Статья в педагогическом колледже №1 Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
статья

Стародубова Марина Николаевна
УДК – 373.2.035.3 
М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова, 
МКДОУ «Детский сад № 5» 
(п. Первомайский, Коркинский район, Челябинская область, Россия) 
 
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
Рассматривается  опыт  педагогов  в  выстраивании  системы  воспитательно-образова-
тельной  работы  так,  чтобы  маленького  ребенка,  который  хочет  играть,  научить  тру-
диться. Анализируется положительная динамика в трудовом воспитании дошкольников с по-
мощью применения правильного подхода, использования методов и приемов работы, которые 
закладывают основу успешной трудовой деятельности во взрослой жизни. 
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовая деятельность, методы и приемы тру-
дового воспитания, приобщение к труду, совместная деятельность педагога и ребенка, гиги-
ена, порядок.  
 
Для каждого ребенка дошкольного воз-
раста  основной  деятельностью  является 
игра. Для нас педагогов огромный труд по-
строить  воспитательно-образовательную 
работу так, чтобы маленького ребенка, ко-
торый  хочет  играть,  научить  трудиться. 
Необходимо направлять его активность та-
ким  образом,  чтобы  сохранять  присущий 
этому возрасту интерес к игре и формиро-
вать у него потребность трудиться. Это тре-
бует  от  педагога  глубокого понимания  со-
держания задачи – сформировать у каждого 
ребенка 4-5 лет умения прилагать усилия в 
труде  (физические,  когда  требуется  что-то 
принести, и волевые, когда приходится за-
ниматься порученным делом, несмотря на 
то, что сверстники играют, зовут его играть) 
[6].  Важной  задачей  является  воспитание 
навыков  организации  своей  и  общей  ра-
боты,  готовить  заранее  все  необходимое, 
убирать  использованные  инструменты  по 
окончании работы, предварительно очистив 
их  от  грязи, приводить  в  порядок  рабочее 
место [7]. Самое главное, чтобы все задачи 
осуществлялись в тесной взаимосвязи, а не 
изолированно друг от друга. 
В нынешнее время проблема трудового 
воспитания встает очень остро, так как дети 
не только не хотят выполнять элементарные 
трудовые поручения, но и не хотят проду-
мывать свои действия.  
В работе с детьми среднего возраста пе-
дагоги строят свои требования так, чтобы в 
режимных процессах открывались возмож-
ности для постепенного приучения их дей-
ствовать  организованно,  уметь  выделять, 
что надо сделать сначала, что потом, почему 
надо делать в этой, а не в другой последова-
тельности [3]. Например, педагоги предла-
гают детям перед уходом на прогулку при-
вести  групповую  комнату  в  порядок,  или 
при умывании нужно сначала завернуть ру-
кава, чтобы не намочить их и только потом 
вымыть  руки  с  мылом  [4].  Именно  таким 
образом педагоги формируют и определяют 
у детей последовательность действий. Дети 
запоминают и действуют по заложенной пе-
дагогом последовательности действий.  
Для  детей  средней  группы  педагоги 
сформировали  логическую  последователь-
ность  действий.  Например,  чтобы  убрать 
игрушки в групповой комнате, дети должны 
понимать, что сначала нужно убрать стуль-
чики,  а  потом  разложить  игрушки  по  ме-
стам. Для того чтобы научить ребенка пла-
нировать свою деятельность, педагоги по-
казывают ему пример. Очень важно, чтобы 
ребенок  обдумал  свою  деятельность.  По-
этому педагоги предлагают детям вопросы: 
«Подумай,  как  ты  будешь  делать?  С  чего 
именно начнешь? Что тебе для этого пона-
добится?» [5].  
Сначала педагоги ориентируют детей на 
определение  последовательности  опера-
ций,  выполнение  которых  приводит  к  ре-
зультату, подают пример и разъясняют целе-
сообразность  такого  планирования;  позже 
ребенок сам начинает мысленно представ-
лять  себе  необходимую  последователь-
ность  действий,  а  также  предвидеть,  что 
ему  понадобится  для  их  осуществления 
М(инструменты, материалы). 
Cамым  значимым  является  оценка  до-
стигнутого  результата  с  точки  зрения  его 
важности  для  самого  ребенка  и  всей 
группы. Это оказывает существенное влия-
ние на развитие интереса к труду и форми-
рование мотивов деятельности. С целью их 
формирования очень важно продемонстри-
ровать ребенку связь между тем, что надо 
делать, и тем, для чего это делается, чтобы 
помочь  дошкольнику  осознать  пользу  его 
труда [1]. 
Мотивы,  побуждающие  ребенка  вклю-
чаться  в  труд,  развиваются  постепенно, 
наполняясь  нравственным  содержанием. 
Малышей  часто  привлекает  сам  процесс 
действий,  использование  нового  яркого 
оборудования.  Увлекаясь  процессом  дей-
ствий, дети легко теряют цель, переходят к 
предметным действиям [2]. 
Мотивом может стать будущая игра, вы-
зывающая необходимость изготовления ка-
ких-либо  игрушек  или  элементов  костю-
мов.  Желание  доставить  радость  друзьям, 
близким, научиться новым умениям, овла-
деть действиями с инструментами, новыми 
орудиями  также  побуждают  детей  вклю-
чаться в трудовую деятельность. 
Средства, которые педагоги используют 
для  трудового  воспитания  дошкольников, 
обеспечивают  формирование  достаточно 
полных представлений о содержании труда 
взрослых (например: уделяют внимание на 
работу  младшего  воспитателя,  повара, 
дворника и т.д.); о труженике, его отноше-
нии к делу; о важности труда в жизни обще-
ства;  помогают  в  обучении  детей  доступ-
ным им трудовым умениям и организовы-
вают разные виды труда с целью воспита-
ния в процессе деятельности положитель-
ного  отношения  к  труду  и  установления 
доброжелательных  взаимоотношений  со 
сверстниками.  
С помощью таких средств педагоги осу-
ществляют: 
1) ознакомление с трудом взрослых; 
2) обучаем навыкам труда, организации 
и планированию деятельности; 
3)  организуем  труд  детей  в  доступном 
им содержании [9]. 
В  нашем  педагогическом  процессе 
МКДОУ  «Детский сад  №  5»  все перечис-
ленные  средства  используются  в  тесной 
взаимосвязи,  дополняя  друг  друга.  Содер-
жание  работы  педагога  по  использованию 
этих  средств  значительно  усложняется  в 
процессе постепенного роста способности 
детей к овладению трудовыми навыками. 
 Педагоги МКДОУ «Детский сад № 5» 
п. Первомайского, Коркинского района про-
вели экспериментальное исследование тру-
дового  воспитания  посредством  наблюде-
ния и опроса. В исследовании были задей-
ствованы  дети  средней  группы.  Всего  в 
группе 24 ребенка. Целью опроса было вы-
явление особенностей отношения к труду и 
наличие у детей трудолюбия. 
Мы задали несколько вопросов детям: 
1. Нравится ли тебе трудиться, помогать 
или не очень нравится? 
2.  Расскажи,  как  ты  трудишься  дома. 
Что делаешь? 
3. Если мальчику или девочке говорят: 
«Ты  очень  хорошо  потрудился»  -  что  это 
значит, как ты думаешь? 
4. Если у тебя не получается какая-ни-
будь  работа  или  ты  устал,  что  будешь  де-
лать, как поступишь? [8]. 
В результате дети на перебой начинали 
рассказывать,  доказывали,  что  они  трудо-
любивые и как они любят трудиться. 
Чтобы  выявить  трудовую  воспитан-
ность  у  детей  группы,  педагоги  провели 
наблюдения за трудом ребят (в утренний от-
резок  времени,  на  прогулке,  вечером).  Ре-
зультаты  опроса  и  наблюдений  педагоги 
фиксировали в специальных листах, затем 
обобщили и представили в таблице. Педа-
гоги выделили три уровня развития трудо-
любия дошкольников: высокий, средний и 
ниже среднего. Данные критерии педагоги 
определили на основе учения Т. А. Марко-
вой [7]. 
Исследовалась средняя группа МКДОУ 
«Детский сад № 5» п. Первомайский, Кор-
кинского  района.  В  начале  года  в  данной 
группе  у  детей  был  выявлен  показатель 
ниже  среднего.  Дети  затруднялись  объяс-
нить  пользу  своих  трудовых  действий,  у 
них  не  развито  чувство  элементарной  от-
ветственности  за  порученное  дело,  не 
наблюдается постоянного интереса к труду. 
Как оказалось, на высоком уровне развития 
трудолюбия всего 15% детей, на среднем – 
17%, что, конечно же, недостаточно в сред-
ней группе. В ходе работы педагоги исполь-
зовали разные приемы и методы для повы-
шения уровня развития трудолюбия. Педа-
гоги использовали игровые ситуации «Оде-
нем  куклу  на  прогулку»,  «Накроем  на 
стол», «Причешем куклу», иллюстрации с 
алгоритмом  одевания  и  т.п.  Овладевая  по 
подражанию способами действий, ребенок 
начинает достигать результата в элементар-
ной  деятельности  (повесил  полотенце  на 
крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Посте-
пенно у ребёнка формируется способность 
к осознанию цели своих действий и связи 
между целью и результатом. Подобное осо-
знание  –  своего  рода  открытие  ребенком 
личных возможностей. Оно побуждает де-
тей  к  самостоятельным  действиям  («Я 
сам»).  Труд  по  самообслуживанию  позво-
ляет закрепить у детей интерес к этому виду 
деятельности,  желание  всё  делать  самим, 
проявлять  интерес  и  инициативность. 
Также педагоги использовали методы эле-
ментарных трудовых поручений, приучаю- 
щие их к систематическому труду, что фор- 
мирует привычку к аккуратности и опрят-
ности.   
В  работе  с  детьми  педагоги  использо-
вали наиболее эффективные методы и при-
ёмы: игровые ситуации, трудовые поруче-
ния, создание заинтересованности, исполь-
зование  художественного  слова  и  музы-
кального  сопровождения,  напоминание 
правил по технике безопасности при работе 
с ножницами, рассматривание схем с алго-
ритмом последовательности работы, показ 
с объяснением, динамическая пауза, прак-
тическая деятельность детей, ИКТ. 
Таким образом, на основе выявленных 
особенностей трудового воспитания детей 
среднего  дошкольного  возраста  педагоги 
построили систему работы с детьми, преду-
сматривающую разнообразные формы дея-
тельности, развивали у детей ценные каче-
ства: уважение к друг другу, взрослым лю-
дям, их труду, интерес к трудовой деятель-
ности. Так к концу года мы пришли к ре-
зультатам, представленным в таблице 1. 
Таблица 1 – Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников 
Критерии  Уровни  Начальный  Конечный 
Необходимо побуждение взрослых, чтобы ребе-
нок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном 
результате труда. В процессе труда легко отвлека-
ется от порученного трудового задания. 
Ниже  сред-
него 
58 %  13 % 
Ребенок стремится принять участие в труде. Мо-
жет  многократно  повторять  привлекательные дей-
ствия. Но в трудовых действиях необходимо эмоци-
ональное побуждение. Труд больше находит отра-
жение в игре. Ребенок понимает пользу своих дей-
ствий. 
Средний  17 %  34 % 
Интерес  к  труду  у  ребенка  стойкий.  Он  стре-
мится активно участвовать в реальных трудовых де-
лах. Имеется установка на результат, интерес к ре-
зультату, качеству работы. У ребенка сформировано 
понимание пользы своих действий, развито чувство 
элементарной ответственности за порученное дело. 
Высокий  15 %  53 % 
воспитание труд дошкольник 
Таким образом мы можем сделать вывод 
о том, что систематическая работа педаго-
гов и используемые методы и приёмы ра-
боты  с  детьми  являются  наиболее  эффек-
тивными в трудовом воспитании дошколь-
ников. Воспитывать в детях желание участ-
вовать в совместной трудовой деятельности 
наравне со всеми, стремление быть полез- 
ными  окружающим,  радоваться  результа-
там коллективного труда и есть цель каж-
дого педагога.  
Мы готовим ребёнка к тому, чтобы он в 
своё время – каким далеким бы нам оно ни 
казалось – мог смело вступить в самостоя-
тельную жизнь.  
Список использованных источников: 
1.  Бондаренко,  Т.  М.  Приобщение  до-
школьников к труду. Практическое пособие 
для  старших  воспитателей,  методистов. 
ФГОС / Т. М. Бондаренко.  – Москва :  М-
Книга,  2014.  –  208  с.  –  Текст  :  непосред-
ственный. 
2.  Комплект  плакатов  «Уголок  дежур-
ства дошкольников»: 4 плаката «Дежурный 
по  игрушкам»,  «Дежурный  по  занятиям», 
«Дежурный по уголку природы», «Дежур-
ный по столовой». – Москва : Гостехиздат, 
2016.  
3. Кудрявцева, Е. А. Наглядно-тематиче-
ский  комплект  «Освоение  детьми  раннего 
возраста культурно-гигиенических и трудо-
вых  навыков».  Алгоритм  в  картинках.  24 
цветные иллюстрации формата А4 на кар-
тоне / Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. – 
Москва : Мир, 2016. – 1226 c. – Текст : непо-
средственный. 
4. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание 
в  детском  саду.  Для  занятий  с  детьми  3-7 
лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. – Москва : МО-
ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с. – Текст : 
непосредственный. 
5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание 
дошкольников. Дидактические материалы / 
Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. 
– Москва : Вентана-Граф, 2016. – 236 c. – 
Текст : непосредственный.  
6. Литвинович, О. В. Совместная трудо-
вая деятельность в детском саду / О. В. Лит-
винович // Дошкольная педагогика. – 2010. 
– № 5. – С. 28 – 31. – Текст : непосредствен-
ный. 
7. Маркова, Т. А. Воспитание трудолю-
бия  у  дошкольников  /  Т.  А.  Маркова.  – 
Москва : Педагогика, 2010. – 156 с. – Текст 
: непосредственный. 
8. Программа «От рождения до школы». 
Примерная  общеобразовательная  про-
грамма дошкольного образования/ под ред. 
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васи-
льевой.  –  Москва  :  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 
2014. – 328 с. – Текст : непосредственный. 
9. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Бе-
седы с детьми о труде и профессиях / Т. А. 
Шорыгина. – Москва : Сфера, 2014. - 191 c. 
– Текст : непосредственный. 
 
Об авторах: 
Стародубова Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 5», п. Перво-
майский, Коркинский район, Челябинская область, Россия, e-mail: mdou5-korkino@mail.ru
Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 5», п. Первомай-
ский, Коркинский район, Челябинская область, Россия, e-mail: mdou5-korkino@mail.ru
 
Для цитирования: 
Стародубова, М. Н., Муратова, Е. В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / 
М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова // Дидакт. – 2022. – №2(10). – С. 74-77. 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий",

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкате...

Публикация статьи " Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал

Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания...

Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

Протокол  отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022»   Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Д...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...