Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"
статья

Жданова Эльвира Николаевна

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhdanova_babakina_14012022.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Бабакина Г. И.

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область, Российская Федерация

Жданова Э. Н.

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область, Российская Федерация

ОТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦМК СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДИЗАЙН ЯКОВЛЕВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность, творческий проект, проектная деятельность.

Отличительной особенностью ФГОС нового поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью поиск новых знаний в процессе исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся [1,8,9,14].

На наш взгляд, необходимым условием успеха в этом направлении является мотивация на исследования, как источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности студентов. Как показывает опыт, студенты-дизайнеры Яковлевского педагогического колледжа с желанием занимаются научно-исследовательской работой в рамках учебного процесса и вне его. Основные мотивы, которые побуждают студентов заниматься научно-исследовательской работой на занятиях в рамках освоения дисциплин профессионального модуля 01 «Проектирование и моделирование игрушек» – желание стать профессионалом в избранной сфере деятельности, стремление к успеху, к познанию, к достижению цели. Немаловажным становится приобретение новых знаний и профессиональных компетенций – таких, как:

  1. Поисковые (умение самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и обобщать её в соответствии с задачами учебного предмета);
  2. Регулятивные (планирование деятельности, прогнозирование результатов, контроль, коррекция);
  3. Общеучебные (умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы); познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  4. Логические (способность анализировать собственную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения); коммуникативные (работа в сотрудничестве с учителем, умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы, умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения);
  5. Рефлексивные (умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
  6. Презентационные (способность выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности) [4].

В образовательной программе дисциплин модуля заложена возможность проведения исследования на любом уровне. Это может быть длительный или короткий проект, выполнять его может один обучающийся или группа. В любом случае, это ценный для студента опыт освоения новых знаний.

Существует довольно много источников по описанию исследовательской и проектной деятельности [6,11,12,13]. Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным исследованием на занятиях по дисциплине «Проектирование и моделирование игрушек»?

Изучая тему «Платоновы геометрические тела», студенты задались вопросом, какие из них можно использовать для разработки макетов кристаллов и звезд. В проведении исследования задействованы студенты 3 курса. Выполняется поиск данных из области физики, геометрии, стереометрии, истории.

Студенты нашли технологию и научились создавать макеты на основе пирамид и призм. В результате встал вопрос, где это умение можно использовать на практике? Можно ли применить эти знания для разработки дизайн-концепции оформления мероприятий и праздников. Ответы на эти вопросы стимулируют их к поисковой деятельности, а затем и к проектной. Так, в колледже стал реализовываться проект по теме «Оформление праздничных  фотозон».

Таким образом, исследование, которое началось на уроке, посвященном геометрическим телам, переросло в проект, важный и интересный для учащихся 3 и 4 курсов. Работа была проведена огромная. Встала необходимость в переходе на следующий этап, организации практической предпрофессиональной деятельности. Данный проект получился не просто творческим, он еще и социально значимым, что тоже важно на новом этапе работы по современным ФГОС [2,3,5,13].

Исследовательская работа переросла в проект, который должен обязательно прозвучать - на уроке, на конкурсе, на заседании научного общества в школе, и тогда ученик получает еще и опыт выступления, что тоже необходимо.

Учащиеся, защищая данный проект на разных уровнях, участвуя в разных конкурсах проектов, становились призерами и победителями. проект важен для учащихся тем, что они принесли детям опыт общения с профессией.

Таким образом, на уроке, посвященном той или иной теме, у учащихся может возникнуть вопрос, который ему интересен, а учителю очень важно сберечь этот огонек заинтересованности, поддержать, не дать ему угаснуть [4,7,10]. И тогда можно стать свидетелем рождения нового знания. От учителя требуется многое — заинтересовать, поддержать, помочь и дать путевку в жизнь.

 На этих ярких примерах очень хорошо видно, как при любознательности обучающихся и заинтересованности и профессионализме педагогов можно от простого урока перейти к внеурочной проектной деятельности.

В Яковлевском педагогическом колледже преподаватели активно применяют проектную деятельность как один из видов самостоятельной работы обучающихся. Здесь метод проектов предполагает использование повседневной действительности как творческой лаборатории, в которой происходит непрерывный процесс познания и освоения профессии.

Стадии работы над проектом можно обозначить пятью «П»: проблема, план, поиск информации, продукт, презентация. Итоги проектов студенты представляют на традиционных мероприятиях и конференциях в колледже.

Таким образом, проектная деятельность в колледже имеет профессиональную направленность, творческий характер. Это позволяет студентам сформировать систему теоретических знаний, приобрести минимум профессиональных компетенций, опыт организаторской работы, профессиональную мобильность, что соответствует образовательным стандартам и делает выпускников конкурентоспособными.

Список использованной литературы

  1. Лаштабова Н.В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. — Оренбург, 2006.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  4. Брославская Т.Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Т.Л. Брославская // Молодой ученый. 2015.1
  5. Аксенова М.Н., Козырева О.Ф., Ланкина М.Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60–72.

© Бабакина Г.И., Жданова Э.Н., 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа

Статья о социальном проекте "Ладушки",  реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Программа мониторинга физической подготовленности студентов ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

Мониторинг физической подготовленности проводится 2 раза в год в сентябре и мае. Для того, чтобы выявить физическую подготовленность студентов и оценить работу преподавателей....

Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...

Статья "Дизайн-технологии как средство самореализации и развития креативности студентов Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с применением дизайн-технологий. Описаны особенности и проблемы формирования креативности и творческой активности будущего специа...