– лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах,

поступках, речи;

– в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;

–  гнев  никогда  не  должен  затмевать  ум  и  душу:  только  предельное  терпение,

настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;

– учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;

– надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;

– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;

– быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

– следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи,

чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

То есть, педагогическое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя. В

условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

Очень важным элементом в педагогическом общении, является педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и

  • учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям. Во время педагогической практики мною и учителем физической культуры были выделены следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

  • естественность и простота обращения без фамильярности;

  • доверие без попустительства;

  • ирония и юмор без насмешливости;

  • доброжелательность без заласкивания;

  • деловой тон без раздражительности;

  • принципиальность и настойчивость без упрямства;

  • внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

  • отдача распоряжений без упрашивания;

  • обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Общение играет важную роль в развитии человека: в освоении норм социально-

политического поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.

  1. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри студенческого коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкции по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры.

Инструкции по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Легкая атлетика....

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Спортивные и подвижные игры

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры по разделу спортивные и подвижные игры....

Инструкция по технике безопасности для студентов на уроках физической культуры. Гимнастика.

Инструкция по технике безопасности на занятиях физической культуры по разделу программы гимнастика....

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Характеристика объяснительно-иллюстративного варианта взаимодействия учителя и учащихся на уроках физической культуры

Объяснительно-иллюстративный вариант отражает деятельность учителя и ученика при этом методе...