Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа
статья на тему

ГРИЩЕНКО МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА

Статья о социальном проекте "Ладушки",  реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishchenko_proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа

Грищенко М.В.

филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», г. Тулун, Россия

        

В связи с реализацией действующих программ по профилактике социально-негативных явлений,  социального сиротства, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и экстремистской деятельности среди молодежи, а именно: «Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013; долгосрочная муниципальная целевая программа «Профилактика социально-негативных явлений среди несовершеннолетних на 2013-2014 годы», федеральный закон №114 от 25.07. 2002  «О противодействии экстремистской деятельности», требованиями ФГОС СПО третьего поколения перед каждым современным образовательным учреждением стоит задача массового вовлечения студентов во внеурочную деятельность.

Однако анализ занятости студентов колледжа во внеурочной деятельности  показывает низкий процент, так как,     перечень предлагаемых  кружков, секций, лабораторий и творческих  групп в колледже не может удовлетворить потребности всех студентов.

Также существует потребность социума города Тулуна в дополнительном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста; в организации дополнительной индивидуальной работы с учащимися школ  (репетиторство по отдельным школьным предметам: математика, русский язык, чтение, английский язык; развитие творческих способностей, физическое развитие детей детского дома).

Все вышеперечисленные  проблемы побудили нас к созданию и реализации  проекта «Ладушки».

Проект «Ладушки» проходит под девизом «Протяни ребёнку руку» - руку помощи, поддержки, единения, сотрудничества. Стань для детей другом, помощником, наставником!»

Проект «Ладушки» является инициативой студенческого совета самоуправления колледжа, который начал свою жизнь в мае 2012 года: когда была определена цель проекта и участники проекта – преподаватели и студенты, которые пополнили ряды волонтерского объединения студентов нашего колледжа.

Современный педагогический колледж призван быть центром образования и духовного становления личности будущих специалистов, при этом в нем должны создаваться условия, предоставляющие возможность саморазвития будущего педагога и обогащения его личности.

На данном этапе развития российского общества переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами профессиональной подготовки будущих педагогов.

Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов. В связи с этим организация и развитие волонтерской деятельности среди студентов педколледжа может стать одним из приоритетных направлений подготовки молодых специалистов, так как участие в добровольчестве стимулирует у студентов стремление быть социально полезными и неравнодушными к чужим проблемам, побуждает к осмыслению общечеловеческих ценностей, способствует развитию организаторских и коммуникативных способностей студентов, дает будущим специалистами опыт планирования и организации коллективного дела, развивает творческие способности, толерантность, ответственность; способствует самореализации, самоутверждению молодых людей и профилактике социально-негативных явлений.

Цель проекта –  организация  детского развивающего центра «Ладушки»,    который обеспечивает  условия для гармоничного развития личности ребёнка.

Задачи проекта: 

  • педагогическое сопровождение  учебного процесса  младшего школьника (репетиторство);
  • правовое просвещение детей и родителей;
  • организация и проведение развивающих занятий, утренников и праздников для детей общеобразовательных школ и детского дома.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный (апрель 2012 г.) – на данном этапе происходило определение проблемного поля, цели и задач проекта, направлений работы проекта, определён результат проектной деятельности, сроки, необходимые для выполнения проекта и участники проекта.

2 этап – основной -  этап создания (разработки) проекта – (май 2012 г.).

На этом этапе была составлена программа действий, определены условия достижения поставленной цели: средства и способы достижения цели; составлен план (необходимые мероприятия) по реализации замысла; определены процедура сбора данных, способ оформления результатов.

3 этап – этап реализации проекта (июнь 2012 г. – июнь 2014 г.) - активная практическая деятельность через решение конкретно поставленных задач. Разработка планов программ по направлениям: 

1. Направление «Ступеньки» - развитие личности ребенка (детская игровая  комната, физическое развитие, развитие творческих способностей ребенка, танцевальная студия (ритмика));

2. Направление «Почемучки» - подготовка детей и родителей к школе;

3. Направление «Умка» - помощь  в подготовке домашних заданий, услуги репетитора (учитель начальных классов, учитель английского языка в начальной школе);

 4. Направление «Justi-шка» - правовая школа для детей и родителей;

5. Направление «Радуга» - организация и проведение детских праздников и утренников.

4 этап – заключительный этап (защита и оценка проекта) (июль 2014г.). На данном этапе осуществлялся сбор, анализ и обобщение полученных результатов,  составлены выводы по итогам деятельности; оформлен доклад – отчет о выполнении проекта, общественная презентация проекта.

Реализация проекта помогла:

  • детям в социальной адаптации и успешном саморазвитии;
  • ученикам, нуждающимся в помощи, более успешно учиться в течение учебного года;
  • детям детского дома подготовиться к школе, развить творческие способности;
  • студентам-волонтерам продолжить формирование профессиональных навыков, гуманистической направленности, социальной активности, и тем самым улучшить общественный климат в нашем городе и области.

Студенты–волонтёры самостоятельно и под руководством наставников разрабатывали занятия для детей, обменивались друг с другом своим опытом, и хотели сделать жизнь детей более интересной и разнообразной.

Таким образом, повышение роли волонтёрства как наиболее гуманной сферы деятельности может способствовать росту статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, развитию духовности российского общества, реализации социальной и гражданской позиции студенчества.

Литература

  1. «Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013;
  2. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Профилактика социально-негативных явлений среди несовершеннолетних на 2013-2014 годы».

Направление  «Умка»

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Выделяют три основные причины неуспеваемости:

  • физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
  • психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
  • социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ.

Помощь данным категориям учащихся - задача каждого педагога.

Наше время – время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, т.к. социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса, индивидуальной работы учащихся.

Все вышесказанное побудило нас оказать помощь учителям начальной школы в организации индивидуальной работы с учениками.

Цель: организация индивидуальной работы (помощь учителю начальных классов) с детьми, испытывающими трудности в обучении по определенным школьным предметам начального общего образования: математика, русский, чтение, английский язык.

Задачи:

 - оказывать помощь детям в преодолении трудностей и пробелов в знаниях по школьным предметам;

 - развивать  самостоятельную познавательность детей;

 - регулировать темп продвижения в учении ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями;

 - формировать потребность и навыки самообразования.

Форма: индивидуальные занятия

Методы: словесные, практические, наглядные, частично-поисковые, методы проблемного изложения, активные методы обучения.

Предполагаемые результаты:

 - способность к саморазвитию учащихся;

 - мотивация к обучению и познанию;

 - успешное обучение в течение учебного года;

 -  опыт самостоятельной деятельности ученика.

Направление «Почемучки»

Приоритетной целью образования в современной школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д.)

Конкретизируя эту общую цель, на этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения их (родителей) в решение задач связанных с развитием ребенка становится наиболее своевременной и актуальной.

Image986

Результаты первичного анкетирования родителей будущих первоклассников указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам обучения и воспитания детей. (2012 год)

Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Image987

Вопрос: от кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия “семьи и школы”

Курс «ШПР» проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями проводятся в феврале - марте, накануне поступления ребенка в 1 класс. Встречи с родителями проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению («мы тоже учимся, как мамы и папы»).

Этапы реализации программы

img1

Курс рассчитан на 6 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.

Цель программы:

развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Задачи программы:

1. Пропаганда психологических знаний по теме “Психологическая готовность к школе”.

2. Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

3. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.

4. Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса

Методы работы:

Групповое обсуждение

Беседа

Ролевые игры

Дискуссия

Деловая игра

Психодиагностика

Художественно – творческое направление  «Волшебные ручки»

(приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей)

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания продуктов деятельности, используя различные материалы и техники, возможность  коррекции отклонений детей по средствам  развития мелкой моторики рук.

Задачи:

1.        Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

2.        Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

3.        Изготовление детьми различных продуктов деятельности и использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

4.        Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Форма: занятия  - коллективные и индивидуальные, творческая работа.  

Методы и приемы обучения:

1. Наглядные (демонстрация, пример, помощь).

2.Словесные (объяснение, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Предполагаемые результаты:

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем, ведь это важнейшее условие формирования индивидуального своеобразия личности  на первых этапах ее становления. Художественный  и ручной труд особые формы непосредственной детской деятельности. Интерес к труду у детей во многом  зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Программа направлена на многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Направление «Коррекционная ритмика»

Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями.

Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечное сокращение языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.        

Ритмика развивает психические функции — такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную).

Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.

Цель: способствование коррекции отклонений в развитии детей средствами искусства.

Задачи:

- положительно воздействовать на детский коллектив с повышенной возбудимостью; снимать мышечную напряженность;

- положительно влиять на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировать подвижность процессов центральной нервной системы;

 - развивать психические функции - такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную).

Форма: занятие

Метод: кинезитерапия.

Предполагаемые результаты:

  •  удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
  •  развитые психические функции.
  •  сформированные ритмичные движения, умелость и уверенность;
  •  положительное психоэмоциональное состояние.

Цель направления

Задачи направления

Формы и методы работы с детьми

Планируемые результаты

Физически развитая личность ребёнка

  1. Воспитание у детей навыков личной физической культуры
  2. Формирование потребности в физическом совершенствовании
  3. Вооружение знаниями, умениями, навыками правильного выполнения физических упражнений, воспитание привычки к здоровому образу жизни,
  4. Формирование основ безопасного поведения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Дети приобретут навыки личной физической культуры,  потребность в физическом  совершенствовании, умения правильного выполнения физических упражнений, знания о безопасном поведении.

Направление «Физическое развитие»

Направление:  художественно – эстетическое «Кудесник Воображайка»

Искусство для ребенка с проблемами —

это шанс реализоваться в этом мире.

Цель: формирование основ художественной культуры и способствование коррекции отклонений в развитии детей средствами искусства.

Задачи:

- помочь ребенку поверить в свои силы, способствовать открытию своего «Я»; снять эмоциональную напряженность;

- формировать рисовальные движения, умелость и уверенность руки;

 - развивать творческое воображение (развивать умение видеть, находить образы и  раскрывать их с помощью цвета; передавать свое настроение; соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями; учить самостоятельно создавать образ, проявляя творчество).

Форма: занятие

Метод: изотерапия

Направление  метода: побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
  • развитое творческое воображение.
  • сформированные рисовальные движения, умелость и уверенность руки;
  • приобретение детьми знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;  о принятых в обществе нормах отношения к природе, культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, , к своему собственному здоровью и внутреннему миру.    
  • сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения.

Искусство используется не только как средство художественного развития детей и формирования их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

В последние годы артпедагогика все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия).

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Выделяют направления этого метода:

— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов колледжа

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федераци...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....