Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении
методическая разработка на тему

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по экологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся

в профессиональном образовательном учреждении

(методическая разработка)

                                                  Исполнитель: преподаватель И.Э.Вилкова

 

                                  Санкт-Петербург, 2017

                                        Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….. 3
  2. Методика организации проектно-исследовательской

          деятельности обучающихся ……………………………………………...4

  1. Тематика, содержание и формы представления проектов ……………..8

3.1 Круглый стол «Экология и моя профессия»……………………….............8

3.2 Конференция «Экологическое обследование состояния

      помещений лицея и его территории»……………………………………...10  

3.3 Конкурс – защита экологических проектов……………………………….11

3.4 «Биология, химия и экология в моей профессии» интегрированный

конкурс команд по материалам исследовательских работ обучающихся…..14

4.       Заключение ………………………………………………………………20

    Список использованной литературы ……………………………………….21

                             1 Пояснительная записка

Одной из важнейших составляющих профессиональной культуры любого рабочего, специалиста являются экологические знания и умения, как в части сохранения собственного здоровья, так и в плане ответственности за экологические последствия  своей производственной деятельности, готовность к активным действиям по охране природы.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО к профессиональной подготовке рабочих, специалистов универсальными для любой отрасли деятельности являются профессиональные и общие компетенции, такие как:

- осуществлять экологически безопасную профессиональную деятельность;  

 - применять профессиональные знания и умения в практической деятельности по охране окружающей среды.

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и

  проявлять к ней устойчивый интерес;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для

  повышения профессионально-экологической культуры, выполнения

  профессиональных задач;

 - осуществлять экологическую оценку и коррекцию собственной

  деятельности, нести ответственность за ее последствия;

 - эффективно работать в команде, проявлять сознательную, активную позицию в осуществлении мероприятий по защите окружающей среды.

Создание  условий в профессиональном образовательном учреждении для осуществления проектно-исследовательской деятельности обучающихся в большей степени способствует формированию компетенций, успешной интеграции экологической и профессиональной подготовки обучающихся.

Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по экологии.

2 Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Условиями для успешной организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся являются:

- личный опыт педагога в проведении исследовательской работы;

- компетентность педагога в области применения проектно-исследовательских технологий в учебном процессе;

- необходимый уровень компьютерной и психологической грамотности

  педагога;

- личная инициатива и активная деятельность педагога по организации

  проектно-исследовательской работы обучающихся в урочное и внеурочное  

  время;

- творческий потенциал, познавательная активность, другие личностные

  качества и способности обучающихся, а также их  желания и интересы;

- поддержка и помощь со стороны руководства ОУ, других организаций

  (предприятий, музеев, администрации района и др.);

- позитивное отношение и оценка со стороны коллег, сотрудничество

   и работа  в команде педагогов-единомышленников;

- материально-технические возможности;

- обязательное планирование исследовательской работы обучающихся, а также  мероприятий по представлению ее результатов;

- организация и поддержка данного направления учебно-воспитательной

  работы координаторами городского уровня (ресурсными центрами,  

 Комитетом по образованию и т.д.), совместная работа с ними (проведение  

 конференций,  олимпиад, конкурсов);

- анализ результатов, адекватная оценка и поощрение всех участников  

  проектно-исследовательской  деятельности, как обучающихся, так и

руководителей.

        Конструирование заданий для обучающихся проводится с учетом следующих требований:

  • используемый материал должен быть доступным для самостоятельного усвоения, с оптимальным соотношением между известным и неизвестным;
  • составляются задания разной степени сложности, рассчитанные как на индивидуальное, так и коллективное выполнение с учетом интересов и способностей обучающихся;
  • характер заданий должен иметь познавательную и практическую значимость, обеспечивать формирование ценностного отношения к  профессионально-экологическим знаниям.

     Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, выбор темы определяется:

- по инициативе самих обучающихся исследовать интересующую их проблему;

- по плану учебно-воспитательной работы в лицее (предметные  декады);

- по содержанию внеаудиторной самостоятельной работы учебных программ; - по плану проведения городских конкурсов, олимпиад, научно-практических

  конференций обучающихся.

               Разработка, проведение исследования осуществляется в следующей последовательности:

 - определение целей;

- формулирование гипотезы;

- выбор методов;

- поиск, изучение, структурирование информации;

- выполнение практической части;

- обработка и оформление результатов работы;

- подведение итогов, выводы;

- оформление работы: написание статьи; разработка эскиза, модели;

 изготовление изделия; создание компьютерной презентации, сценария.

Критерии оценки проектов: соответствие содержания проекта заявленной теме; полнота раскрытия темы; адекватность выбора методов исследования; творческий подход; практическая значимость результатов исследования; качество оформления проектной работы; информативность, наглядность, грамотность представления проекта.

Любое учебное исследование необходимо завершать представлением выполненной работы, так как на этом этапе формируются очень важные социально-психологические качества участников проекта, создаются условия для обеспечения обратной связи, что позволяет оценить результативность процесса проектно-исследовательской деятельности.

                 Представление результатов проектно - исследовательской деятельности может проводиться в различной форме: конференции, круглого стола, конкурса по защите проектов, турнира знатоков, смотра знаний, ролевых и деловых игр, эстафеты, игры по станциям, олимпиад лицейского и городского уровня, выставки исследовательских работ, публикаций, оформления наглядных учебных пособий (плакатов, стендов, изделий, компьютерных презентаций), проведения экологических акций. 

На завершающем этапе целесообразно провести рефлексивную диагностику  в форме экспресс - тестирования или анкетирования с целью  выявления динамики развития уровня экологической составляющей профессиональных знаний обучающихся:

- умение объективно оценивать экологическую обстановку производственной среды, рабочего места;

  • понимание эколого-правовой  ответственности за результаты труда;
  • наличие профессиональной направленности интересов в практической экологической деятельности и готовности к ее качественному осуществлению;
  • желание пополнить свои знания в области промышленной экологии и природопользования.

Это позволит оценить эффективность результатов педагогического процесса и внести необходимые корректировки.

              Очень важное стимулирующее значение имеет подведение итогов (анализ, обсуждение результатов), поощрение обучающихся, творческих групп и руководителей проектов, а также освещение информации о достижениях в проектно-исследовательской деятельности на сайте образовательного учреждения, в районной газете, на курсовом собрании, совещании, педсовете и т.д.

Материалы учебных исследований обязательно должны иметь практическое применение в учебной (учебно-методические пособия, материалы квалификационных работ), благотворительной (акции добрых дел), профориентационной работе (материалы музея, презентации профессий, экскурсии для абитуриентов) и в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Показателями сформированности компетенций обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности являются:

- заинтересованность и увлеченность, которая проявляется в процессе работы обучающихся над проектом, в ходе их подготовки к выступлениям, презентациям, викторинам и конкурсам;

- обоснованность ответов и логика решения проблемных вопросов во время презентации проекта;

- повышение доли самостоятельности при выполнении заданий;

- оригинальность и творческий подход в оформлении исследовательских работ;  

- проявление  организаторских способностей и навыков коллективной деятельности;

- повышение уровня компьютерной грамотности;

- степень интеграции экологических и профессиональных знаний, их практическое применение;

- позитивное отношение к изучению как специальных, так и общеобразовательных дисциплин.

3 Тематика, содержание и формы представления проектов

Тема и содержание проекта разрабатывались в соответствии с видами будущей профессиональной деятельности обучающихся.

3.1.   Круглый стол «Экология и моя профессия»           

Цель – выявить связь будущей профессиональной деятельности с существующими экологическими проблемами.

Варианты содержания выступлений:

  1. Отрицательное воздействие условий труда (комплекса экологических факторов) на состояние здоровья работника. Мероприятия, приспособления, способы защиты организма, профилактики профессиональных заболеваний.
  2. Влияние профессиональной деятельности (непосредственно или косвенно) на экологическое состояние окружающей среды. Предложения о возможных способах предупреждения, ликвидации или ослабления отрицательных последствий данной деятельности.

Форма представления: рассказ, инсценировка производственных ситуаций, авторские стихи по теме, наглядное оформление в виде рисунков, таблиц, плакатов, моделей, презентаций.

Темы и рекомендуемое содержание исследований:

  1. Экологические условия труда плотника-столяра и влияние последствий его деятельности на состояние окружающей среды:

- влияние на организм используемых в работе материалов и химических веществ;

- способы сокращения отходов производства.

2. Проблема сведения лесов и рациональное использование древесины в работе плотника-столяра:

- значение и современное состояние лесов;

- возможности экономии древесного сырья в работе плотника-столяра.

3. Влияние условий труда на состояние здоровья сварщика:

- воздействие химических веществ;

- болезни глаз, дыхательных путей, ожоги и др.

- меры безопасности труда.

4. Практическое применение профессионально-экологических знаний в работе электромонтера:

- электромагнитное загрязнение, влияние на организм;

- степень освещенности – экологический фактор;

- альтернативные источники энергии;

- способы экономии электроэнергии.

5. Комплекс экологических факторов на рабочем месте станочника:

- шум, вибрация, электромагнитное и пылевое загрязнение, испарение эмульсий, растворителей;

- способы снижения влияния вредных факторов производства.

6. Транспорт и окружающая среда (Профессия «Слесарь по ремонту автомобилей»).

- транспорт – источник шумового и химического загрязнения;

- причины и последствия автокатастроф;

- альтернативные виды топлива для автотранспорта;

- возможности обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта при его производстве, ремонте и обслуживании, при производстве и использовании моторных топлив и других технических материалов, утилизация отходов.

7. Экология питания (Профессия «Повар, кондитер»)

- канцерогены в продуктах питания, источники, влияние на организм;

- способы обработки пищевых продуктов, технология приготовления пищи, оценка качества сырья и пищевой продукции, режим, рацион питания и другие пути предупреждения и снижения действия канцерогенов на организм.

8. Мутагены и антимутагены в пищевых продуктах (Профессия «Повар, кондитер»):

- естественные мутагены и антимутагены, их содержание в растительной и животной пище;

- последствия действия мутагенов и роль антимутагенов;

- меры предупреждения мутагенеза: соблюдение требований к технологии приготовления пищи, составлению меню, полноценное витаминизированное питание.

9. Качество продовольственных товаров – экологический фактор (Профессия «Продавец, контролер-кассир»):

- показатели и методы оценки качества продовольственных товаров;

- пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика;

- причины недоброкачественности продуктов питания, требования к упаковке, хранению и реализации товара.

10. Культура общения продавца и покупателя - социально-экологический фактор:

- организация обслуживания (внешний вид, культура общения продавца, оформление витрин и внешний вид товаров, упаковки, санитарное состояние торговых помещений);

- корректность предложения товара, умение дать информацию о нем;

- последствия неэтичного общения с покупателем (варианты диалога продавец-покупатель).

3.2. Конференция «Экологическое обследование состояния помещений лицея и его территории»

Цель - обследование и оценка экологического состояния помещений и территории лицея, разработка рекомендаций по его улучшению.

Форма представления: отчеты, планы, эскизы, презентации, рекомендации.

Темы и рекомендуемое содержание исследований в соответствии с профессией:

- оценка степени эмоционального восприятия и экологической комфортности помещений методом анкетирования и интервьюирования (секретари-референты);

- оценка состояния оборудования помещений, анализ цветовой гаммы, площади, объема помещений (столяры-плотники);

- санитарно-гигиеническое состояние столовой, оценка качества питания и обслуживания (повар, кондитер);

- степень освещенности, оценка состояния системы освещения, экономия электроэнергии (электромонтер);

- оценка вентиляционного и температурного режима помещений (слесарь);

- степень газопылевого и шумового загрязнения мастерских (сварщик);

- санитарно-гигиеническое состояние помещений, эстетичность оформления и степень озеленения аудиторий, рекреаций, прилегающей территории (продавец, контролер-кассир)

- радиационный контроль помещений и территории (слесарь КИП)

        В процессе исследований обучающиеся использовали нормативную документацию,  микробиологический анализ, счетчики радиационного контроля, разрабатывали собственные методики экологической оценки.

3.3.   Конкурс – защита экологических проектов

          Профессия «Столяр-плотник»

Развитие экономики, модернизация предприятий, внедрение интенсивных технологий предполагает рациональное использование ресурсов и переработку отходов производства во вторичное сырье, что существенно снижает степень загрязнения окружающей среды.

Ваша задача – разработать проект малого предприятия по переработке и вторичному использованию отходов деревообрабатывающего предприятия или мебельного комбината. Описать: характер отходов, способ переработки, вид продукции, экологический и экономический эффект предприятия.

          Профессия «Слесарь по ремонту автомобиля»

         Воздействие автотранспортного комплекса на окружающую среду самая насущная и актуальная проблема современного общества. Последствия этого воздействия сказываются не только на нашем поколении, но могут сказаться и на будущем поколении, если не учитывать эти факторы при производстве, обслуживании, эксплуатации транспортных средств и размещении автомобильных дорог. Разработайте  и обоснуйте проект магистральной автодороги, предусмотрев в нем расстояние от жилых кварталов, детских и медицинских учреждений, оборудование санитарно-защитной зоны, места пешеходных переходов, ограничения скорости и другие предложения. Изобразите в виде карты-схемы.

          Профессия «Секретарь суда»

Запреты, штрафы и другие санкции зачастую бессильны в решении проблемы существования экологически вредных предприятий. Руководители предприятий не заинтересованы в выпуске экологически чистой продукции, не выделяют достаточных средств на приобретение природоохранного оборудования, внедрение экологически более совершенных технологий производства и других мероприятий по защите окружающей среды. Разработайте свой законодательный проект, который бы обеспечил экономическую выгоду природоохранной деятельности промышленных предприятий.

Профессия «Продавец, контролер-кассир»

В последнее время на мировом рынке появляется все больше экологически чистых продуктов питания с торговой маркой БИО или ЭКО.  Экологичность товара заключается в его свойствах, и воздействии, как на окружающую среду, так и на организм человека. Появилась система, контроля и сертификации экологически чистых товаров. Прикладываются немалые усилия и для продвижения экопродуктов на рынке. Разработайте проект рекламных мероприятий и акций, направленных на информирование покупателей об органической продукции, методах ее производства и пользе для здоровья и жизни человека.

Профессия «Повар, кондитер»

Нитраты-соли азотной кислоты широко применяются в сельском хозяйстве. В определенном количестве нитраты абсолютно необходимы для растений. При несоблюдении норм внесения удобрений нитраты накапливаются в пищевых продуктах и вызывают тяжелые отравления. Составьте схему «Загрязнение среды нитратами – опасные последствия для организма человека», разработайте систему мероприятий по регулированию содержания нитратов в ОС и способов снижения их содержания в продуктах в процессе приготовления пищи.

Профессия «Повар, кондитер»

Характер питания – одно из условий, определяющих состояние здоровья, работоспособность и настроение человека. Важен не только состав пищи и качество ее приготовления, но и другие факторы, сопутствующие процессу организации питания. Предложите проект предприятия общественного питания (кафе, ресторана, столовой) с учетом санитарно-гигиенических, экологических и эстетических требований.

Профессия «Секретарь, референт»

Влияние компьютера на здоровье человека - одна из спорных тем, горячо обсуждаемых современными врачами и другими специалистами. Существуют определенные факторы, располагающие к  возникновению проблем со здоровьем у людей, являющихся активными пользователями компьютера. При соблюдении правильного режима работы их вредоносное влияние можно свести к минимуму. Разработайте инструкцию безопасного режима работы с компьютером и предложения по профилактике возможных заболеваний.

Профессия «Электромонтер»

На территории области расположены две крупные электростанции Волховская ГЭС и Сосновоборская АЭС – основные энергетические базы для жизнеобеспечения города и области, деятельности предприятий. Составьте эколого-экономическое обоснование «ЗА» и «ПРОТИВ» деятельности данных электростанций.

Профессия «Сварщик»

Передовые технологии, техника нового поколения обеспечивают не только достижение значительного экономического эффекта, но и позволяют решать многие экологические проблемы. Сделайте экологическое обоснование по внедрению новых технологий сварки и современного сварочного оборудования.  

Профессия «Парикмахер»

Мы часто пользуемся парикмахерскими, чтобы сделать красивую стрижку, укладку, перекрасить волосы, сделать химическую завивку. Рынок парикмахерских услуг предлагает большой ассортимент парфюмерно-косметических средств для работы парикмахера. Все эти средства являются, прежде всего, химическими препаратами, способными вызывать повреждения кожи, аллергические реакции и другие индивидуальные особенности непереносимости отдельных компонентов. Разработайте инструкцию по предупреждению опасных последствий для здоровья клиентов парикмахерской при обслуживании с использованием парфюмерно-косметических средств.

3.4 «Биология, химия и экология в моей профессии» интегрированный конкурс команд по материалам исследовательских работ обучающихся

Структура конкурса:

1 тур - «Пропуск» (три вопроса на знание химического состава)

2 тур – «Презентация» (краткое изложение и наглядное представление работ)

3 тур – «Витрина», «Кафе» (составление меню, торговых наборов, оформление блюда, витрины)

4 тур – «Экология» (блиц-опрос по содержанию исследовательской работы)

I  тур «Пропуск» /профессия - продавец/

1 группа – парфюмерно-косметические товары

1. Какое лечебно – косметическое средство представляет собой естественный раствор растительных смол в эфирных маслах? Его действие на кожу.

Ответ: Бальзам – восстанавливает, питает, укрепляет структуру волос

2. Как называется комплекс активных веществ, вытяжка из растительного сырья, используемый в лечебно – косметических целях?

Ответ: Экстракт

3. Что такое скраб? Его назначение.

Ответ: Косметическое средство для кожи. Отшелушивающее, очищающее, регенерирующее, противовоспалительное.

2 группа – молочные продукты

1. Какой углевод – дисахарид молока необходим всем млекопитающим? Его значение для организма.

Ответ: Лактоза – молочный сахар. Обеспечивает развитие полезной микрофлоры кишечника.

2. Какие белки входят в состав молока?

Ответ: Казеин, альбумин, глобулин

3.Что такое сыворотка? Как она образуется?

Ответ: Жидкая фаза молока. Богата содержанием ценных веществ. Отделяется при нагревании кислого молока и выпадении белков в осадок.

«Пропуск» /профессия - повар, кондитер/

1 группа – «морепродукты»

1. Из какого основного вещества – полисахарида состоит покров ракообразных? Его значение.

Ответ: Хитин – пропитывается известью, твердеет, образуя внешний скелет ракообразных.

2. Какое вещество – полисахарид выделяют из морских водорослей? Необходим для производства желе, мармелада.

Ответ: Агар – агар

3. Что такое ламинария? Пищевое значение.

Ответ: Бурая морская водоросль (морская капуста) – источник иода и других хим. элементов.

2 группа – «грибы»

1. Какой углевод – полисахарид содержится в печени животных и в грибах, но не входит в состав растений? Его значение.

Ответ: Гликоген – животный крахмал, запасной источник глюкозы.

2. Какое вещество грибов не переваривается у человека, ухудшая их усвоение организмом?

Ответ: Клетчатка, пропитанная хитином

3. Что такое спорынья? Где встречается?

Ответ: Гриб паразит. Поражает зерновки культурных злаков.

Зараженное зерно ядовито.

II тур  Презентация исследовательских работ

Тема и содержание исследований:

 Тема: «Ассортимент, биохимия, экология товаров»  /профессия - продавец/

 1 группа – парфюмерно-косметические товары

1. Крупнейшие отечественные фирмы-производители

/виды продукции, назначение, новинки, товарный знак/.

2. Группы парфюмерно-косметических средств по назначению,

наименования товаров /классификация/.

3. Натуральное сырье растительного, животного происхождения,

синтетические химические компоненты.

    4. Назначения использования /по целям применения и характеру  

   действия на организм/.

  1.  Правила пользования и условия хранения.
  2.  Экологические проблемы /экологически чистое сырье, охрана

животных и растений; отходы парфюмерной промышленности,

использованные упаковки; синтетические добавки и аллергия;

контрафактная продукция; нормы потребления/.

 2 группа – молочные продукты

1. Крупнейшие отечественные заводы - производители

/фирменная продукция, новинки, товарные знаки/.

2. Группы и наименования молочной продукции.

3. Химические и биологические компоненты, их значение.

4. Непищевое применение молочной продукции.

5. Условия хранения и правила использования.

    6. Экологические проблемы /загрязнение ОС отходами  животноводства и    

    молокозаводов; болезни животных, зараженная продукция; утилизация  

    упаковочных материалов; химические добавки, загрязненная,

    недоброкачественная продукция, подделки/.

Тема: «Биохимия, экология и технология переработки

       пищевых продуктов»  /профессия – повар, кондитер/

 1 группа – «морепродукты»

1. Морепродукты, используемые человеком в пищу /классификация/

  1.  Наиболее ценные питательные компоненты, их значение.
  2.  Условия хранения и приготовления с учетом сохранения

пищевой ценности.

  1.  Деликатесы, морепродукты диетического и целебного значения.
  2.  Оригинальные блюда из морепродуктов.
  3.  Экологические проблемы /снижение численности и видового разнообразия; искусственное разведение; отходы перерабатывающих предприятий и общественного питания; накопление химических загрязнений в морепродуктах; паразиты морских животных, способы передачи и болезни человека.

 2 группа – «грибы»

1. Съедобные и несъедобные грибы /перечень, краткое описание/.

  1.  Химический состав, значение наиболее ценных компонентов.
  2.  Плесневые, молочные грибы, дрожжи, их пищевое значение.
  3.  Правила переработки грибов, технология сохранения пищевой

ценности.

  1.  Наиболее оригинальные блюда из грибов.
  2.  Экологические проблемы /хим. загрязнения грибов, опасность

    для человека; пищевые отравления, причины и профилактика; правила  

   сбора и заготовки; охрана видового состава, искусственное выращивание;  

   поражение растительных культур и пищевых продуктов паразитическими  

   грибами, причины, опасность для человека; хищные грибы на службе с/х/.

III тур «Витрина» /профессия-продавец/

1 группа – парфюмерно-косметические товары

Составить набор парфюмерно-косметических средств для использования во время летнего отдыха на природе для юношей и девушек.

Прокомментировать в рекламной форме.

2 группа – молочные продукты

Составить перечень молочной продукции для оформления витрины:

«Молочные продукты для детей от 3 –х до 7 лет»

Предложить рекламные элементы в оформлении витрины.

III Конкурс «Кафе» /профессия – повар, кондитер/

1 группа – «морепродукты»

Составить меню из 4-х блюд для завсегдатая кафе «Океан».

Предложить оригинальные элементы украшения блюда и сервировки стола.

2 группа – «грибы»

Предложите рецепты оригинальных блюд из грибов для участия в выставке «Профи – 2017» и элементы ее оформления.

                                           IV тур «Экология»

                            Товар – антиперспирант -  спрей (в баллончике).

1. По каким признакам можно определить, что данная продукция качественная (не испорчена и не является подделкой)?

Ответ: Дата изготовления и сроки годности; перечень ингредиентов; товарный знак фирмы; целостность, внешний вид  упаковки; запах.

2. Какое назначение имеет данная продукция и какое действие оказывает на организм?

Ответ: Асептическое, противовоспалительное, ароматизирующее, регулирующее потоотделение.

3. Какие экологические проблемы могут быть связаны с использованием данного товара?

Ответ: Утилизация упаковки, загрязнение атмосферы, истощение природных источников сырья, аллергии у человека.

                              Товар – йогурт питьевой.

1. По каким признакам вы будете судить о доброкачественности продукта?

Ответ: Вкус, цвет, запах, консистенция, отсутствие плесени, сроки годности, форма и целостность упаковки, перечень ингредиентов, товарный знак, производитель.

2. Какие условия хранения необходимо соблюдать для данного продукта?

Ответ: Хранить в прохладном месте, в закрытом виде; избегать попадания солнечных лучей не использовать после истечения срока годности.

3. Какие экологические проблемы связаны с изготовлением и использованием данной продукции?

Ответ: утилизация пластиковой упаковки; органическое загрязнение станочных вод и почв; отравление недоброкачественной продукцией; аллергии от синтетических добавок.

                            Рыба для приготовления рыбного блюда.

1. По каким признакам вы будете судить о качестве товара? Чем она может быть загрязнена или заражена?

Ответ:  спинка рыбы округлая, упитанная, плотная мякоть, твердая чешуя, красные плавники, яркие выпуклые глаза, запах свежий, мало слизи. Наличие сертификата.

2. Перечислите способы переработки рыбы с целью сохранения пищевой ценности продукта.

Ответ: варка, тушение, жарка, соление, маринование, сушка, консервирование, вяление, замораживание.

3. Факторы, которые приводят к сокращению численности, видового разнообразия и ареала распространения рыб. Пути решения проблемы.

Ответ: загрязнение воды химическое (орган. вещества, нефтепродукты, яды, твердые отходы, радионуклиды), тепловое, звуковое, посторонние виды вытеснения.

Искусственное разведение, охрана экосистем, борьба с браконьерством.

         

 Сбор грибов для приготовления любимого блюда для своей семьи.

1. Где и как вы будете собирать грибы?

Ответ: Не собирать: в городской черте, вблизи дорог и промышленных предприятий, химических захоронений, военных объектов.

Проверять по внешним признакам на съедобность, срезать острым ножом.

2. Предложите варианты технологии переработки и заготовки грибов с целью сохранения их пищевой ценности.

Ответ: варка, тушение, сушка, соление, консервирование, маринование, замораживание.

3. Какие пути решения проблем сохранения качества, численности и распространения грибов в природе?

Ответ: искусственное разведение, охраняемые экосистемы, очистные сооружения, обучение правилам сбора грибов.

4 Заключение

Увлекательность и вариативность, новизна и адекватность – важные критерии эффективности   организации проектно-исследовательской работы. Она не должна быть просто интересной и развлекательной. Она должна побуждать к творчеству, фантазии, выдумке, созиданию, сотрудничеству, самостоятельности, иметь практическую значимость, развивать такие качества как ответственность, предприимчивость, находчивость и порядочность, смелость и рассудительность.

Список использованной литературы

1. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/Авт.- сост. В.Г.Гульчевская, Е.А.Чекунов, О.Г.Тринитатская, А.В.Тищенко.- М.: АРКТИ, 2010.

Интернет-источники

1. Методические рекомендации для организации учебно-исследовательской деятельности школьников gorski.ru/documents/4.doc

 2. Памятка по организации проектной   деятельности в лицее. likt590.ru/students/pamyatka.pdf

3. Система оценки качества исследовательской    деятельности учащихся профессионального лицея. Важнова Е.Р. omgpu.ru/disser/download/autore...

4. Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии. Степаненко Л.В. festival.1september.ruarticles/501634/