Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса
статья

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин. Синтез активных и интерактивных форм проведения занятий и информационно-компьютерных  технологий    способствовал  использованию в работе интерактивной доски. Интерактивная доска – один из способов использования ИКТ и является эффективным инструментом для образовательных проектов, требуемых ФГОСами, подтверждая, что сегодня особенно актуальны активные и  интерактивные методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnoy_doski.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Антропова О.С.,

преподаватель дисциплин

общепрофессионального цикла,

преподаватель высшей категории

Белгородский политехнический колледж,

Столярова С.Н.

преподаватель дисциплин

общепрофессионального цикла,

преподаватель первой категории

Белгородский политехнический колледж,

г.Белгород (Россия)

В соответствии с современными запросами всех сфер общества происходит модернизация содержания среднего профессионального образования. Современное производство требует компетентных специалистов с хорошо выраженными профессиональными качествами, способных творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Поэтому на преподавателя колледжа возлагается обязанность формирования активного, грамотного, стремящегося к непрерывному самообразованию, конкурентоспособного, открытого для инноваций специалиста. Данная цель может быть успешно достигнута с помощью использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий обучения.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты  СПО требуют, что профессиональная образовательная организация «…должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) …. для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

 Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения.

В нашем колледже при создании учебно-методического обеспечения профессий и специальностей  нужно было решить вопрос о выборе одной из систем автоматизированного проектирования - САПР. Этот вопрос   стоял и  передо  мной, когда  вводили в учебный план курс компьютерного  моделирования, компьютерной и  инженерной графики  как обязательной составляющей учебного процесса. Автоматизированное компьютерное проектирование – необходимое условие обучения компьютерному выполнению чертежей, что  целесообразно осуществлять   в   системах  КОМПАС 3D, CorelDRAW или AutoCAD.  На уроках  использую    систему  КОМПАС 3D.

 Однако черчение заключается не только в выполнении графических построений. Выполнение чертежа детали часто сопровождается вычислениями, которые должны обеспечиваться расчетно-графической средой системы. Для обеспечения единства в оформлении студентами графических материалов курсовых и дипломных проектов, а также письменных экзаменационных работ для всех профессий и специальностей в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) были разработаны «Методические рекомендации по оформлению графической части курсового (дипломного) проекта и письменных экзаменационных работ».

Выпускники колледжа  должны уметь работать в качестве пользователей с графическими системами, позволяющими создавать как чертежно-конструкторскую документацию, так и решать задачи трехмерного графического моделирования.

 В конечном итоге компьютер для студента должен стать таким же инструментом, что карандаш и линейка. При этом обучающиеся  в инженерной графике осваивают способы и правила построения изображений с помощью карандаша, а в компьютерной графике одновременно осваивают базовые приемы и интерфейс программы, а именно: настройка рабочей среды, определение формата чертежа, работа с примитивами, редактирование чертежа, объектные привязки, работа с блоками, слоями, текстом и др.  При этом на любом этапе создания чертежа студент может видеть наглядное изображение изделия, что весьма важно в процессе обучения.

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они  обладают способностью «откликаться» на действия обучающегося  и преподавателя, «вступать» с ним в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения почти на любой дисциплине: при объяснении нового материала,  закреплении, повторении, контроле. Но наивысшим результатом любой педагогической технологии можно считать достижение учащимся творческого уровня развития самостоятельной работы на компьютере.

Синтез активных и интерактивных форм проведения занятий и информационно-компьютерных  технологий    способствовал  использованию в работе интерактивной доски.

Интерактивная доска – один из способов использования ИКТ и является эффективным инструментом для образовательных проектов, требуемых ФГОСами, подтверждая, что сегодня особенно актуальны активные и  интерактивные методы работы.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ - компетенции как важнейшей составляющей обще интеллектуальной  информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:

1.информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер и ИД позволяют существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

3. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер  и ИД способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Все преподаватели, которые начали работать с ИД, отмечают заметное повышение интереса обучающихся к изучаемой дисциплине и, как следствие, повышение эффективности учебного процесса. Это выражается  в росте качества знаний по преподаваемым дисциплинам, в увеличении   качества практического использования  ИКТ при подготовке курсового и дипломного проектирования. Количество обучающихся, участвующих в интернет проектах, неуклонно повышается из года в год.

Интерактивная доска в образовательном процессе используется мной достаточно часто, а это  предполагает тщательную подготовку к любому уроку или его фрагменту.

Инженерная и Компьютерная графики – одни из немногих учебных дисциплин, которые идеально укладываются, в компьютерные технологии и я активно использую в преподавании данных предметов. Применяя интерактивную доску на уроках компьютерной графики и компьютерного моделирования, особенно выполнение практических работ, студента можно вызвать к доске для выполнения задания, все остальные могут наблюдать последовательность действий, а затем продублировать. Причем, сами задания у всех могут быть разными, что развивает творческое мышление у студентов.

Для меня   компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, повторить бесконечное количество раз необходимые построения, разработать графические задания и тесты для обучающихся.  Главный результат – повышение эффективности учебного процесса  по изучению дисциплин «Черчение», «Компьютерная графика», «Инженерная графика», «Компьютерное моделирование»,  а также хорошее понимание материала и умение применять его на практике, совершенствование индивидуальных способностей и развитие познавательной активности, развитие логического мышления и пространственного воображения.

При использовании информационных технологий в образовательном процессе традиционные задания инженерной и компьютерной  графики получают новое наполнение и реализацию. Например, легко построить объемное изображения детали «Ось».

Реализация поставленной задачи потребовало создания соответствующих методических указаний с пошаговыми действиями и разъяснениями.  

Разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплинам - ОП.02 Компьютерная графика, ЕН.03 Компьютерная графика, ЕН.02 Компьютерное  моделирование, Д.15 Компьютерная графика

Несомненно, будущий техник должен одинаково хорошо владеть как компьютерной техникой выполнения чертежей, так и ручной. Тем более, что пространственное воображение, безусловно, необходимое в конструкторской и проектной деятельности, а также при чтении чертежей на производстве в большей мере развивается при работе с плоскими изображениями на листе бумаги. Человек, не умеющий грамотно читать и выполнять чертежи на бумаге, не сможет осмысленно сделать это и на компьютере. Базовые знания должны закладываться с использованием карандаша, натурных образцов, макетов и моделей. Введение компьютерных технологий должно быть в разумных пределах. Нельзя смещать приоритеты. Компьютерная графика должна быть направлена на изучения правил и приемов решения графических задач, а не на изучение свойств и возможностей компьютера.

Одновременно с этим внедрение на уроках инженерной графики компьютерных технологий - в частности интерактивной доски -  позволили мне  реализовать идею эффективного  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

 Работа с компьютерными программами развивает конструкторское и творческое мышление, пространственное воображение, способствует формированию умений и навыков работы с графическими редакторами, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование компьютерной графики повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения студентов. Было интересно наблюдать за обучающимися, которые вначале учебного года не знали, как работать с мультимедийной презентацией, измеряли линейкой изображение чертежа детали на экране компьютера и в конце обучения эти же студенты могли свободно вычертить самостоятельно несложный сборочный чертеж.

        Интерактивная доска предоставляет мне  и обучающемуся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: работа с любым программным обеспечением; одновременная реализация индивидуальной и коллективной, публичной («ответ у доски») работы обучающегося; показывать слайды, видео, делать пометки; вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования.

Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. И на любом этапе урока интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как преподаватель применяет ее те или иные возможности.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в среднем профессиональном образовании, позволяющее поднять его на качественно новый уровень. Хочется, надеяться, что со временем в каждом кабинете будет такое оборудование.

Литература

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
  2. Калитин С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах; Солон-Пресс - Москва, 2013. - 192 c.
  3. Корнеев В. И. Интерактивные графические системы (+ CD-ROM); Бином. Лаборатория знаний - Москва, 2009. - 232 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В последнее время интерактивные доски (далее – ИД) стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие учебные заведения активно закупают и успешно используют их в работе, так как интерактивны...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня...

Мастер - класс "Интерактивная доска как средство усиления наглядности изложения учебного материала и повышение эффективности обучения"

Мастер - класс для преподавателей с целью познакомить с приемами работы с интерактивной доской....

Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников

Материал полезен при разработке воспитательных мероприятий и внеурочных занятий...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...