Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
учебно-методический материал на тему
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnokarta_na_sayt_moy.docx | 19.54 КБ |
tehnokarta_na_sayt_moy.pptx | 190.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Известно, что с первого сентября 2012 года начальная школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС). По мнению разработчиков, его введение во многом изменило жизнь младших школьников и положительно сказалось на формировании общей коммуникативной компетенции учащихся, а это приводит к тому, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, меняется подход к современному уроку. Анализ теоретических работ по методике преподавания иностранного языка показал, что проектирование урока не рассматривается авторами как отдельная проблема, оно включено в деятельность планирования (Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова). В таких условиях важна роль учителя иностранного языка способного спроектировать и организовать урок таким образом, чтобы обучающиеся достигли запланированного уровня развития иноязычных навыков и умений.
Однако стандарт не указывает на то, что именно должно быть исходным документом спроектированного урока – план-конспект или технологическая карта. Многие образовательные учреждения перешли на создание технологических карт, но требования, структура и методические рекомендации к таким картам четко неопределенны.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ» - является еще одним сопроводительным документом Стандарта, который задает ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО. Личностные и метапредметные результаты являются общими для всех образовательных областей начальной школы, а вот предметные дифференцированы по учебным предметам. Планируемые результаты по ФГОС - это система обобщённых личностно ориентированных целей образования, которые представлены двумя группами целей – «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Но объектом итоговой оценки достижений учащихся в овладении иностранным языком могут стать только предметные результаты обучения: иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки.
Примерная образовательная программа как методическое сопровождение стандарта говорит о том, что урок сегодня по-прежнему является ведущей формой организации учебного процесса, но не единственной. Урок - законченный отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется достижение определенной практической, общеобразовательной и воспитательной целей путем выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуально-группового характера на основе используемых учителем средств и приемов обучения.
Выделяются следующие пять типов уроков:
Мы видим, что типы уроков остаются прежними, но в их структуру внесены некоторые изменения. Обязательно по новым стандартам урок должен включать в себя 3 этапа:
- Введение (начало) – приветствие, организационный момент, речевая зарядка, определение темы урока и планирование результатов урока вместе с детьми!!!;
- Основная часть – проверка домашнего задания, объяснение нового материала, контроль, практика общения;
- Рефлексия (заключение)- выставление оценок, домашнее задание, Обязательное подведение итогов урока вместе с детьми. Чему мы научились на уроке? Достигнута ли цель?
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения\технологическая карта |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся, нестандартные формы ведения урока |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов. Использование СТО: ИКТ, проекты, портфолио |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные, формирование УУД |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Рефлексия в конце каждого урока. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных рез-тов обучения. |
Безусловно, что следует организовывать свой урок таким образом, чтобы каждый этап отражал сформированность определенных УУД. В этом может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Идея использования технологической карты при проектировании урока позволяет учителю более детально подойти к процессу подготовки урока, уделяя внимание не только содержательной стороне урока, но также на каждом этапе урока выделить ведущие виды деятельности и, что особенно важно, ее предполагаемые результаты. Поэтому мы будем рассматривать технологическую карту урока как инструмент, который позволит обеспечить очень важные дидактические характеристики урока такие, как вариативность и гибкость.
В начале технологической карты необходимо прописать «традиционную шапку».
Шаг 1: Заполнение «шапки»
- указать: предмет, класс, УМК, тему урока.
Шаг 2: Определяем место урока в теме, даем целевую установку – учебные задачи, направленные на достижение:
- предметных, метапредметных и личностных результатов.
Шаг 3: Указываем оборудование урока
• организовать использование школьниками приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Исходя из всего вышесказанного можно представить наше видение технологической карты урока, в которой мы постарались отобразить наиболее важные аспекты. Реализуя технологическую карту урока ИЯ в начальной школе нам удалось реализовать требования ФГОС НОО, а также требования к современному уроку, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, сопряженных с ними универсальных учебных действий, а также реализации современных технологий обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС обеспечивает переход к новой образовательной парадигме, которая заключается в: р еализации системно-деятельностного подхода в обучении; ф ормировании у обучающихся УУД; и зменении подхода к современному уроку
Принципиальное отличие нового Стандарта от старого заключается в требовании: к результатам освоения основных образовательных программ; к структуре этих программ; к условиям их реализации
Выделяют следующие пять типов уроков по ФГОС: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Главные отличия традиционного урока от урока по ФГОС:
Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся; - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок
Технологическая карта позволяет учителю: четко проследить и осознать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; увидеть уровень раскрытия терминов и понятий в данной теме и соотнести его с дальнейшим обучением; определить возможности реализации межпредметных знаний и воспитательной составляющей темы; установить предметные умения и УУД, которые формируются в процессе изучения темы; организовать использование школьниками приобретенных знаний и умений в практической деятельности
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация к учебной деятельности Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.( Good afternoon, boys and girls! I am glad to see you, sit down please ) Организует проведение фонетической разминки «Игра с обезьянкой» Здороваются с учителем, садятся на свои места. Произносят звуки английского языка за учителем Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной задачи. Коммуникативные: - планирование сотрудничества со сверстниками и учителем на иностранном языке 2. Актуализация полученных знаний и мотивация на изучение нового материала - Do you help your mum? Who in your family goes shopping? Did you go shopping yesterday? - What do you usually buy in the shop? Слушают и отвечают на вопросы учителя Регулятивные - постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что еще неизвестно и предстоит освоить.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена реализации ФГОС СОО в ПОО...
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования
Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных п...
Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения"
Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего пок...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...