Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
методическая разработка

Блинова Марина Михайловна

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnogo_obucheniya_na_urokah_muzyki.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

    Я, преподаватель музыки в ГБОУ СОШ №5, Блинова Марина Михайловна. Чтобы мотивировать детей к изучению музыки в средней школе, т.к. не все учащиеся серьёзно относятся к музыке в этом возрасте, я использую различные технологии, в том числе и работу над проектом. Хочу представить вашему вниманию медиа проект «Портрет музыкального инструмента. Терменвокс», который был создан учениками 6-7 классов и познакомить вас с ходом работы над ним.

      Проектная технология-это система действий педагога и учащихся по разработке проекта.

     Цель проектного обучения: состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

     Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Классификация проекта «Портрет музыкального инструмента. Терменвокс»:

1.На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: информационно-творческий проект.

2.По комплексности: межпредметный

3.По уровню: внутришкольные.

4.По продолжительности: краткосрочный (4-6 уроков)

5.По составу участников: групповой

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка. 

 Первое, что мне необходимо было сделать -это заинтересовать детей и объединить их в творческую команду, у нас получилась команда из 3 человек. Далее нам нужно было выбрать тему, которая была бы всем интересна. Я предложила на выбор несколько вариантов, и мы выбрали наиболее понравившийся: всех заинтересовал электромузыкальный инструмент терменвокс.

2. Планирование.

Мы распределили обязанности и я дала задания, что нужно сделать и какую информацию найти:

а) Источники информации;

б) Способы сбора и анализа информации;

в) Способы представления результатов (формы отчета);

г) Критерии оценки результатов и процесса;

д) Распределили обязанности между членами команды.

 3. Исследование.

Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Через какое-то время мы собрались для обсуждения наработок, отбора и вычленения информации.

4. Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

В процессе работы мы обсудили межпредметные связи: музыка, физика, информатика; подобрали музыкальный материал и вставили в презентацию. Мы заметили, что материал получился очень интересный, но сложный для восприятия, поэтому мы постарались изложить информацию более простым языком.

5. Представление результатов.

Когда презентация была готова мы обсудили формы представления нашей работы.  Сначала участники команды друг за другом читали распределённые слайды, но потом мы решили, что это скучно и не интересно и решили творчески подойти к решению данной задачи. Это была встреча друзей, которые делились своими новостями. Мы отрепетировали выступление и несколько раз выступили перед учениками нашей школы.

6. Оценка результата и процесса.

Подведение итогов. Мы обсудили работу над проектом: работа получилась интересной и познавательной, ребята много узнали и поделились со своими знаниями. Нас слушали с вниманием и интересом и даже у нас получилось многих удивить.

Содержание проекта «Портрет музыкального инструмента. Терменвокс»

Аглая: Здравствуйте, ребята!

Федя и Никита: Здравствуй, Аглая! Как твои дела? Какие новости?

Аглая: У меня всё хорошо, но есть у меня мечта. Как бы я хотела, чтобы появился такой музыкальный инструмент: машешь руками в воздухе, а оттуда льются звуки…(машет руками в воздухе)

Федя: Но ведь такой инструмент уже придумали! Этому инструменту уже целых 100 лет!

Аглая: Правда? Это очень интересно! Расскажите мне о нем!

Никита: Это терменвокс- электромузыкальный инструмент, на нем играют совершенно к нему не прикасаясь.

Аглая: А кто придумал этот инструмент?

Федя: Его придумал советский ученый Лев Термен. Лев Термен родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье.  В квартире у них была оборудована физическая лаборатория и домашняя обсерватория, а так же он учился играть на виолончели. Уже в третьем классе Лев Термен заинтересовался физикой.

 

Аглая: А где учился Лев Термен?

Никита: Лев Термен закончил первую Петербургскую мужскую гимназию с серебряной медалью, а после гимназии он одновременно учился в  консерватории по классу виолончели  и  в университете на физико-математическом и астрономическом  факультетах.

Аглая: Где и когда был создан терменвокс?

Федя: Терменвокс был создан в 1919 году Петрограде в лаборатории Физико-технического института. Лев Термен создал прибор который был способен издавать звуки при приближении к нему человека, он понял, что из него можно сделать необычный музыкальный инструмент. Лев Термен с детства увлекался музыкой и начал в воздухе подбирать знакомые мелодии.

Аглая: А почему он так называется?

Никита: Лев Термен назвал свой инструмент этеротоном-звук из воздуха, но потом журналисты переименовали  в «Терменвокс» (от латинского vox-голос) т.е. голос Термена. Сам лев Термен замечательно играл на этом инструменте. (Фрагмент исполнения Льва Термена)

Федя: В 1922 года Лев Сергеевич Термен  приехал в Кремль к Владимиру Ильичу Ленину для показа инструмента, кроме того Ленину была продемонстрирована сигнализация, принцип действия которой был схож с

принципом действия терменвокса. Ленину понравились изобретения и он выписал ему документ для бесплатного проезда по всей стране и демонстрации своего инструмента.

Аглая: А как появляется звук на этом инструменте?

Никита: Терменвокс работает  при помощи электричества, за счет того , что около инструмента образуется электромагнитное поле. У инструмента две антенны: одна отвечает за высоту звука (чем ближе правая рука к антенне тем звук выше), другая за громкость (чем ближе левая рука к антенне тем звук тише.

Аглая: Здорово, а что на нем можно исполнить?

Федя: У терменвокса своеобразное звучание. На нем можно исполнить любые музыкальные произведения, а также его используют для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и т. п.). Этот инструмент очень любят использовать в фантастических фильмах. (Звучит отрывак из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Аглая: Какие бывают терменвоксы?

Никита: Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. Ещё в 1928 году в журнале «Радио всем» опубликовали схему терменвокса, и с тех самых пор радиолюбители увлечённо паяют собственные модели. Производятся как серийные, так и штучные модели.

Аглая: Сложно ли самому делать этот инструмент?

Федя: Чтобы самому сделать терменвокс нужно хорошо знать физику, но есть уже готовые наборы для создания терменвокса в которые входят: деревянный корпус, две антенны, блок питания, электронная плата.

Аглая? Что это за матрёшка?

Никита: Это тоже терменвокс, но только в виде матрешки. Этот музыкальный инструмент называется матремин, его создал в 1999 году Масами Такеучи — руководителель школы игры на терменвоксе в Японии. В матремине всего одна антенна, и спрятана она внутрь матрешки. В Японии очень любят играть на матремине. (Слушание музыки: японцы играют на матремине)

Аглая: Вот это да, мне тоже захотелось научится играть на терминвоксе!

Федя: Научиться играть на терменвоксе можно в Москве и Санкт-Петербурге в школе под руководством Петра Термена (правнука  Льва Термена), всем остальным можно воспользоваться Youtube, где выложено достаточно много уроков игры на терминвоксе.

Аглая: А легко ли на нем играть?

Федя: Чтобы научиться играть на терменвоксе нужно обладать хорошим музыкальным слухом. Подойти к инструменту и помахать руками может каждый, но кроме завывания вряд ли что получится с первого раза. Процесс сложный, но интересный, а так же можно удивить своих друзей.  

Многие исполнители в совершенстве овладели игрой на этом удивительном инструменте: Клара Рокмор, Масами Такеучи, Лидия Кавина, правнук Льва Термена Петр Термен. (Слушание музыкального отрывка: на терменвоксе играет Клара Рокмор)

Аглая: Спасибо вам, ребята. Я столько интересного сейчас узнала и еще мне очень захотелось научится играть на этом инструменте!

        В процессе работы над проектом «Портрет музыкального инструмента. Терменвокс» я сделала вывод, что работа над данным проектом повысила мотивацию и заинтересованность учащихся  в изучении предмета «Музыка»,  т.к. в процессе работы учащиеся самостоятельно и с большим интересом добывали знания из разных источников; учились пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобрели коммуникативные умения, работая в группе и выступая перед слушателями; развили у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Научно-исследовательская работа – один из путей повышения качества образования профильного обучения

Научно-исследовательская работа студентов – важный фактор подготовки молодого специалиста, выявления его творческого потенциала. Студенты приобретают навыки, которые пригодятся им в каких...

Повышение мотивации на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интелл...

Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности

Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо  уроки учебной практики проводить  так, чтобы  обучающиеся при  освоении  профессиональных комп...

Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Сегодня, когда Стандарты второго поколения заявили новые результаты образования, среди которых - формирование ИКТ-компетентности обучающихся, учитель не может оставаться в стороне. Одним из важны...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...