УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ
материал на тему

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.

Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей  и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской и научно – исследовательской деятельности. Остановимся на характеристике этих двух понятий, этапах их осуществления и приведем конкретные примеры тем для учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности по биологии.

В нашем представлении исследовательская деятельность обучающихся – форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская деятельность предполагает активное развитие ключевых компетентностей, связанных  с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок».

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

                         Древнекитайская       мудрость

По статистике обучающиеся сохраняют в памяти:

  20% того, что читали;

  50% то, что наблюдали;

  90%  то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли

Исследовательская деятельность часто сохраняет все признаки учебной деятельности, поэтому проблемы, решаемые в процессе этой деятельности, чаще всего являются не строго научными, а скорее учебными.

По времени исполнения исследовательская деятельность  может быть:

n  Краткосрочная (применяется на уроке)

n  Среднесрочная

n  Долгосрочная (применяется во внеурочное время)

   Нами  используются все типы исследовательской деятельности. Попытаемся выявить отличия научных и учебных проблем.

Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися

Признаки

сравнения

Учебная проблема

Научная проблема

Новизна

Предполагает открытие знаний, не известных только обучающемуся или группе обучающихся

Предполагает открытие знаний, не известных до настоящего времени науке

Наличие противоречия

Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями

Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий, принципов и законов науки

Результаты проверки гипотезы

Получение результата, его осмысление и включение в существующую систему знаний обучающихся

Получение объективно достоверного знания, соотнесение его с существующими научными теориями, принципами и законами.

 

Перейдем к характеристике понятий «учебно – исследовательская» и «научно – исследовательская деятельность».

 Под учебно – исследовательской деятельностью обучающихся мы понимаем организованную педагогом деятельность, направленную на поиск, объяснения и доказательства закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов, характеризующуюся постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее разрешения, ознакомлением с литературой по данной проблеме, овладением методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием итоговой работы и ее представлением перед сокурсниками и преподавателями.

В учебно–исследовательской деятельности помимо этапа осознания и формулирования проблемы можно выделить такие этапы, как формулировка  целей исследования, исследовательских задач, выдвижение гипотезы, поиск путей проверки и сама проверка гипотезы, обсуждение полученных результатов и получение одобрение товарищей и педагогов.

Научно-исследовательская деятельность (в отличие от учебно - исследовательской) направлена на выявление объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно – исследовательской деятельности обучающихся можно выделить следующие этапы:

 

ü мотивация научно- исследовательской работы;

ü выбор направления исследования;

ü выдвижение гипотезы и постановка задач;

ü фиксирование и предварительная обработка данных;

ü обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез;

ü оформление результатов работы;

ü представление исследовательской работы.

Таим образом, этапы учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности в основном совпадают. Но, как уже было сказано выше, эти два вида деятельности имеют целый ряд отличий

Отличия учебно – исследовательской от научно – исследовательской деятельности

Анализируемые признаки

Учебно - исследовательская деятельность

Научно–исследовательская деятельность

Степень самостоятельности

Выдвижение гипотезы, планирование путей достижения задачи либо с помощью педагога

Самостоятельно могут выявить проблему, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу, спланировать пути достижения поставленной задачи, накопить исследовательский материал и сделать выводы и оценить результаты работы

Формы представления результатов (внешнее выражение продукта исследовательской деятельности)

Реферативная работа с элементами исследований, тезисы, письменный доклад, выступление на ученической конференции

Научно – исследовательская работа, проект, научная статья, тезисы, выступление на научно – практической конференции

Значение полученных результатов для развития личности

Способствует развитию личности, формированию мировоззрения, решению индивидуальных образовательный и исследовательских задач

 

 

 

 К научно – исследовательским работам обучающихся предъявляются более высокие требования, нежели к работам, выполненным по результатам учебно-  исследовательской деятельности. При рассмотрении научно – исследовательских работ по биологии особое внимание обращается на соответствие формулировки темы работы ее содержанию, на наличие или отсутствие контрольной группы, на статистическую обработку полученных данных и на соответствие выводов и результатов исследования.

Приведу перечень возможных тем для учебно-исследовательской деятельности по биологии

Темы для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии

Темы для учебно-

исследовательской деятельности

Темы для научно- исследовательской деятельности

Изучение химического состава клеток плодов рябины красной

Исследование химического состава плодов рябины красной в городе и за его пределами.

Изучение наследственных болезней человека, их профилактика.

Исследование частоты возникновения наследственных заболеваний человека в малой группе (семье)

 

Изучение групп крови у жителей города

Изучение частоты встречаемости групп крови у коренных жителей местности.

Проблема промышленных и бытовых отходов в больших городах.

Комплексное исследование экологического состояния реки.

Итак, учебное исследование способствует познавательному продвижению, выполняется  часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта школьника- исследователя.

Научное же исследование решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и теоретического задания. Оно подразумевает большую самостоятельность обучающихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически грамотного руководства. При их проведении подразумевается, что студентуже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их и в состоянии оценить свои возможности.

 

 

Способы мотивации школьников на творческую исследовательскую деятельность.

Следует отметить, что после успешной работы (когда исследовательские работы наших обучающихся становились победителями конкурсов городского, регионального, всероссийского уровня) намного легче найти желающих, заниматься на наших курсах. В процессе использования исследовательской технологии были выявлены следующие мотивы, привлекающие школьников:

·        Возможность приобщиться к увлекательной деятельности по исследовательской технологии;

·        Возможность глубже освоить информационные компьютерные технологии;

·        Работа над коллективным проектом дает возможность попробовать в различных профессиональных ролях: журналиста, аналитика, оформителя, Web-дизайнера, администратора, экскурсовода и т.д.

·        Успешные выступления на конкурсах различного уровня дает бесценный опыт публичных выступления, общения с единомышленниками, хоть немного, но повышает шансы для поступления в Вузы.

·        Материальное поощрение.

Для каждого обучающегося помочь найти ответ на вопрос «Каков я?», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии

Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ. Научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Здоровье является важной медицинской и социальной категорией,которая связана с развитием человеческих ресурсов в государстве. Важной стратегической задачей нашего государства Президент В.В. Путин назв...

Тема выступления: "Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС"

-актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся....