Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения
статья по теме

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в проектной деятельности. Рассматривается практическое применение данных форм работы. В качестве иллюстрации результатов проектной деятельности обучающихся на материалах музейных фондов предлагается ученический проект "Калейдоскоп национальных культур в экспонатах музея "Истоки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону образовательного процесса. Новые принципы  личностно ориентированного образования , системно-деятельностного подхода, сформулированные в ФГОС нового поколения,   потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:

  - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

  - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: рефлексивные, самооценочные;

  -  формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  -  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

   -  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Ведущее место среди таких методов обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

   Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов обучающихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

    Именно поэтому педагог – руководитель проекта должен  обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей.

И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов обучающегося и его творческого потенциала. Авторитет педагога базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность обучающихся, кто бросает вызов их сообразительности  и изобретательности

   Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности? 

    Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  1. энтузиаст (повышает мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  2. специалист ( обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  3. консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);
  4. руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  5. «человек, который задает вопросы» (по Дж.Питту – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
  6. координатор всего процесса;
  7. эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)

   Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать педагог, какие -  сами обучающиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

    Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных способностей обучающихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта и т.д.

    Для педагога важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.

    Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли педагога».

В отечественной практике проектной деятельности начала XXI века преобладает противоположная крайность. А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода, для обучающихся с различным уровнем учебных способностей, с различным состоянием здоровья подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны каждой категории обучающихся.

     Особенно значим такой подход в условиях нашего учреждения, в котором обучаются дети не только с сохранным интеллектом, но и с ограниченными возможностями здоровья.

    Большой потенциал для данного вида педагогической деятельности заложен в музейной педагогике, в частности в работе с материалами фондов и экспозиций музеев ОУ.

     В качестве иллюстрации использования метода проектной деятельности обучающихся  на материалах фондов музея нашего училища, предлагаю проект «Калейдоскоп национальных культур в экспонатах музея «Истоки» БОУ НПО «Профессиональное училище №14». Автором данного проекта является  Крестьяникова Надежда, обучающаяся группы второго курса по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 

ПРОЕКТ

«Калейдоскоп национальных культур в экспонатах музея «Истоки» БОУ НПО «Профессиональное училище №14».

Национальные формы культуры – это огромное богатство народов Омского Прииртышья, помогающее нам ощущать свои корни и красоту жизни человеческого общества.

    Хранители истории народно-художественного творчества – это, конечно же, деревни, те маленькие поселения, немногочисленные жители которых все еще хранят свои народные традиции: одежду, легенды, фольклор.

        В селе Усть-Заостровка уже более 50 лет существует «Профессиональное училище №14», где получают рабочую путевку в жизнь деревенские мальчишки и девчонки.  В 2011-2012 учебном году  я стала обучающейся  данного училища  по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

        Важнейшую роль в собирании, хранении, изучении и передаче  из поколения в поколение культурного наследия сибирских деревень играют  историко - краеведческие музеи.

         В 2006 году на базе нашего учреждения была создана музейная комната «Изба сибирского крестьянина». Экспонатами музея стали иконы, прялки, самовары, старые фотографии, крынки, серпы и другие предметы, представляющие  образцы духовной и материальной культуры сибирских деревень, в частности села Усть-Заостровка. В 2009 году открыт музей «Истоки»

        В Усть-Заостровке проживают представители разных национальностей. Национальный состав населения выглядит следующим образом: русские – 83,71%, казахи- 2,53%, армяне-2,21%, цыгане-2,17%, татары- 1,76%;  в селе проживают представители мордвы, чувашей, удмуртов, белорусов, украинцев, молдаван, литовцев, немцев, поляков, корейцев. В училище, где обучаются ребята разных национальностей, музей «Истоки» - точка отсчета для формирования российской сибирской души, «кладезь» культурного наследия сибирских деревень.

        Я стала  одним из участников  историко-краеведческого кружка «Истоки» в сентябре 2011 года.  Я – русская, мои «сокружковцы»: Айдаков Тулиген – казах, Шахназаров Левон –армянин, Ведениекс Никита – латыш, Колмакова Римма –цыганка, Брусковский Аркадий – поляк, Тоненькая Екатерина – русская.

        В начале учебного года руководитель музея М.И.Щитникова предложила членам кружка провести поисково-исследовательскую работу в различных направлениях: летопись сибирских деревень, культурное наследие сельских поселений, история сибирского казачества, история православной церкви села Усть-Заостровка.

        Мне наиболее интересным показалось  исследование культурного наследия сибирских деревень, потому что я живу в многонациональной стране, потому что есть  проблемы межнациональных отношений, потому что одним из путей решения этих проблем  является создание условий для воспитания  уважения к национальным традициям, обычаям, толерантности по отношению к культуре разных народов.

                Цель проекта: на основе исследования музейных экспонатов показать богатство культурного наследия сибирских деревень.

        Задачи:

  1. Познакомиться с такими методами музейной работы, как работа с архивными источниками, описание музейных экспонатов, интервьюирование;
  2. Исследовать авторство, происхождение, технику изготовления, использование музейных экспонатов, представляющих образцы культурного наследия русского, казахского, татарского населения села Усть-Заостровка;
  3. Научиться представлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий

Объект исследования: культурное наследие русского, казахского и татарского населения села Усть-Заостровка

Предмет исследования:  экспонаты музея «Истоки» БОУ НПО «Профессиональное училище №14»

    Вид проекта: информационный, долгосрочный, индивидуальный

    На начальном этапе исследования я выбрала тему работы,  оценила ее с точки зрения современности и социальной значимости, определила цели, задачи, объект и предмет исследования.

На следующем этапе – собственно исследовании, мы уточнили рабочий план, отобрали методы исследования: изучение литературы по теме работы, интервьюирование, исследование и описание музейных предметов, оформление результатов работы.

        Затем я приступила к практической части: сбору теоретического материала, работе над исследованием музейных экспонатов и  над литературным оформлением исследовательской работы.

         Культурное наследие русского, казахского татарского населения села Усть-Заостровка в экспонатах музея «Истоки»

 Наибольшее количество экспонатов в музее «Истоки» представляют культурное наследие русского, татарского и казахского населения села Усть-Заостровка.

1) Русская культура

К 1717 году относится основание Усть-Заостровского редута. Уже в 1782 году в Усть-Заостровке насчитывалось 18 казачьих дворов и в них 149 человек. Вместе с казаками проживало около 100 ссыльных крестьян из Центральных губерний, которые были высланы в Сибирь для освоения новых залежных земель. Сюда же переводились казаки с Дона, Запорожья, Кубани, Оренбуржья. Переселенцы везли с собой образцы духовной и материальной культуры. Поэтому, культура русского населения Омского Прииртышья и в частности, села Усть-Заостровка – это целый калейдоскоп культур.

Образцами культурного наследия русского населения Усть-Заостровки являются экспонаты музея «Истоки», представляющие примеры декоративно-прикладного творчества, гончарного, кузнечного и других видов ремесленного деревенского производства.

  1. Вышивка.

        Вышивка в России имеет богатую историю. Обычно в вышивке воссоздавались сцены бытовой жизни. Часто вышивкой украшали куски ткани, которые свешивались с кровати. После принятия христианства на Руси особое распространение получила вышивка крестом. К старинной русской вышивке относят полукрест, крест, гладь, наборы.

            В вышивке сибирских рукодельниц смешались различные традиции юга, севера и среднерусской полосы России.[1, с. 66-67].

  - САЛФЕТКА  

СССР, деревня Усть-Заостровка, Омский район, Омская область, 1937 год, квадратное  белое поле, в правом нижнем углу – вышит нитками мулине узор из цветов и листьев. Использованы нитки белого, розового, сиреневого, зеленого, голубого, коричневого цветов

Автор: Асеева Мария Ивановна

Материал: лен

Техника: вышивка крестом

Размер: 35х35

Сохранность: полная

Получено: от Дули Риммы Федоровны, дочери автора работы

 - РУШНИК 

        СССР,  деревня Усть-Заостровка, Омский район, Омская область, 1922 год, прямоугольное белое поле, по краям поля пришита кружевная  прошва, выше прошвы с левой и правой стороны вышиты нитками мулине узоры цветов и листьев. Использованы нитки белого, сиреневого, зеленого цветов.

Автор: Гончарова Надежда Пименовна

Материал: лен

Техника: вышивка гладью

Размер: 200х35

Сохранность: в сохранности

Получено: от Дорошенко Натальи Михайловны, внучки автора работы

  1. Изготовление лаптей

        Лапти считались незаменимой обувью в деревне. Плели лапти из липового лыка. Для одной пары обуви нужно было ободрать 3-4 молодых деревца. Лыко вымачивали в воде, затем выпрямляли. С него снимали верхний слой, а луб нарезали длинными полосками. Их крестьянин и пускал в дело, приладив к деревянной колодке и помогая себе кочедыком – инструментом наподобие кривого шила. [3, с. 15-16]

 - ЛАПТИ 

Россия, станица Усть-Заостровская, 1916 год, обувь, плетенная из липового лыка

Автор: Аркашов Андрей Капитонович

Материал: дерево, липа

Техника: плетение

Получено от Аркашова Николая Ивановича, правнука автора работы

  1. Прядение шерсти, льна

        Прядение шерсти и льна одно из самых распространенных зимних занятий девушек. Вечерами девушки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью. Рассаживались по лавкам на донца прялок, а кудель пристраивали  к их вертикальным лопастям. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено. [2, с. 172]

 - ПРЯЛКА 

СССР, деревня Ростовка, Называевский район, Омская область, 1934 год, приспособление для ручного изготовления нитей из кудели (прядения шерсти и льна), состоящее из довольно широкой лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца ставившегося на лавку

Автор: Симанчев Митрофан Кузьмич

Материал: дерево, береза

Сохранность: в сохранности

Получено: от Щитниковой Марины Ивановны, правнучки автора работы

Другими экспонатами, подаренными музею «Истоки» и  представляющими культурное наследие русского населения Омского Прииртышья, в частности села Усть-Заостровка,  являются: иконы,  горшки и крынки ,  кружевные прошвы

2)Татарская культура

Наряду с русским населением  в Усть-Заостровке проживает 39 представителей татарской национальности. Изучение этнического состава татар Западной Сибири показало, что сибирские татары насчитывают около 180 тыс. человек, остальные - выходцы из районов Поволжья и Приуралья.[7, с. 8] .

 Нашему музею подарены экспонаты, представляющие культуру татарского народа. Дарителем является Амина Тимергалиевна Багаутдинова, которая является представительницей сибирских татар. Ею подарены татарские мужские и женские головные уборы, полотенце с традиционным татарским орнаментом, платок невесты.

  -  ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР, СССР, деревня Усть-Заостровка, Омский район, Омская область, 1972 год, головной убор с твердой, обшитой вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью.

Автор: Амина Тимергалиевна Багаутдинова

Материал: шифон, бисер, позументы

Техника: вышивка

Получено: от Багаутдиновой Амины Тимергалиевны

3) Казахская культура

          Ощутимую роль в общественной и культурной жизни равнинных районов Западной Сибири играют казахи,  В Усть-Заостровке проживает 56 казахов.  Их культура ярка и самобытна. Огромную помощь в сборе экспонатов оказала семья Искуловых, где глава семьи Сапар – казах, его жена Гульнара – татарка. В дар музею был принесен войлочный ковер.

 -  ВОЙЛОЧНЫЙ КОВЕР (ТУСКИГИЗ), СССР, аул Байдалин, Таврический район, 1956 год, на войлочную основу нашиты узоры из разноцветного плюша

Автор: Назира Ханафиенова

Материал: войлок, плюш

Техника: аппликация

Получено: от Сапара Искулова, родственника автора работы

      В настоящее время  происходит процесс взаимного влияния культур русского, татарского и казахского народов. Ко всему национальному в культуре всем нам нужно относиться особенно бережно, иначе многое мы можем потерять.

В ходе исследования культурного наследия русского, татарского и казахского населения сельского поселения Усть-Заостровка, я пришла к выводу, что только при условии сохранения национальных культур наша страна останется сильной, независимой и процветающей.

Практическое значение работы состоит в том, что материал исследования можно использовать в качестве экскурсионной информации, для проведения уроков истории, внеклассных мероприятий, праздников национальных культур, проводимых совместно с администрацией сельского поселения.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся на материалах фондов и экспозиций музея образовательного учреждения  при методически грамотной поддержке педагога дает положительный результат и решает задачи системно-деятельностного подхода, который является основополагающим в ФГОС нового поколения.

Литература

  1. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
  2. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
  4. Бежкович А.С. Хозяйство и быт русских крестьян/ А.С. Бежкович.- М.: Наука, 1959.- 217 с.
  5. Громыко М.М. Мир русской деревни/ М.М. Громыко -  М.: Наука, 1991.- 315 с.
  6. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография,/ Д.К. Зеленин.-  М.: Наука, 1991. – 425 с.
  7. Зеленин Д.К. Очерки по истории русской деревни XVIII – XIX  вв.,/ Д.К. Зеленин.-  М.: Изд. политической литературы, 1959.- 384с.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, /И.С.Сергеев – М., АРКТИ, 2008 -78 с.
  9. Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II/ П.А. Словцов. – М.: Вече, 2006. – 512 с.
  10.   «Казахи». Журнал.  Земля сибирская, дальневосточная/Министерство сельского хозяйства России.- М., 1992.
  11. « Сибиртар».Журнал Земля сибирская, дальневосточная/ Министерство сельского хозяйства России.- М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период

В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи -  от знакомства, основных этапов работы с ней...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...