Главные вкладки

    Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
    статья на тему

    Дмитриенко Оксана Васильвна

    Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_dmitrienko_o._v_fevral_2016.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

    Дмитриенко Оксана Васильевна

    преподаватель высшей квалификационной категории естественно-научного цикла дисциплин

    Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский индустриально-металлургический техникум»

    г. Красноярск

    E-mail: oksana-senkova@mail.ru

    АННОТАЦИЯ

    Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

    Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность, проектная деятельность.

    Актуальность организации научно-исследовательской деятельности обучающихся обусловлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, в которых определено, что приоритетным является:

    – содействие обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте и др. [8];

    – формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией является одним из критериев достижения обучающимися предметных результатов [7];

    – формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта и др. [7];

    – учебно-исследовательская и проектная деятельность является средством формирования универсальных учебных действий, обучающихся.

    Вместе с тем значительная часть педагогов средне профессиональных учебных заведений испытывает затруднения в организации форм урочной и внеурочной научно-исследовательской деятельности студентов: проведении экспериментов, исследований, научных проектов, исследовательских практик, образовательных экспедиций, ученических научных обществ и др.

    Таким образом, возникает противоречие между:

    – необходимостью организации научно-исследовательской деятельности и неподготовленностью преподавателей к ее осуществлению;

    – необходимостью развития научного мышления студентов и недостаточным применением приемов для его развития;

    – необходимостью использования различных форм урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий и недостаточным применением их в образовательной практике.

    Мы предполагаем, что организация научно-исследовательской деятельности обучающихся будет эффективной, если будут:

    – раскрыты теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности;

    – определены направления научно-исследовательской деятельности обучающихся;

    – проектирование и внеурочная деятельность обучающихся будет включать некоторые формы научных исследований.

    Научная новизна исследования заключается в том, что вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации федеральных образовательных стандартов основного общего образования в научной литературе рассматриваются недостаточно.

    Понятие «научно-исследовательская деятельность» изучено в науке достаточно подробно и понимается как: деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

    Таким образом, вслед за авторами, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность как творческий процесс решения исследовательских задач, направленный на развитие мыслительных процессов обучающихся.

    В федеральном государственном образовательном стандарте предлагаются некоторые формы научно-исследовательской деятельности, которые хорошо изучены в теоретических исследованиях. Так в многочисленных публикациях рассматриваются различные формы проектной деятельности студентов как разновидность научно-исследовательской деятельности, раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности студентов; охарактеризованы этапы учебного проекта и описана роль педагога на каждом из них, разработаны научные подходы в оценивании проектной деятельности.

    По мнению Е.Ю. Ривкина, проектно-исследовательская деятельность создает благоприятные условия для развития опыта, обучающегося: самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; общения в процессе личностно и социально значимой творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков [5].

    Я вслед за авторами исследований считаю, что наиболее эффективными формами организации научно-исследовательской деятельности являются выполнение студентами учебного исследования или проекта в рамках урока –

    исследования, урока – лаборатории, урока – творческого отчета, урока изобретательства, урока – рассказа об ученых и др. [1].

    Анализ литературы позволяет выявить основные направления научно-

    исследовательской деятельности обучающихся.

    Первое направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2 аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта), которая возможна при высокой внутренней мотивации студента к учебной деятельности.

    Второе направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

    Третье направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад и др. [1].

    Анализ образовательной практики показывает, что научно-исследовательскую деятельность студентов можно развивать через организацию внеурочной работы, сочетающую в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебно-исследовательскими обществами других учебных заведений и др. [2].

    Проведение конференций, диспутов, квестов, брейн-рингов позволяет студентам решать нестандартные задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. Например, перевод текстовой задачи в графическое изображение, составление синквейна, составление тематических сказок на заданную тему, составление кластера и др.

    Проектирование в урочной и внеурочной деятельности является формой организации научной исследовательской деятельности (макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карта; документальные фильмы, мультфильмы; альбомы и др.).

    Участие студентов в проектировании развивает способность управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Таким образом, включение студентов в проектную и исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию их личностных результатов: включение во взаимодействие с однокурсниками и педагогами; формирование позитивной самооценки; определение собственных способов ведения исследования и постановки вопросов; возможность проникновения в учебные ситуации; самостоятельная организация получения и обработки информации; участие в творческих группах; решение возникающих проблем и др.

    Таким образом создаются условия для развития и освоения компетенций личностного самосовершенствования обучающихся.

    Список литературы

    1. Диденко Л.А. Использование современных образовательных технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С.162.
    2. Диденко Л.А. Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования: средства формирования и оценка: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 175.
    3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2009. С. 112.
    4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. С. 192.
    5. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология. Волгоград: Учитель, 2014. С. 183.

    6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2012. С. 11.

    7.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"

    Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...

    Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

    Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

    Современные подходы к организации системы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в условиях внедрения федеральных государственный образовательных стандартов

    Опубликована в сборнике:Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при реализации программы профессионального образования  / Сборник научных статей по итогам научно-практической кон...

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

    Тема выступления: "Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС"

    -актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся....