Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
статья по теме

Ванькова Ольга Анатольевна

В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов формирования навыков исследовательской деятельности  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

  В современном образовательном пространстве личностно развивающие  технологии побуждает педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых форм и методов обучения, которые формировали бы не просто общеучебные умения и навыки, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов, который позволяет  формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, применять полученные знания на практике. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проектная методика привлекла мое внимание несколько лет назад.

Один из первых авторских проектов – «Береза – символ России» -  был подготовлен учениками 7 класса. Изучая поэтические произведения, учащиеся размышляли о правомерности придания березе такой значимости. Таким образом, была поставлена цель: доказать, что береза является символом России посредством проектно-исследовательской деятельности.

Анализируя первый опыт, я пришла к выводу, что, во-первых, полученный результат был социально и практически значимым; во-вторых,  у ребят формируются коммуникативные, исследовательские и информационные   умения: слушать и находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, работать с информацией по каталогу, в Интернете, формулировать ключевые слова и понятия, структурировать и выделять значимую информацию, представлять ее в различных формах, а также творчески решать поставленную проблему.

Таким образом, проектная деятельность явилась эффективным условием формирования исследовательских навыков учащихся, поэтому следующий проект - «Снимается кино» (по мотивам произведения «Принц и нищий») - возник уже по их  инициативе. В процессе сотрудничества была  определены цель, структура проекта, составлен план исследовательской деятельности, намечены  сроки её реализации.  В связи с этим наметились  задачи проекта: формирование социальной компетенции через осуществление групповой работы; знакомство с профессиональными направлениями в области кинематографа; развитие творчества через создание собственного сценария.

В ходе работы над проектами была заметна потребность ребенка в самореализации: каждый ученик выбирал деятельность, соответствующую его личным интересам. Таким образом, проект создал условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретали знания из ряда источников, развивали коммуникативные, исследовательские навыки, работая в парах и группах.                        

Следующим шагом в развитии исследовательской деятельности учащихся стали индивидуальные проекты.

Индивидуальный исследовательский проект существенно отличается от групповых проектов. План работы над проектом выстраивается и отслеживается с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку он один отвечает за конечный результат; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта до итоговой рефлексии; у него формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).

Отличительная черта данного типа проектов – направленность на формирование самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Исследовательские проекты являются долгосрочными, их целесообразно проводить со старшеклассниками. Навыки самостоятельной деятельности, которые приобретают ребята, помогут им в высшей школе.

         На базе гуманитарной гимназии №20 в течение 5-ти лет реализовался проект «Зимняя зачетная сессия», который являлся промежуточным этапом контроля знаний учащихся старших классов. Для учеников профильной гуманитарной группы 11-х классов в качестве зачета была предложена форма индивидуального исследовательского проекта, результаты которого показали успешную реализацию данного вида работ. Презентации двух проектов были представлены на городской научно-практической конференции, а методический совет гимназии рекомендовал продолжить в следующем учебном году  использование такой формы зачета.

Таким образом, в процессе проектно-исследовательской деятельности педагоги и учащиеся учатся сотрудничеству и творчеству, формируются качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации в будущей профессии.

Литература:

1. Качурин,  М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М. Г. Качурин. -  М. : Дрофа,  1988. -  97 с.

2. Обухов, А. Н.  Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. Н. Обухов //   Народное образование. -  2004. -  №2. -  С.  146-151.

3. Сергеев И. С.  Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев.  – М. : АРКТИ,  2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке

Презентация "Организация  проектно – исследовательской деятельности на уроке"ХиХимия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетв...

Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...

Дневник по производственной практике "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

Дневник составлен для производственной практики «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», которая является частью профессионального модуля ПМ.04 «Методическо...

Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа

Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...