ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
статья на тему

Грошикова Ирина Валерьевна
Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет применять специальные умения и навыки на практике. Проектный метод сам мотивирует студентов, так как интерес и вовлеченность в работу возрастают по мере его выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ  МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Повышение эффективности обучения тесно связано с мотивацией учебной деятельности. Проблема мотивации особенно важна при изучении специальных дисциплин в техникуме, так как они «открывают» путь в профессию. А это значит, что для преподавателя спецдисциплин имеет большое значение не столько заинтересованность студентов  в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Одним из способов решения этой проблемы является использование на уроках спецдисциплин метода проектов, то есть таких творческих заданий, которые требуют применения полученных специальных знаний в реальных условиях. Предполагают индивидуальную, групповую, коллективную деятельность.

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет применять специальные умения и навыки на практике. Проектный метод сам мотивирует студентов, так как интерес и вовлеченность в работу возрастают по мере его выполнения. Его использование позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, а также приносит удовлетворение студентам, которые видят продукты своего труда. В процессе выполнения проекта совершенствуется профессиональная подготовка обучающихся техникума. Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают многие практические задачи.

Обучающиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование позволяет им осознать роль знаний в жизни и обучении. Активное включение студентов техникума в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения.

Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения.  Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Положительными факторами проектной деятельности, кроме повышения мотивации обучающихся, являются также развитие способности к активной практической деятельности и создание условий для отношений сотрудничества между преподавателями техникума и студентами. В работе можно использовать различные типы проектов: индивидуальные, парные, групповые; краткосрочные и долгосрочные; игровые, исследовательские, творческие; презентации к уроку, межпредметные.

Особенно хочется отметить межпредметные проекты. Именно использование межпредметных связей  является еще одним способом повышения мотивации. И эти взаимосвязи разнообразны и многофункциональны. Во-первых, это получение информации из разных предметных областей, использование дополнительных материалов, содержащих сведения. Целесообразно также включать в содержание преподавания спецдисциплин  факты из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей, региональный компонент, различные материалы с предприятий.

На формирование мотивации влияет ряд условий. Первым условием является уровень новизны. Студенты техникума с высоким уровнем знаний теряют интерес к повторяющимся заданиям. Что же касается обучающихся со слабой подготовкой, они предпочитают выполнять уже знакомые задания, так как их выполнение позволяет им повторно пережить положительные эмоции, что благотворно влияет на поднятии уровня мотивации. Следующее условие - это степень сложности задания, которое выбирается и оценивается студентами самостоятельно. Помощь преподавателя позволяет трудное задание перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию к выполнению данного задания. Важно, чтобы педагог не переставал вселять уверенность в своих студентов, обеспечивая им поддержку. Еще одно условие для развития мотивации  - это самостоятельная работа, которая окрашивает  деятельность студентов эмоционально.

 Большое значение имеет также время, данное на подготовку задания. При жестких сроках, недостатке времени студенты  попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. И наконец, еще одно условие - это влияние на формирование мотивации личного примера и ролевого поведения педагога.

 

Список источников

1.     Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010. – 248 с.

2.     Пахомова П.Ю. Проектное обучение: Учеб. пособие. – М.: РУСИЧ, 2012. – 342 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Программа факультатива "Проектная деятельность" для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Предлагаемый факультатив  своим содержанием направлен на привлечение внимания студентов 1 курсов, которым интересна проектная и исследовательская деятельность. Реализация этой программы позволит ...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

Мотивация обучающихся колледжа к изучению специальных дисциплин.

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе...

Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....