Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».
статья

Статья

«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

       Тенденции мирового общественного развития предъявляют новые требования к содержанию образования и организации учебного процесса. История является одной из тех наук, которые составляют основу гуманитарного знания. Сегодня, с одной стороны , изменяется содержание исторического образования, с другой, возникает необходимость в качественно новых методиках преподавания истории, которые позволили бы не только увязать разнообразие предлагаемых исторических концепций в единую систему знаний, но и сформировать у обучающихся системы среднего профессионального образования (СПО) общие компетенции (ОК), прописанные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте СПО (ФГОС СПО), необходимые им для жизни в современном обществе.

Переход на ФГОС СПО предполагает внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс и является основой изменения результата подготовки специалиста.

 Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, где в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а компетенции.

 Под компетенциями понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Федеральном законе № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » компетенции рассматриваются как « готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности».

 Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне и успешную социализацию выпускника.

Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальностям и профессиям.

В настоящее время в системе СПО реализуются два уровня подготовки студентов:  программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Общие компетенции, обозначенные в ФГОС СПО :  

ППКРС

ППССЗ

ОК 1.

 Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК 1.

 Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя  из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя  из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию соб. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 3.        

 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию соб. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач

ОК 5

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

 ОК 5

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей).

 ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

 ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей).

Сравнительный анализ свидетельствует, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их универсальный характер, в то же время определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.

Кроме того, ОК, обозначенные в стандартах СПО на наш взгляд можно соотнести с универсальными учебными действиями (УУД), прописанными в стандартах средней школы.

Сравнительный анализ ОК и УУД

Основные виды УУД

ОК ППКРС

ОК ППССЗ

личностные

ОК1, ОК7

ОК1, ОК8, ОК10

регулятивные

ОК2, ОК3

ОК2, ОК3, ОК7, ОК8, ОК9

познавательные

ОК4, ОК5, ОК6

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9

коммуникативные

ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9

Из этого можно сделать вывод, что процесс формирования ОК в системе СПО является продолжением процесса формирования УУД, начатого в средней школе.

Встает вопрос: «Как учить?»

Анализ опыта работы по новому ФГОС СПО свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:

- необходимостью организации педагогического процесса ориентированного на формирование общих компетенций у обучающихся и недостаточностью конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия современных учебных пособий, разработанных в соответствии с ФГОС.

В настоящее время, поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что будет знать студент, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применять знания, умения, опыт, проявлять личные качества в конкретной ситуации, в том числе нестандартной.

Необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, методов проектов, где обучающийся выступает субъектом деятельности; обучение происходит через открытие, моделирование, поиск путей решения.

Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентом, принятие положений компетентностного подхода и реализация его в образовательном процессе.  

В связи с выше изложенным, на примере собственного опыта, эффективным приемом на учебном занятии по истории является использование видеоматериалов и информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

         Актуальность использования видеоматериалов и ИКТ связана с реалиями современной жизни – переходом от книжной литературы к экранной. Она, более наглядна, повышает  мотивацию обучения,  познавательную активность, развивает воображение и интерес к учебе, мобилизует внимание, формирует навыки самоорганизации, восприятия и анализа информации.

За счет расширения числа задействованных каналов восприятия информации (аудиального, визуального, кинетического) возрастает эффективность обучения.

        Мы воспринимаем окружающий мир благодаря нашим органам чувств (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание) или сенсорным системам эти же сенсорные системы мы используем внутренне для обработки информации, конструирования своей картины мира. Каналы восприятия информации у разных людей развиты в разной степени (у одних учеников преобладает зрительная образная сфера, у других – слуховая и т.д.)

        Многосенсорные представления информации воздействует на большую часть обучающихся, позволяя им выбрать свой входной канал.

Правильно построенное учебное занятие с использованием видеоматериала или  ИКТ позволяет обучающимся запомнить, освоить больший объем материала.

Видеоматериалы способствуют восприятию к усвоению учебного материала, развитию воображения студентов.

 Активизация мыслительной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, использования приемов сравнения, выявления аналогий и причинно-следственных связей. Всё это расширяет кругозор и эрудированность; формирует компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на умении получать знания из различных источников.  

Используя информационные, мультимедийные продукты преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли преподавателя координатора, организатора познавательной деятельности обучающихся: развивать все виды обозначенных ранее общих компетенций у участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса, уменьшить утомляемость студентов.

         Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Специфика кинематографического способа раскрытия учебного материала позволяет использовать учебный фильм там, где другие учебные пособия не могут дать такой же педагогический эффект.

         Педагогические возможности видеоматериалов и ИКТ лишь тогда будут использованы полностью, когда при работе с фильмом, презентацией целенаправленно организуется познавательная деятельность обучающихся, т.е. вопросы методики использования имеют большое значение для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

         В следующих статьях мы рассмотрим вопросы использования видеоматериалов и ИКТ на учебных занятиях в системе СПО как способ формирования общих компетенций обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".

   Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобрази...

Повышение эффективности учебного занятия

Исследовательская статья преподавателя "Инженерной графики"...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня...

Учебно-методическое пособие по организации учебно-воспитательного процесса в ОДО детей и для взрослых с ОВЗ.

Сборник включает в себя следующие аспекты:1. Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в ОДО для детей и взрослых с ОВЗ.2. Инструкции и инструктажи.3. Должностные обязанности педагог...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...