Словарь по теме: «Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса»
учебно-методический материал на тему

Александрова Анастасия Андреевна

словарь оперирующих слов педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_po_teme_1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь по теме: «Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса»

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса — это  соотнесенность полученных, результатов с целями и прошлыми достижениями в практике.

ВОСПИТАННОСТЬ – это интегративная (объединяющая) личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлением окружающего мира

НОРМА – (от лат. руководящее начало, правило, образец) – установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов.

КРИТЕРИИ – (от греч. мерило для оценки чего-либо) – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

ПОКАЗАТЕЛЬ – обобщенная характеристика свойств объекта или процесс выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.

(кроме понимания предыдущего) – обозначает то, что достигнуто, то что доступно восприятию, то что показывает на личность чего-либо, некоторые показатели доступны наблюдениям: поведение, речь, реакция на социальное явление,  межличностное отношение, а мысли, мотивы, потребности не доступны наблюдению.

МЕРА ВОСПИТАННОСТИ – это мера соответствия воспитанности ребенка данным критериям.

ОЦЕНКА ВОСПИТАННОСТИ – это результат, сравнения уровня воспитанности ребенка с нормой; помогает определить уровень воспитанности, которая определяется баллами или начальными показателями.

МЕТОД РЕЙТИНГА — определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ — описание конкретных приемов, способов, техник пед. деятельности в отдельных образовательных процессах.

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б.: сплошными и выборочными', включенными и простыми', неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д.

Метод близнецов — сравнительное изучение психол., особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психол, свойств и особенностей поведения человека.

Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социомет-рическому критерию, а его результаты принимают вид социо-метрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.

Метод терминологический — оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.

Метод тестирования — исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания.

Моделирование (в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности.

Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Показатели воспитанности – обобщенная характеристика уровня развития личности. Показатель обозначает то, какого уровня развития достигла личность, то, что доступно восприятию.

Интерпретация — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Контроль (фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мера воспитанности – это мера соответствия воспитанности ребенка данным критериям.

Методика определения воспитанности – это совокупность методов, приемов, которые помогают выявить уровень развития личности на данный момент времени.

Метод изучения воспитанности - совокупность способов и приемов, служащих для определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Методы педагогического исследования - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод анализа документов содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

Метод эксперимента - проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

Метод анкетирования (интервью) содержание даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

Метод независимых характеристик - оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;

Биографический метод социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Пять правил повышения эффективности процесса обучения».

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой: как сделать  учебное занятие более эффективным, как развить интерес  студентов к изучаемому предмету?   Ни для кого не секрет,...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Изучение и применение эффективных воспитательных технологий в дополнительном образовании

Данный материал направлен на изучение и применение в своей практике эффективных воспитательных технологий в дополнительном образовании....

Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Сегодня, когда Стандарты второго поколения заявили новые результаты образования, среди которых - формирование ИКТ-компетентности обучающихся, учитель не может оставаться в стороне. Одним из важны...

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...

Доклад для школьного методического объединения учителей предметников по теме: Нравственное воспитание как фактор воспитательного процесса в школе

Доклад раскрывает  понятие  воспитательного процесса и значение нравственного воспитания вэтом процессе.....