Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
статья по теме

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникла необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях. В данной статье раскрыты аспекты деятельности методических служб на базе ПОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчун В.В., методист структурного подразделения

«Центра психолого-педагогического сопровождения

 и профилактики негативных явлений в ПОУ»

                                                                        ГБПОУ  педагогического колледжа № 1

                                                                        им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся

профессиональных образовательных учреждений.

Аспект деятельности методической службы.

Новые образовательные потребности возникают постоянно.   В статье  42  Закона  

№  273-ФЗ «Об образовании в РФ»  от 29 декабря 2012 года особое внимание уделяется помощи  детям, «испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».  В связи  этим  возникла необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях, которое должны осуществлять специалисты, такие, как педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы.

 Психолого-педагогическая и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися;

3) диагностику уровня обученности, воспитанности, личностной тревожности, ценностных ориентаций в карьере и мн. др.;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Совершенно очевидно, что  одну из ведущих ролей в данном аспекте играет кадровый потенциал. Требования  к профессионализму педагогов предъявляются достаточно серьёзные: коммуникативная компетентность, личностно ориентированное взаимодействие с обучающимися, умение реализовать образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и много другое.

Помочь педагогам повысить уровень своего мастерства призвана  методическая служба. Одной из задач, которые решают методисты, является  обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики. Необходимо методическое сопровождение   педагогов в повышении квалификации,  научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательном процессе, помощь обучающимся. Особую актуальность сегодня приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов.

Научно-методическое сопровождение рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (педагога), направленный на непрерывное саморазвитие  в профессии. Это помощь и поддержка педагогам различного уровня квалификации.

Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы. В содержание методического сопровождения необходимо включить: ценностно-смысловой, диагностико – аналитический, прогностический и методический блоки.

В методическом блоке выделяются, как минимум, три раздела:

  1.  Информационно-методический.  

Цель: освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности педагогических сотрудников к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению. Данный раздел также предусматривает повышение уровня психологических знаний педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение; овладение педагогами способами и методиками личностно-ориентированной диагностики, направленной на изучение эмоциональных состояний подростков группы риска; освоение способов реагирования в кризисных ситуациях и др.   Важным аспектом является информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (научно-практические конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

  1. Организационно-методический.

Цель: организация и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: вебинаров, семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.  Создание условий и оказание методической помощи  для участия педагогов в курсах повышения квалификационной категории. Оказание методической поддержки  педагогам, ведущим свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент. Удобной формой работы становится скайп-сопровождение  (одна из форм организации дистанционного обучения, благодаря которой есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения).

  1. Практический.

Цель: сделать педагога активным субъектом процесса совершенствования.

Под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

Методическое сопровождение призвано выстраивать реальные цели и задачи  деятельности педагогов и обучающихся,  отбирать целесообразные способы и средства взаимодействия с педагогами и обучающимися, разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, локальные акты, положения, методические рекомендации, памятки и мн. др. Творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы,  организовывать познавательную деятельность, помогать педагогам ориентироваться в «море» информации в условиях современности.

 Методическая работа может существенно влиять на качество обучения, воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому её можно рассматривать  как важный фактор управления образовательным процессом.  

Литература:

  1. Статья  42  Закона  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»  «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») от 29 декабря 2012 года.
  2. Култышева М.Е., Кобелева .Г.А.  «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе как одно из условий выполнения требований ФГОС».  Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация».
  3.  Решетников В.Г.«Организационно-методическое сопровождение и методическая  

        поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования», ж. «Омский  

        научный вестник», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями

В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа

Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...

Психолого-педагогические условия внедрения ИКТ в образовательном учреждении

В настоящем постиндустриальном обществе роль ИКТ чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Процессы...