Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа
статья

Ковалева Елена Павловна

Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. В статье приведен опыт работы по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа.

             Стратегия развития среднего профобразования предусматривает усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализацию содержания среднего общего образования. Одним из путей такого развития творческой личности будущего специалиста является учебно-исследовательская деятельность. Я являюсь преподавателем студентов первого курса, для которых, казалось бы, рано думать о высокой квалификации и конкурентоспособности. Но именно общеобразовательные дисциплины являются тем фундаментом огромного здания под названием высококвалифицированный специалист и самодостаточная, сформированная личность. Основой образования должны стать не только содержание учебных дисциплин, сколько способы мышления и деятельности. Поэтому одной из важнейших задач преподавания в целом, и преподавания физики в частности, является создание условий для развития и формирования у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Необходимо создание среды, способствующей самореализации обучающихся и повышению их познавательной активности.

  Соответствующие требования стандарты предъявляют и к подготовке преподавателя, у которого должны быть сформированы основные компетенции, в том числе «организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта». Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой части аудитории неважны и отметки. Каждый новый набор студентов год от года становится все более педагогически запущенным. Согласно психологическим исследованиям ШТУР по результатам 2021-2022 учебного года, студенты в большинстве своем имеют показатели ниже необходимого уровня развития. Испытывают трудности производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом, для создания полноценного участника учебно-исследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций. И это большой совместный труд, как самого студента, так и его наставника.

В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе, и хочу поделиться своим опытом.

Согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физика» обучающийся, активно используя учебно-исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеурочное время, сможет достичь необходимых учебных, личностных и метапредметных результатов.  

Необходимость совершенствования системно-деятельностного подхода к реализации программ СПО, ориентация на требования ФГОС СОО по формированию опыта применения методов и технологий организации учебно-исследовательской деятельности с учетом потребностей обучающихся, позволят развить такие общеучебные навыки, как: самостоятельное приобретение новых знаний, понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию и точку зрения, формулировать выводы и заключения.

Учебным планом определены УД общеобразовательного цикла, в рамках которых выполняются учебное исследование или учебный индивидуальный проект. Индивидуальный проект- особая форма организации образовательной деятельности обучающихся. Эта технология используется согласно требованиям ФГОС СОО. В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика» было предусмотрено 10 учебных часов в каждой группе на проектную деятельность как для специальностей, так и для рабочих профессий. Студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме внеаудиторной самостоятельной работы после ознакомления с методологией проектной деятельности. Предусмотрены обязательные консультации по выполнению проекта, особые стандарты оформления готового продукта. Хочу привести примеры удачных индивидуальных проектов по итогам 2020-2021 учебного года. «Исследование физических процессов в музыке» - Кожокару А.- О-11 группа, «Систематизация законов физики при занятиях спортом»- Озеров А. – О-11 гр., «Объяснение принципа действия фотокамеры через исследование физических явлений»- Кондратенко Д.- ТЗ-11 гр. При обсуждении и выборе тем для этих работ, учитывались личные увлечения студентов.  А выполнение поисково-исследовательских работ: «Проектирование системы: «Умный дом» - Тульских Н.- КС- 11 гр., «Анализ вредного влияния статического напряжения при выполнении сварочных работ» - Гаранжа Н. – С-21 гр., «Исследование технических составляющих и физических процессов в профессии тракториста- машиниста с/х производства» - совместный проект студентов ТМ-21 группы – Золотарь К. и Жилинского В. требовало от студентов применения не только профессиональных знаний.  Студентам предлагается подобрать себе материал, который им близок, выражает их интересы, хобби. В этом учебном году также запланированы и выполняются учебные проекты, но они остались только по специальностям, по направлениям рабочих профессий не предусмотрен такой вид учебной работы. Например: «Аналитическое исследование: Величайшие открытия физики» -Казанцев М. – О-12 гр., «Наблюдение и изучение принципа относительности в окружающей жизни»- Ковалев С. – О-12 гр., совместный проект студентов О-11 гр. Стрельцов В., Кузнецов А., Солодухин Д.- «Радиолокация в военном деле: сопоставление данных различных источников», Жерегеля И., Щербаков П.- КС- 11 гр.- «Полярное сияние в нашей Вселенной: систематизация количественных и качественных показателей». Лучшие проекты могут быть рекомендованы для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ студентов.

Проектная деятельность позволяет обучающимся развиваться в различных спектрах своей деятельности: познавательной, практической, научно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и т. п., приобретать ЗУН в процессе конструирования, планирования и выполнения усложняющихся практических задач.  Структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения. Ценность технологии проектного обучения заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности как основного средства профессионального развития студента. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия.

Используемая мною технология проектного обучения во время учебных занятий подкрепляется дополнительной развивающей обучающихся деятельностью и во внеурочное время.  Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник», члены которого принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней, углубляют и расширяют свои знания, развивают творческую активность при выполнении учебно-экспериментальных проектов, проблемно-поисковых исследовательских работ и т. п. Члены научного объединения регулярно принимают участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием «Росконкурс». Вот некоторые результаты:

2019-2020 уч. г. Гончаров В.- КС-11, Гарманов А.-КС- 21- 1 место в регионе «Воронежская область», 2020-2021 уч. г. Шмарин Д., Чекашов С. - КС- 21 гр. – 2 место в регионе, 2021-2022 Жихарев А. –КС- 21- 1 место в регионе, Рыбалка Н.- О-22- 1 место в регионе (1 семестр), Титовский С., Пшеничников А.- КС- 11 гр. (2 семестр)- ждем результат.  Раскрыть способности студентов, расширить их познавательный интерес, творческую активность, призваны учебно-исследовательские методы в форме выполнения творческих исследовательских проектов, докладов, рефератов. Успешным примером применения этого метода могу привести участие в научно-практических конференциях. Так, например, 2019-2020 уч. год: Забела А.- КС-11 гр. - Диплом 2 степени в колледжской научно-практической конференции с исследовательской работой на тему: «Газовые законы: математический аппарат физического понятия», Ермилов А.- ТЗ-11 гр. «Рациональное природопользование в нашем регионе» - сертификат участника.

Члены объединения регулярно принимают участие в муниципальном форуме «Одаренные дети»: 2019 г.-Пирогов Н. –КС- 11гр. – Диплом 2 степени «Разработка Web- сайта», 2020 г.- Крячко А. -КС-11 гр. – Диплом 2 степени «Создание электронного учебного пособия по физике» 2021 г.-  Рыбалка Н. О-12-.Диплом 1 степени «Исследование влияния транспортных средств на загрязнение окружающей среды», 2022 г.- Рыбалка Н- О- 22 гр. Диплом 2 степени «Экологическая безопасность использования мирного атома».

А также в региональных форумах: «Успех моей будущей профессии» 2019 г. Пирогов Н. – КС- 11 гр.- Диплом 1 степени, 2020 г.- Крячко А. – КС-11 гр. – Диплом 1 степени, 2021 г.- Рыбалка Н.- Диплом 1 степени., 2022 г.- Рыбалка Н.- О- 22 гр.- Диплом 1 степени.

Итогом такого рода совместной деятельности педагога и студента является участие в Международном форуме «Одаренные дети России» в г. Москва.

2019 г. – Пирогов Н.- КС- 11 гр. - Гран- при, 2020 г.- Крячко А.- КС- 11 гр.- Диплом 3 степени,

2021 г. Рыбалка Н.- О-12 гр.- Диплом 2 степени, 2022 г. – Рыбалка Н. -О- 22 гр. – ждем результат.

Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать условия для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов. А используемые мною технологии как в урочной, так и внеурочной деятельности позволяют достичь желаемого результата- становление самодостаточной личности будущего квалифицированного специалиста.

 Наряду с этим, нельзя не сказать о возникающих трудностях в организации данной учебно- исследовательской деятельности. Вначале своего доклада я упоминала о низком уровне мыслительных операций большей части наших обучающихся. Им не достает именно необходимых для исследовательской деятельности навыков: обобщать, выделять главное, строить логические цепочки, структурировать и формулировать выводы. Большая часть так называемых «ковидных» обучающихся, которые пришли после дистанционного обучения в школе, к сожалению, не имеют элементарных навыков учиться: быть своевременно и систематически готовым к уроку и выполнять домашнее задание, вести правильно записи в тетради и работать с научной литературой в виде учебника. Также возникают сложности с навыками публичных выступлений, чтобы принять участие в том или ином мероприятии необходима тщательная, кропотливая подготовка, включающая в себя репетицию очного выступления с учетом регламента. Направляющая деятельность преподавателя здесь состоит в том, чтобы грамотно и лаконично осуществить необходимую помощь в правильном содержании, формулировке, оформлении научной работы. Занимаясь этой деятельностью, невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться, в том числе и у своих учеников, в том числе и позитивному отношению к окружающей действительности. А главное для меня, как преподавателя и УЧИТЕЛЯ в большом смысле этого слова: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке

Презентация "Организация  проектно – исследовательской деятельности на уроке"ХиХимия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетв...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...

Методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа»

В методической разработке рассмотрены основные положения по организации учебно-исследовательской деятельности в колледже, проанализированы основные методы и алгоритм проведения исследования. Кроме тог...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов формирования навыков исследовательской деятельности  учащихся....

Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»

Научно-исследовательская работа обучающегося колледжа является одним из ключевых факторов развития и активного формирования профессиональных качеств специалиста, способного самостоятельно приобретать ...

Дневник по производственной практике "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

Дневник составлен для производственной практики «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», которая является частью профессионального модуля ПМ.04 «Методическо...