Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин
статья на тему

О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин

Елисеева Надежда Викторовна, преподаватель профессионального цикла

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Образование является одним из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда. В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразованиях.

Современные обучающиеся сильно отличаются от тех, что учились 10-15 лет назад. У большенства снижен познавательный интерес, слабо развиты психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтроль. Такой обучающийся часто просто не понимает, что ему говорит преподаватель, не может уловить смысл прочитанного. Психологи утверждают, что познавательная деятельность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, образовательного учреждения, труда и других факторов.

Действия преподавателя, которые побуждают обучающихся к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения в образовательном учреждении является урок. Любой урок должен органически вписываться в систему работы преподавателя и выполнять какую-то конкретную часть общих задач обучения, и, главное, изучение и освоение общих и профессиональных компетенций.

Немалая роль для этого отводится нестандартным или нетрадиционным урокам, которые обладают  следующими творческими принципами :

- необходимо отказаться от шаблона, рутины и формализма;

- максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке;

- эмоциональный тон урока – не развлекательность, а занимательность и увлеченность;

- поддержка мнений, альтернативность;

- развитие взаимопонимания с обучающимися;

- уважение к детскому знанию, а, главное, и незнанию;

- оценка не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Уроки можно проводить в следующем виде:

- уроки, отражающие современные общественные тенденции (урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютера);

- уроки с игровой ситуацией (урок-КВН, урок-аукцион, урок-пресс-конференция, урок-театрализованное представление и т. д.);

- уроки творчества (урок- выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексный творческий урок);

- традиционные уроки с новыми аспектами (урок-лекция, урок семинар, урок-журнал, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-научное заседание по определенной теме).

Активные формы и методы обучения при проведении нетрадиционных уроков позволяет педагогу развивать у обучающихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств обучающихся, а, главное, изучить и освоить общие и профессиональные компетенции.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Полит Е.С.(и др.), - М.,2001.
  2. Современные инновации в профессиональном образовании: Сборник выступлений участников конференции, - М.,2006. Л.И.Хатунцева, Е.В.Матвиенко. Профессионально ориентированные технологии обучения. Учебно-методическое пособие 2007.                                                                                                         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

Мотивация обучающихся колледжа к изучению специальных дисциплин.

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе...

ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Статья о возможностях мультипликации при использовании мультимедиапрезентаций при  изучении специальных дисциплин строительного цикла....