Повышение эффективности учебного занятия
статья на тему

Исследовательская статья преподавателя "Инженерной графики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_efektivnosti.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности уроков

            Существенным недостатком в области применения методов преподавателя является недооценка теории в курсе инженерной графики, однообразие применяемых методов. Считая  курс инженерной графики исключительно «практическим» предметом, некоторые преподаватели излагают систематически материал курса, не сообщают обучающимся необходимых сведений, нужных для решения разнообразных задач данного раздела, не обосновывают принятых условностей при изображении тех или иных деталей машин. Типичный урок у таких преподавателей состоит в том, что они вычерчивают на классной то или иное геометрическое построение, комплексный чертеж или аксонометрию детали, сопровождая это краткими пояснениями, а обучающиеся зарисовывают  то же самое в своих тетрадках. Зарисованное нередко служит в дальнейшем материалом (заданием) для выполнения чертежа. Длительное применение такого однообразного примитивного метода проведения занятий, исключающего творческую деятельность  учащихся, приводит к тому, что учащиеся совершенствуют только «технику» черчения, не развивая свои пространственные представления.

            Поэтому, многие педагоги ищут пути повышения эффективности в сочетании различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока.

            Весьма полезно при этом решение задач, связанных с изменением исходных данных, реконструкций изображений, применением полученных знаний на практике.

            Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учащихся в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует обучающихся  к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение учащихся к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом.

            По мнению Вышнепольского И. С. эффективность проведения уроков определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на обучающихся, качеством его подготовки к занятиям. Работа преподавателя будет достаточно успешной только в том случае, когда он  в совершенстве будет владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию дисциплинами. Ему необходимо глубокое знание научных основ черчения, широкое знакомство со специальной литературой по предмету, твердое знание стандартов. Преподаватель должен знать историю развития графики и быть в курсе последних достижений. Все это даст возможность преподавателю уверенно чувствовать себя на уроке, глубоко освещать теорию предмета, находить интересные и убедительные примеры.

            Пример и авторитет преподавателя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет  пользоваться большим уважением обучающихся.

            Чтобы во всем являться примером для обучающихся, преподаватель инженерной графики должен в совершенстве овладеть умением выполнять на доске чертежи и эскизы, аккуратно и точно оформляя их, красиво и правильно надписывая.

            Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для обучающихся. Преподавателю  необходимо  следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем обучающимся.

            Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда преподаватели говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Студенты не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.

            Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями слушателей усваивать  сказанное. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для  усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи преподавателя требуется не больше, чем при быстром.

            Речь педагога должна быть простой, доходчивой и эмоциональной. С особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для понимания обучающихся слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и записать на доске. Каждое слово, которое  может быть непонятно обучающимся, необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться неточностей речи.

            Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов в обучении.

            Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины обучающихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.

            Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние обучающегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику подростка, - важнейшее требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Подростки очень тонко различают искренность в отношениях.

            Велика роль шутки. К веселому, остроумному преподавателю студенты обычно идут на урок  охотно.

            Подводя итог выше сказанному, можно отметить тот факт, что педагог постоянно стремиться к повышению своего педмастерства. Только тогда его уроки будут эффективны.

            Также одним из способов повышения эффективности урока, рационального использования его времени является применение элементов программированного обучения. Речь идет об использовании тех элементов программированного обучения, которые неоднократно оправдали себя на практике, просты и доступны, не требуют  материальных затрат, не осложняют работу обучающихся.

                       Очевидно, что нет нужды разъяснять, сколько времени экономиться на уроке при такой постановке вопросов и насколько при этом расширяется объем изучаемого материала. Вообще в процессе программированного обучения студенты значительно активнее работают, так как упор делается не на обучение их преподавателем, а на самостоятельное изучение материала.

            Педагогически правильно организованное программированное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения, способствует ускорению учебного процесса при более прочном усвоении обучающимися учебного материала.

            Еще одним методом можно решить проблему эффективности урока – это использование элементов проблемного обучения.

            В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения  обучающимся проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности  ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной  и творческой деятельности студентов.

            Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы преподавателем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет обучающимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к инженерной графике, повышать активность обучения студентов. Проблемный подход в равной степени может быть применен как в условиях обычного, так и в условиях программированного обучения.

            Проблемное обучение поможет обучающимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к инженерной графике, повышать активность обучения студентов. Проблемный подход в равной степени может быть применен как в условиях обычного, так и в условиях программированного обучения.

            Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках – один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет программированное и проблемное обучение. О них мы говорили выше. Дальше поговорим лишь об отдельных  способах активизации познавательной  деятельности.

            Одним из способов активизации мышления обучающихся является самостоятельная работа. В обучении инженерной графике применяются следующие виды самостоятельной работы:

1.     усвоение учебного материала на основе работы с учебником;

2.     поиск в новом материале ответов на вопросы, сформулированные преподавателем;

3.     чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана прочитанного;

4.     работа с иллюстративным материалом учебника.

В практике редко встречаются уроки, целиком посвященные самостоятельной работе обучающихся. Это весьма неэффективно.

Обучение инженерной графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа обучающихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим студентов в самостоятельную работу, должна быть система  графических познавательных заданий.

            Значительно повышают  эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке.

            Занимательность можно использовать на любом этапе урока,  это зависит от поставленной преподавателем цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности обучающихся путем введения пятиминутных заданий на моделирование, сравнение изображений, поиск ошибок на чертежах, нанесение недостающих линий и др.

            Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности обучающихся является использование задач, которые для своего решения требуют от обучающихся обобщения, анализа исходных данных.

            Так, при изучении технического рисунка обучающимся можно предложить задачу, в которой даны условие и готовое решение. Обучающимся предлагается определить, какие данные задачи являются лишними для ее решения. Если обучающиеся хорошо усвоили материал, то они быстро найдут ошибки, ели нет, то можно будет выявить ошибки учеников.

            Цели активизации, развития технического мышления служит такая работа, как самостоятельное составление графических задач. Каждый студент будет стараться составить свою комбинацию; поэтому отпадает необходимость подготовки большого количества вариантов раздаточного материала, что значительно облегчает работу преподавателя, не говоря уже о том, какой большой интерес вызывает у студентов такое задание.

            Таким образом, важно отметить тот факт, что активизация познавательной деятельности необходима для успешного решения не только учебных, но и воспитательных задач, поскольку развивает интеллектуальные способности, воспитывает любовь, уважение к труду, пробуждает любознательность.

            Другой элемент активизации занятий – более рациональное использование времени первой части учебного занятия.

            Часть преподавателей стала добиваться этого, проводя уплотненный опрос и фронтальный графический опрос.

            Нужно отметить тот факт, что теперь все реже можно наблюдать, как преподаватель, вызвав к доске одного из студентов, довольно долго занимается его опросом при незначительном участии аудитории.

            Уплотненный опрос представляет собой сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Задача такого опроса – активизировать всю  аудиторию в процессе соответствующего элемента урока.

При  уплотненном опросе для ответа вызывается насколько обучающихся. Часть из них работает  на доске, подготавливая графические ответы на вопросы, связанные с изученным на прошлом уроке материалом, часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за построениями на доске, за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный графический опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь обучающихся, систематически выявлять теоретические знания практически всех студентов группы, контролировать на большинстве уроков состояние графических умений и навыков, ликвидировать пробелы в подготовке студентов, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям.

Первым этапом  такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой обучающиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался пространный ответ. На этом этапе от студентов требуется лишь  вспомнить и осмыслить ранее изученное. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.

Вторым этапом фронтального графического опроса являются графические задания. Студентам предлагается вычертить в рабочей тетради в клетку основные изображения, относящиеся к только что повторенному материалу. Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Конспекты при этом закрыты, учебные таблицы сняты. Преподаватель следит за ходом работы, собирает у выполнивших задания тетради, просматривает их и, не выставляя оценок (для экономии времени), складывает одинаково оцениваемые работы в одну из стопок, не закрывая при этом тетрадь. Таких стопок четыре (по числу различных оценок). Каждый из обучающихся при этом видит, в какую из стопок положена его тетрадь. Задержавшиеся с выполнением работы студенты сдают свои тетради  по окончании отведенного времени на работу также в раскрытом виде.

После того как тетради собраны, на доске вывешиваются учебные таблицы, содержащие изображения, являющиеся  правильными ответами  на предложенные студентам задания. Обучающиеся могут скорректировать свои решения, понять свои ошибки.

Применение фронтального графического опроса позволяет приблизить объем контролируемых знаний к ста процентам, систематически развивая  при этом графические умения и навыки,  требуя от студентов постоянной готовности к такой работе.

Беглый просмотр работ обучающихся непосредственно на уроке позволяет педагогу не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации.

Профессор Розов С. В. считает, что  еще одним условием для эффективности урока нужно как можно чаще избегать формализма в знаниях обучающихся.

Формализм проявляется в механическом перечерчивании чертежей с доски или с учебного пособия без понимания сути процесса проецирования. Эти чертежи бывают очень сложными, но они полностью законченные и оформленные. Перечерчивание таких чертежей  отнимает массу времени, создает видимость серьезной постановки курса инженерной графики, но студентам приносит мало пользы.

Формальным может быть и опрос обучающихся. В этом случае педагог удовлетворяется четко сформулированными определениями, не проверяя, действительно ли студент сознательно усвоил правило, может ли применить его при решении задач.

Формализм иногда проявляется и в неправильной методике демонстрирования наглядных пособий. В основном преподаватели демонстрируют плакаты с неразумным расположением фигур. Для того, чтобы устранить формализм в заданиях нельзя ограничиваться лишь чертежами, выполненными на доске, или учебными таблицами. Обязательно перед объяснением какой-либо темы нужно дать основные понятия по этой теме. Продемонстрировать различные модели крупных размеров, чтобы обучающиеся увидели и поняли, что они должны сделать. Еще можно отметить тот факт, что обучающиеся должны выполнять чертежи в тетрадях параллельно с преподавателем, выполняющий данный чертеж на классной доске, при этом необходимо привлекать всю аудиторию к активному обсуждению решения каждой части задания и переходить к следующему этапу лишь тогда, когда станет ясно, что построения на предыдущем этапе правильно поняты.

Для закрепления материала следует давать обучающимся несколько другое задание, отличное от того, что они делали вместе с преподавателем. Только в этом случае преподаватель сможет установить, насколько сознательно студенты усвоили новый материал.

Нужно помнить, что знания обучающихся всегда будут в процессе закрепления учебного материала не сможет вызвать у них активного отношения к работе, желания понять данный материал. Только при активной работе обучающиеся выделяют главные мысли, приводят их в стройную логическую систему и в таком виде осмысливают и заучивают.

Для того, чтобы избежать формализма в опросе обучающихся нужно учесть тот факт, что вопросы должны быть сформулированы так, чтобы студент, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание  учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, студент не только должен ответить односложными «да» или «нет», а объяснить почему он так решил и обосновать свой ответ. В этом случае будет повышаться активизация знаний обучающихся.

Что касается формализма в демонстрациях наглядных пособий, то в целях лучшего восприятия формы различных предметов (и в первую очередь геометрических тел) преподавателю следует  демонстрировать их в самых различных положениях в пространстве и с различными соотношениями размеров.

Таким образом, если педагог будет задумываться о тех примерах формализма, о которых мы говорили, а также станет продумывать каждую часть урока, то он сможет предупредить неуспеваемость обучающихся и сделать урок наиболее эффективным.

Еще одним методом повышения эффективности уроков является применение наглядных пособий. Содержание учебного материала курса инженерной графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности в обучении.

Применение наглядности повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления обучающихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать обучающихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые обучающиеся могут не только наблюдать, но и держать  в руках, подробно знакомиться с их формой.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления обучающихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала.

Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке учебного занятия наглядными пособиями можно отвлечь обучающихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.

Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала преподавателем, при закреплении знаний и их проверке. Так, например, при объяснении нового материала  по различным темам учебной программы по графике диафильмы и кинофильмы являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знаний. При повторении и обобщение целесообразно воспользоваться одними диафильмами и кинофильмами. Таким же двояким целям служат и настенные плакаты.

Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет  способствовать лучшему усвоению учебного материала. Поэтому нужно обеспечить правильную методику применения наглядных пособий.

Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его а подробно  пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним обучающихся.

Если педагог будет придерживаться данных требований, то урок будет наиболее эффективным.

Также  одним из способов повышения эффективности уроков инженерной графики является использование диафильмов и кинофильмов.

Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают условие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые  аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Объектив позволяет приблизить к жизни, связать с производством изучаемый материал, показать, где применяется на практике то, что рассматривается в учебном классе, а ознакомившись с тем, где практически применяются те или иные построения, студенты понимают, для чего нужно их изучать.

Экранизация повышает интерес обучающихся к предмету. Пожалуй, в учебном фильме можно показать со всех сторон деталь, для полного выявления формы которой нужно применять разрез, продемонстрировать в динамике, как она рассекается секущей плоскостью, как удаляется половина детали, находящаяся между наблюдателем и секущей плоскостью и благодаря этому  выявляются внутренние очертания  детали. Показ этого процесса может быть дополнен чертежами детали до и после выполнения разреза.

Применение учебных диафильмов и кинофильмов значительно облегчает работу преподавания, экономит время, в том числе и за счет сокращения работы мелом на доске. Преподавание инженерной графики требует демонстрации студентам значительного количества зачастую довольно сложных, безукоризненно выполненных графических изображений. Используя проекционную аппаратуру, можно показать обучающимся в течение урока очень большое количество изображений такого размера, при котором их хорошо видит вся аудитория.

При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Экранизации уроков – это не цель, а средство. Она хороша в сочетании с другими средствами наглядности и формами учебной работы, а не вместо них.

Мы  убедились, что экранизация уроков очень эффективна

Немаловажной задачей преподавателя является устранение перегрузки  обучающихся и использование на уроках индивидуальных заданий.

Перегрузка возникает вследствие разных причин. Прямой перегрузкой является увеличение объема графических работ по сравнению с объемом. Перегрузка возникает также потому, что нет условий для выполнения чертежей в учебном кабинете (теснота, свет, отсутствие надлежащего оборудования). При этом большая часть графических работ выполняется во внеурочное время, что и вызывает  перегрузку обучающихся.

Практика учебной работы показывает, что главным средством  устранения перегрузки является такая организация занятий, при которой обучающиеся основную часть чертежей выполняют на учебных занятиях по расписанию. Следовательно, главные усилия преподавателей должны быть направлены на создание соответствующих условий.

Выдача индивидуальных заданий имеет большое воспитательное значение. Студенты почувствуют высокую требовательность к черчению, некоторые обучающиеся оставят свою привычку копировать чужие чертежи.

Нужно учесть, что при разработке и подборе заданий должна быть указана цель выполнения задания, должен быть указан срок выполнения задания; трудоемкость работ  должна быть согласованна с бюджетом времени обучающихся; индивидуальные  задания должны иметь примерно равную трудоемкость, должен быть учтен  уровень предварительной подготовки обучающихся  и степень овладения ими навыками самостоятельной работы; задания должны отражать профиль, по которому подготовляются учащиеся, и соответствовать современному уровню техники. Формы деталей должны быть разнообразными и интересными с графической точки зрения.

Поэтому большое внимание должно быть уделено обеспечению учебного процесса индивидуальными заданиями.

Естественно, что сказанное выше не исключает других форм и методов повышения эффективности уроков. Но даже если этими методами, о которых мы говорили, преподаватели будут пользоваться, умело сочетать с другими принципами обучения, то уроки таких педагогов будут эффективными. Стремясь всеми средствами повысить эффективность учебных занятий, важно не допустить перегрузки студентов и обеспечить необходимый уровень подготовки.

Преподаватель инженерной графики

Богомолова Наталья Ивановна

ГБОУ СПО СО «Богдановичский политехникум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...