РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
статья

Шевелева Лилия Владимировна

самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_soavtorstvo.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Мурыгин Владимир Николаевич

преподаватель курского колледжа культуры,

Россия, г.Курск

Агеева Анна Александровна

кандидат сельскохозяйственных наук,

Россия, г.Курск

Шевелева Лилия Владимировна

преподаватель класса хореографии ДШИ№9,

Россия, г.Курск

Российская общественность связывает деятельность современного преподавателя Высшей школы с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровнем социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации педагогов современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания педагогом своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования[2].

Самообразование предполагает развитие педагога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков[1].

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную[2].

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. В отечественной научно-педагогической литературе термин «педагогическая технология» употребляется достаточно широко: от направления дидактики и технологически разработанной обучающей системы до системы методов и приёмов педагога. Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная деятельность учителя, которая направлена на решение педагогических задач, или – планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса[1]. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Ведь творчески работающие преподаватели сегодня реально продвигают реформу и будут продолжать реализацию ее главных направлений. Педагогический труд также имеет, исследовательский характер, который рассматривается как органическая составная часть современных педагогических технологий. Под педагогической технологией мы понимаем способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования педагога в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей[3]. Среди технологий современной дидактики необходимо отметить такие, как:

  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые педагогические технологии;
  • технологии модульного, проектного обучения;
  • информационные технологии и др[4].

Самообразование преподавателя будет продуктивным, если в процессе самообразования реализуется его потребность в собственном развитии и саморазвитии. Важными для педагога является владение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта, развитая способность к рефлексии – необходимому атрибуту преподавателя-профессионала[5]. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость в получении теоретических знаний, в овладении диагностики и самодиагностики учащихся, необходимость в применении практических умений для анализа учебных достижений учащихся[6]. Программа развития педагога включает в себя возможность исследовательской деятельности, готовность к педагогическому творчеству, осуществление взаимосвязанного личностного и профессионального развития и саморазвития, стремление к непрерывному самообразованию[7].

Показатели эффективности педагогического самообразования – это прежде всего качество организованного преподавателем учебно- воспитательного процесса и профессионально-квалифицированный рост педагога. Тренинг личностного роста позволяет преподавателю развить в себе лидерские качества, расширять возможности достижения поставленных целей. Осознание и осмысление внутренних потребностей выводит педагога на профессиональное самоопределение, тем самым достигается развитие профессионального сознания и осознания себя в профессии[8].

Список литературы:

1. Болгарский толковый словарь С., 1994.
2. Милков, Л., Информационная культура преподавателя как фактор создания качественной образовательной услуги в высшей школе С., 2006.
3. Михова, М., Дизайн обучения, Теоретико-прикладные аспекты изд. АСТАРТА, В. Търново, 2003.
4. Михова, М., Преподавание и обучение, Теории, стили, модели, изд. АСТАРТА, В. Търново, 2002.
5. Недкова, А., Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке кадров для ресторанного бизнеса, Годишник Университета им.” Проф. д-р. Ас. Златарова”, Б., 2009.
6. Петров, П., М. Атанасова, Образовательные технологии и стратегии обучения, изд. „Веда Словена – ЖГ”, С., 2001.
7. Сериков, В. В., Обучение как вид педагогический деятельности, изд. Академия, 2008.
8. Сластенин, В. А., Педагогика, изд. Школа-Пресс, М., 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного занятия

Исследовательская статья преподавателя "Инженерной графики"...

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе внедрения новых образовательных технологий

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовате...

Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...