Мотивация обучающихся колледжа к изучению специальных дисциплин.
статья

Морщакина Татьяна Николаевна

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе  формирования  будущего  специалиста.  Поэтому  особенно  важным  становится  вопрос  о  стимулах  и  мотивах  учебно-профессиональной  деятельности  студентов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал.

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе  формирования  будущего  специалиста 

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности: познавательный мотив, социальный мотив.

2018-2019 учебный год. Группа 31ТК.        Количество обучающихся-23человека.        

2019-2020 учебный год. Группа 31ТК.        Количество обучающихся-25        человек

2020-2020 учебный год. Группа 31ТК.        Количество обучающихся-22человека.

Детальный анализ результатов диагностики мотивации обучающихся позволяет сделать следующие выводы:

1) основным фактором положительной динамики степени выраженности познавательного мотива является повышение степени проявления самостоятельности при выполнении учебных заданий;

2) основным фактором положительной динамики степени выраженности социального мотива является повышение степени проявления понимания значимости учебной дисциплины, профессионального модуля  в структуре подготовки специалиста среднего звена.

Повышению мотивации обучающихся способствует применение на учебных занятиях активных образовательных технологий, в том числе практико-ориентированного обучения, а также организация учебного процесса на оптимальном уровне развития обучающихся.



Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся  колледжа к изучению специальных дисциплин.

«Учёба  —  это  не  время. 

 Учёба  —  это  усилия» 

В  наш  информационный  век  не  вызывает  никаких  трудностей  доступ  к  любым  источникам,  необходимым  для  полноценного  освоения  профессии,  однако  появляется  проблема  мотивации  студентов  профессиональных  учебных  заведений  к  постоянному  изучению  новых  материалов,  саморазвитию  и  самосовершенствованию.

Мотивация играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности - одна из основных в психологии. Её рассматривали такие авторы как Ф.У. Тейлор, А. Маслоу, В. Врум, С. Скиннер, А.Н. Леонтьев и многие другие. Все мотивационные теории можно разбить на содержательные и процессуальные. Сама же мотивация делится на внутреннюю и внешнюю, на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую и другие виды, которых существует множество.

Мотивация рассматривается как основной компонент учебой деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в бедующей деятельности. Однако, на разным этапах обучения ведущие мотивы будут разнообразны: это могут быть и внешние мотивы, стремление к знаниям, и внутренние мотивы, желание угодить родителям, учителям.

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе  формирования  будущего  специалиста.  Поэтому  особенно  важным  становится  вопрос  о  стимулах  и  мотивах  учебно-профессиональной  деятельности  студентов.  Наверняка,  каждый  преподаватель  хоть  однажды  задавался  вопросом:  «Почему  студенты  не  учатся  или  не  хотят  учиться?».  Причин  может  быть  много:  студенты  не  чувствуют  себя  психологически  комфортно  в  группе,  они  разочаровались  в  выборе  данной  профессии,  им  не  хочется  учиться,  потому  что  это  не  интересно  и  т.  д.  Известная  всем  мудрость  гласит:  «Можно  привести  лошадь  к  водопою,  но  нельзя  заставить  ее  пить».  Студент  сам  должен  захотеть  учиться,  заинтересоваться  учебой,  осознавая  при  этом,  для  чего  ему  нужна  эта  профессия  и  сможет  ли  он  самореализоваться  как  личность  и  специалист. 

Успешность осуществления учебной деятельности, ее формирование зависит от мотивации. Нужно отметить, что мотивация учебной деятельности всегда была в центре внимания педагогов и психологов, однако в последние годы интерес к данной проблеме значительно возрос, поскольку в условиях непрерывного образования уже недостаточно просто научить человека чему-либо. Важно научить его учиться на протяжении всей его жизни, а это возможно лишь в том случае, если в ходе обучения будет решаться задача воспитания у студентов бескорыстной жажды познания.

Мотивация  к  обучению  достаточно  непростой  и  неоднозначный  процесс  изменения  отношения  личности,  как  к  отдельному  предмету  изучения,  так  и  ко  всему  учебному  процессу.  Можно  лишь  создать  для  студента  необходимые  условия,  при  которых  ему  самому  будет  интересно  учиться.  А  создание  таких  условий  зависит  от  многих  факторов:  влияния  круга  общения  студента,  запросов  социума,  воздействия  родителей  и,  конечно  же,  формирования  образовательной  и  воспитательной  среды  в  колледже,  для  которой  огромное  значение  имеет  сам  преподаватель  как  личность  и  специалист,  начиная  с  внешнего  вида  и  заканчивая  профессионализмом. 

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа - интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни.

Педагоги зачастую сталкиваются с проблемой активности  обучающихся. Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов.

Рассмотрим  подробнее  наиболее  важный  фактор  повышения  мотивации  студентов  колледжа  —  мотивация  студентов  преподавателем.  Студент  —  не  школьник,  которому  можно  сказать  «так  надо»,  и  он  с  этим  согласится,  поэтому  преподаватель  должен  уметь  доказать  студентам,  что  им  нужны  знания  для  того,  чтобы  стать  хорошими  специалистами  и  самореализовавшимися  личностями.  Данный  фактор  подразумевает: 

 субъектно-субъектные  отношения  студента  и  педагога:  преподаватель  должен  был  наставником,  чтобы  к  нему  можно  было  обратиться  за  помощью  и  обсудить  вопросы  (даже,  если  они  отдаленно  связаны  с  дисциплиной).  Преподаватель  должен  помочь  студенту  поверить  в  собственные  силы.  Сотрудничество,  доверие,  наставничество  —  ключевые  слова  для  определения  таких  взаимоотношений. 

Уважение  к  студенту:  какой  бы  ни  был  студент,  он  в  любом  случае  личность,  которая  хочет  к  себе  соответствующего  отношения.  Видеть  в  нем  индивидуальность,  уникальность,  признавать  самобытность  личности  —  залог  успеха  преподавателя.

        Стимулирование  на  результат,  а  не  на  оценку:  студенту  необходимо  открыть  возможности  практического  применения  знаний.  Рассказы  из  опыта  работы  преподавателя  иногда  захватывают  студентов  больше,  чем  кинофильмы. 

 Умение  педагога  заинтересовать  студента:  своей  дисциплиной  и  личным  примером.  На  занятия,  где  можно  высказать  своё  мнение,  обсудить,  поучаствовать  в  диспуте,  основанном  на  взаимоуважении  и  приятии,  хочется  приходить.  Педагог,  для  студента,  прежде  всего  личность,  обладающая  определёнными  человеческими  качествами,  умеющая  организовать  на  уроке  атмосферу  психологического  комфорта  и  ситуацию  успеха.  Педагог  не  должен  обманывать  и  разочаровывать  своих  воспитанников.

Умение  грамотно  использовать  систему  поощрения-наказания:  одобрение  и  критика  являются  важным  инструментом  в  руках  педагога.  Неодобрение  не  должно  быть  унизительным,  оно  должно  открыть  для  студента  перспективу  дальнейших  поступков  для  освоения  чего-либо  или  исправления,  а  публичная  похвала,  подкрепленная  описанием  достоинств  и  отличительных  особенностей,  придает  студенту  уверенности  в  себе,  повышает  его  внутреннюю  мотивацию  и  желание  снова  достигать  не  только  аналогичного,  но  и  более  высокого  результата.

Формирование  положительного  отношения  к  профессии:  преподаватель  должен  уметь  пояснить  и  убедить  студента  в  нужности  и  важности  выбранной  специальности.  Иногда  нужно  просто  подбодрить,  объяснить  перспективу  освоения  профессии,  заостряя  внимание  на  важных  профессиональных  компетенциях  и  специфических  вопросах. 

 Максимальная  свобода  выбора  для  студента:  ориентируясь  на  личность  студента,  можно  предлагать  различные  индивидуальные  задания,  темы  сообщений,  докладов,  виды  творческих  работ,  дать  возможность  студентам  самим  разрабатывать  друг  для  друга  задания  различной  степени  сложности.  Осознание  не  только  сопричастности  к  процессу  обучения,  но  и  значимости  для  этого  процесса  —  лучший  способ  повысить  мотивацию.

Интерес  педагога  к  личному  опыту  студента:  не  только  в  профессиональной  деятельности,  но  и  к  социальному  опыту  личности  вообще.  Это  необходимое  условие  для  взаимности  интереса. 

Повлиять  на  мотивацию  могут  все  участники  образовательного  процесса:  педагоги,  администрация,  родители  и,  конечно,  сами  студенты.  Факторов,  повышающих  мотивацию  к  обучению,  может  быть  много,  но  ни  один  из  них  не  будет  «работать»,  если  нет  внутренней  мотивации,  принятия  студентом  той  деятельности,  в  которую  он  включается.  Главный  мотив  учения  —  внутренняя  побудительная  сила,  когда  студент  понимает  для  себя  значимость  деятельности.

Перед  профессиональным  учебных  заведением,  в  условиях  современной  действительности,  стоит  непростая  задача  —  создать  такие  условия,  при  которых  студент  за  время  обучения  смог  бы  не  только  овладеть  специальными  и  общекультурными  компетенциями,  но  и  сформировать  качества  социально  зрелой  личности. 

Главную  роль  для  формирования  мотивации  оказывает  пробуждение  интереса  к  выбранной  профессии.  Повлиять  на  мотивацию  студентов  к  обучению  могут  не  только  преподаватели  и  семья,  но  и  социум,  потому  что  от  уровня  подготовки  молодых  специалистов  зависит  дальнейшее  развитие  нашей  страны.

Виды мотивов учения. Мотив учения – это направленность студента на различные стороны учебной деятельности. Принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровня определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляций учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у студента так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении студента к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей обучающихся в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении студента занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по группе, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия студента, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения студента могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

-высокий уровень

-средний уровень

-внешний уровень

-низкая мотивация

-негативное отношение

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к учебе, преподавателям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

-интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

-уверенность в себе;

-направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

-интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

-потребность и возможность в самовыражении,

-принятие и одобрение значимыми людьми;

-актуализация творческой позиции;

-осознание значимости происходящего для себя и других;

-потребность в социальном признании;

-наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

-ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

 Иногда у студента формируется негативное  отношение к обучению. Оно  быть связано с негативным отношением  к учебному заведению, может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одногруппниками, а это значит, что необходимо развивать у студентов навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно провести анкетирование студентов с целью выявления уровня тревожности, умственного развития студентов, их самооценки.

Негативное отношение к обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности студента, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

Формирование мотивации учения должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый студент с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Педагогическими условиями развития положительной учебной мотивации могут быть:

1) формирование учебно-познавательной активности обучающихся посредством применения активного и интерактивного обучения. Чем активнее методы обучения, тембольше будет заинтересованным обучающийся;

2) введение коммуникативно-развивающего процесса познания через инициативность и умственную самостоятельность. Большую роль в формировании интереса к обучению играет нестандартное нетрадиционное обучение, столкновение обучающихся с проблемными ситуациями (трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний;

3) использование интерактивного обучения с применением электронных образовательных ресурсов и информационных технологий;

Также существенным условием является эмоциональная сторона учебного материала, слово преподавателя.

Считаю, для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

В психологии известно достаточно много конкретных способов, вызывающих интерес обучающихся к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:

1. Целеполагание. Огромную роль в формировании мотивации играют цели занятия. Цель должна указывать на ее достижения, у педагога должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель. Необходимо обеспечить понимание и принятие цели студентами как собственной, значимой для духовного и личностного становления.

2. Убеждение обучающихся в практической значимости изучаемого. Практические задания способствуют активизации мысли, убеждают обучающихся в необходимости получаемых знаний. Преподаватель должен акцентировать внимание на тех аспектах содержания учебного материала, которые будут необходимы обучающимся в дальнейшей практической деятельности.

3. Эмоциональное воздействие- воздействие на чувства: сомнения, интерес, и т.д. Конечно, для поддержания мотивации обучающихся необходимы в первую очередь положительные эмоции:

- связанные с учебным заведением в целом;

-обусловленные отношениями с преподавателями, другими обучающимися;

-связанные с осознанием обучающимся своих больших возможностей и способностей;

4. Стимулирование новых достижений. Стремление быстро и качественно закончить работу, чтобы получить более высокий уровень профессиональной квалификации. Способами такой стимуляции может служить порицание и похвала. Для того, чтобы стремиться к чему –то новому обучающийся должен быть доволен своим положением (положением в группе, оценкой, похвалой преподавателя.)

5. Объективность в оценке деятельности обучающихся.Оценка мотивирует, когда:

– может помогать понять обучающимся, что важно;

– может помогать обучающимся обнаруживать, что они не знают;

– может помогать студентам обнаруживать, что они не умеют делать;

– может помогать понять отслеживать им собственный процесс движения в содержании.

– показывает сильные стороны работы, фиксируя слабые моменты, предлагает или показывает способы их преодоления (развития)

Важнейшим принципом учебно - воспитательной работы считаю личностный подход к студенту. Это значит, что отношения между преподавателем и студентом должны строиться не только как социально- ролевые/преподаватель- студент/, но и как личностные /личность- личность/. В этом, на мой взгляд, и заключается гуманизация обучения и воспитания. Думаю, что результативность учебно-воспитательной работы всегда выше, если преподаватель уважаем и любим студентами. Тогда они и учатся лучше, и знают больше. Намой взгляд, главное, что создает преподавателю авторитет,- это профессионализм, практический опыт работы в области изучаемой дисциплины.

Всегда помню, что студент- это молодой человек, только вступающий в жизнь. Он многого еще не знает, о многом имеет весьма смутное представление, зачастую почерпнутое из третьесортных источников. Поэтому всегда отвечаю на любые вопросы, даже не связанные с моей дисциплиной, если не могу дать ответа, не выворачиваюсь, а говорю честно: «Не знаю, разберусь и скажу» или предлагаю ребятам поискать ответ на этот вопрос, а затем обменяться мнениями. Стараюсь строить свои взаимоотношения со студентами так, чтобы они меня не боялись, а доверяли, как старшему другу.

Всегда помню, что у каждого из них помимо учебы есть своя, порой очень непростая жизнь. На этом и основана «педагогика сотрудничества».

Сущность своей работы вижу в системе: в сочетании классных и внеклассных занятий, коллективной и индивидуальной форм работы, в продуманной связи занятий  по одной теме и по другим темам курса(профессионального модуля), в связи «Технического обслуживанияавтомобилей»   с уроками специального цикла.

В своей работе опираюсь на активные методы обучения, которые направлены главным образом не на сообщение студента готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию студентов для самостоятельного добывания знаний, освоение умений и навыков в процессе активной деятельности. Один из используемых мной элементов мотивации - это привлечение студентов к формированию цели занятия. Своей задачей считаю научить студентов правильно составлять и задавать вопросы, научить логически излагать свои мысли, пользоваться учебником и другой справочной литературой, вычислять и решать профессиональные задачи, воспитывать собственную ответственность за учёбу. Прежде всего, я развиваю у студентов навыки анализа собственной мыслительной деятельности. С этой целью я предлагаю им саморецензирование, взаиморецензирование, рецензирование устных ответов однокурсников, коллективный анализ отдельных ответов.

Многие вопросы решаются с помощью коллективного способа обучения. Мыслительная деятельность студентов в этом случае организуется как общение их друг с другом и с преподавателем.

Я использую коллективные формы работы малыми группами, так как считаю, что именно эта форма усиливает мотивацию учения. Студент, работая в группе, видит, что его работа необходима для общего дела; повышается самооценка студентов; формируются коммуникативные навыки; учатся взаимодействовать в группе; есть возможность каждому выбирать посильную часть работы для себя.

Деловая игра приближает обстановку учебного процесса к реальным условиям. При проведении деловой игры, например используемой при проведении интегрированного урока по МДК профессиональных модулей: «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание автомобилей», «Технологическое оборудование». МДК  «Технологическая документация» группа разделена на 5 звеньев, каждое звено выполняет 3 задания. Знаток контролирует работу каждого студента и подводит итоги работы всего звена, количество набранных бонусов за каждое выполненное задание заносят в таблицу « Оценка знаний». В ходе работы каждый участник звена получает определенное количество бонусов. На своих уроках я использую организационно-психологический момент. Камертон урока - это настрой, с которым я прихожу,  каждый день в аудиторию, он фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включённости студентов, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Вот и получается, что преподаватель обязан автотерапевтическим способом вообще и за несколько секунд до входа в кабинет, в частности, внести в аудиторию своё лицо, фигуру, настроение таким образом, чтобы за дверью кабинета остались неурядицы, проблемы и переживания, чтобы его собранность, уверенность, доброжелательность, организованность стали очевидны для студентов и дали бы им необходимый импульс для уверенной и защищённой работы.

Рефлексия в конце урока - это уже, как говорится, классика жанра. Мне как преподавателю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние студентов в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для них стало занятие. Обучающиеся  должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность занятия, коллективную работу.

Я предлагаю студентам оценить свою работу на том или ином этапе оценками, также иногда прошу их в конце занятия оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом, афоризмом, просто высказыванием.

Мотивация является главной движущей силой в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии обучающимся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Преподаватель должен предусматривать применение разных способов мотивации обучения. Разнообразие форм, неравнодушное отношение преподавателя, создание им в процессе обучения особой мотивационной среды, способны изменить общую ситуацию и сформировать в обучающемся устойчивую мотивацию к целенаправленной и регулярной учебной работе.      На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо увеличения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.

В заключение хотелось бы сказать, что способов мотивации студентов  может быть множество, и каждый педагог вправе выбирать любой, опираясь на собственный жизненный опыт и на своё отношение к работе.

Список литературы.

1.Афанасенкова, Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. (спец. 19.00.07). М., 2015.

2.Бородкин, В.И. Взаимосвязь мотивов и представлений в структуре учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: тезисы доклада. URL: http:method-modern.livejournal.com/5266.html.

3.Бринько, И.И. Структура мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения и ее динамика в процессе обучения: дисс. к. психол. наук (спец. 19.00.07). Иркутск, 2014.

4.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова [Электронный ресурс] // Психология [Сайт]. - Режим доступа: URL: http://psymania.info/raznoe/307.php.

5.Методика  для  диагностики  учебной  мотивации  студентов  (А.А.  Реан  и  В.А.  Якунин,  модификация  Н.Ц.  Бадмаевой/  Бадмаева  Н.Ц.  Влияние  мотивационного  фактора  на  развитие  умственных  способностей:  Монография  Улан-Удэ,  2004.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gurutestov.ru/test/12

 6. Мормужева,  Н.В.  Мотивация  обучения  студентов  профессиональных  учреждений  //  Педагогика:  традиции  и  инновации:  материалы  IV  междунар.  науч.  конф.  г.  Челябинск:  Два  комсомольца,  2013  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин

О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла....

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Статья о возможностях мультипликации при использовании мультимедиапрезентаций при  изучении специальных дисциплин строительного цикла....