Публикация статьи " Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
статья

Стародубова Марина Николаевна

Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста как приоритетное направление развития дошкольников на этапе первых трех лет жизни. Определены содержание, основные факторы для полноценного развития ребенка. Выделены сложные задачи, приведены основные формы и методы решения задач усвоения детьми сенсорных эталонов. Описана практика деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, сенсорное воспитание, образовательная деятельность. Педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении связана с детьми раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей [19]. В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые. В работах С.Л. Новоселовой [1], Э.Г. Пилюгиной [12], Э.Л. Фрухт [18] доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Исследователи А.В. Запорожец [16], Л.А. Венгер [4], А.П. Усова [16;17] сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель [19], М. Монтессори [9], а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева [14], А.П. Усова [16;17], считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни. Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности [1; 2; 3]. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах [13]: 1) является важной частью интеллектуального развития; 2) помогает ребенку развивать наблюдательность; 3) становится главным элементом в развитии психических процессов; 4) ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности; 5) помогает ребенку в усвоении 64 Журнал «Дидакт» 2021. №7 сенсорных эталонов; 6) словарный запас ребенка становится обширнее и богаче; 7) обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти. В начале каждого учебного года проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает, на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, только 8 детей из 20 умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому только 5 детей из 20 могут справиться с такой задачей [7;18]. Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (только 4 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Примерно 10 детей из 20 могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой мы считаем, выступает очень слабо развитая моторика рук. Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей. Принято считать, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы [13; 17]: 1) необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ; 2) необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье; 3) необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста. А что же такое сенсорное развитие? По нашему мнению, сенсорные ощущения могут быть разными: 1) осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину. 2) слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать; 3) зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 4) вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. 5) обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; Все сенсорные ощущения имеют значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения [14]. Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно–дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны [16]. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании [4]. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте. На своих занятиях в детском саду с детьми воспитатели на основе описания и знакомят с основными свойствами, например [8;12]: 65 1) цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; 2) форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 3) величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 4) звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; 5) элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д. Сенсорное воспитание детей осуществляется в разных формах работы: в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1; 2; 3]. При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности применяются: развивающие игры, конструирование, рисование, лепка, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку. Успехом у детей пользуются самостоятельно сделанные игровые пособия. Можно сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха, куда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговицы и многое другое. В практике деятельности МКДОУ «Д/с №5», ( Коркинский район, Челябинская область) в образовательной деятельности сенсорное развитие обеспечивается во время проведения режимных моментов: 1) назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины; 2) при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений; 3) во время умывания ознакомление со свойствами воды; 4) во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей. В самостоятельная деятельность детей: 1) применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх; 2) при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений Во взаимодействии с семьями детей реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает: 1) формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста; 2) оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка; 3) привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом. В практике работы названного детского сада в группах созданы сенсорные уголки для развития детей, которые предназначены: 1) для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); 2) стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности; 3) снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; 4) создания положительного эмоционального фона; 5) активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, в образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке в группах находятся: бизиборды, пазлы, мозаики, змейки, кубики, лабиринты, блоки Дьеныша, пирамидки, тактильные мешочки, шнуровка, матрешки, вкладыши, конструктор, лото, прищепки, счеты, а также пособия, изготовленные собственными руками. В группах используются сделанные своими руками сенсорная ширма, осьминоги, 66 Журнал «Дидакт» 2021. №7 бизиборды, тактильный коврик, изготовленный из фетра, различные бусины, липучки, пуговицы, молнии, резиночки, разноцветные ленточки, шнурки, пластиковые трубы, капсулы, маски, шпингалеты, геометрические фигуры, крючки. Анализ деятельности МКДОУ «Д/с №5» (Коркинский район, Челябинская область) позволяет отметить, что систематическая и плановая работа по данной проблеме находит решение в использовании дидактических, подвижных, развивающих игр, эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. При исследовании уровня развития детей [7;18] в МКДОУ «Д/с №5» наблюдается рост до 90 % в определении цвета, формы, величины, фактуры и других признаках предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; 18 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник; увеличилось количество детей, научившихся различать такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого (15 детей из 20); увеличилось количество детей, понимающих, как сложить разрезанную картинку (16 из 20), заметно улучшились результаты у тех, кто не мог собрать пирамидку ни в возрастающем, ни в убывающем порядке –17 из 20 детей. На этом основании следует сделать вывод о том, что у дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Список использованных источников: 1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – Текст: непосредственный. – Москва : Мозайка – Синтез, 2016. – 368 с. 2. На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1 / Под. Ред. Н.В. Микляевой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.– 128 с. 3. Программа воспитания и обучения «Радуга». – Текст: непосредственный. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 2016. – 345 с. 4. Венгер, Л.А., Венгер, Н.Б. Пилюгина, Э.Г. Под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1988. 5. Выготский, Л.С. Психология . – Текст: непосредственный. – Москва: ЭКСМОПресс, 2012. – 445с. 6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. – Текст: непосредственный.– Москва: Просвещение, 2006. – 458 с. 7. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. / Г. Н. Кобель . – Текст: непосредственный. // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783. 8. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – Текст: непосредственный. – СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 256 с. 9. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Текст: непосредственный.– Москва: АСТ, 2009. 10. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. – Текст: непосредственный. – Москва: Центр инноваций в педагогике, 2001. 11. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. – Текст: непосредственный. - Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 с. 12. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. – Текст: непосредственный. – Москва: Мозаика - Синтез, 2003. – 150 с. 13. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. И.В. Петровой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. 14. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. – Текст: 67 непосредственный. // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С.90-93. 15. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника. / Г. А. Урунтаева . – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15. 16. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1976 17. Усова, А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – Текст: непосредственный. – Москва,1965. 18. Фрухт, Э.Л., Пантюхин, Г.В., Печора, К.Л. Методы диагностики нервнопсихического развития детей раннего возраста. – Текст: непосредственный. – Москва, 2000. 19. Фребель, Ф. Воспитание человека. – Текст: непосредственный. Москва: Академия, 2000. Поступила: 18.03.2021 Об авторах: Стародубова Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район, п. Первомайский, Челябинская область, Россия, e-mail: elena-pervova82@mail.ru Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель, МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район, п. Первомайский, Челябинская область, Россия, e-mail: elena-pervova82@mail.ru Для цитирования: Стародубова М. Н., Муратова Е. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. // Дидакт. – 2021. – № 1(7). – С. 63-67

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия)

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста как приоритетное направление развития дошкольников на этапе первых трех лет жизни. Определены содержание, основные факторы для полноценного развития ребенка. Выделены сложные задачи, приведены основные формы и методы решения задач усвоения детьми сенсорных эталонов. Описана практика деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, сенсорное воспитание, образовательная деятельность. Педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении связана с детьми раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей [19]. В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые. В работах С.Л. Новоселовой [1], Э.Г. Пилюгиной [12], Э.Л. Фрухт [18] доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Исследователи А.В. Запорожец [16], Л.А. Венгер [4], А.П. Усова [16;17] сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель [19], М. Монтессори [9], а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева [14], А.П. Усова [16;17], считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни. Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности [1; 2; 3]. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах [13]: 1) является важной частью интеллектуального развития; 2) помогает ребенку развивать наблюдательность; 3) становится главным элементом в развитии психических процессов; 4) ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности; 5) помогает ребенку в усвоении 64 Журнал «Дидакт» 2021. №7 сенсорных эталонов; 6) словарный запас ребенка становится обширнее и богаче; 7) обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти. В начале каждого учебного года проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает, на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, только 8 детей из 20 умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому только 5 детей из 20 могут справиться с такой задачей [7;18]. Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (только 4 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Примерно 10 детей из 20 могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой мы считаем, выступает очень слабо развитая моторика рук. Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей. Принято считать, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы [13; 17]: 1) необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ; 2) необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье; 3) необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста. А что же такое сенсорное развитие? По нашему мнению, сенсорные ощущения могут быть разными: 1) осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину. 2) слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать; 3) зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 4) вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. 5) обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; Все сенсорные ощущения имеют значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения [14]. Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно–дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны [16]. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании [4]. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте. На своих занятиях в детском саду с детьми воспитатели на основе описания и знакомят с основными свойствами, например [8;12]: 65 1) цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; 2) форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 3) величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 4) звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; 5) элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д. Сенсорное воспитание детей осуществляется в разных формах работы: в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1; 2; 3]. При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности применяются: развивающие игры, конструирование, рисование, лепка, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку. Успехом у детей пользуются самостоятельно сделанные игровые пособия. Можно сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха, куда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговицы и многое другое. В практике деятельности МКДОУ «Д/с №5», ( Коркинский район, Челябинская область) в образовательной деятельности сенсорное развитие обеспечивается во время проведения режимных моментов: 1) назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины; 2) при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений; 3) во время умывания ознакомление со свойствами воды; 4) во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей. В самостоятельная деятельность детей: 1) применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх; 2) при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений Во взаимодействии с семьями детей реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает: 1) формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста; 2) оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка; 3) привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом. В практике работы названного детского сада в группах созданы сенсорные уголки для развития детей, которые предназначены: 1) для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); 2) стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности; 3) снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; 4) создания положительного эмоционального фона; 5) активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, в образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке в группах находятся: бизиборды, пазлы, мозаики, змейки, кубики, лабиринты, блоки Дьеныша, пирамидки, тактильные мешочки, шнуровка, матрешки, вкладыши, конструктор, лото, прищепки, счеты, а также пособия, изготовленные собственными руками. В группах используются сделанные своими руками сенсорная ширма, осьминоги, 66 Журнал «Дидакт» 2021. №7 бизиборды, тактильный коврик, изготовленный из фетра, различные бусины, липучки, пуговицы, молнии, резиночки, разноцветные ленточки, шнурки, пластиковые трубы, капсулы, маски, шпингалеты, геометрические фигуры, крючки. Анализ деятельности МКДОУ «Д/с №5» (Коркинский район, Челябинская область) позволяет отметить, что систематическая и плановая работа по данной проблеме находит решение в использовании дидактических, подвижных, развивающих игр, эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. При исследовании уровня развития детей [7;18] в МКДОУ «Д/с №5» наблюдается рост до 90 % в определении цвета, формы, величины, фактуры и других признаках предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; 18 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник; увеличилось количество детей, научившихся различать такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого (15 детей из 20); увеличилось количество детей, понимающих, как сложить разрезанную картинку (16 из 20), заметно улучшились результаты у тех, кто не мог собрать пирамидку ни в возрастающем, ни в убывающем порядке –17 из 20 детей. На этом основании следует сделать вывод о том, что у дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Список использованных источников: 1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – Текст: непосредственный. – Москва : Мозайка – Синтез, 2016. – 368 с. 2. На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1 / Под. Ред. Н.В. Микляевой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.– 128 с. 3. Программа воспитания и обучения «Радуга». – Текст: непосредственный. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 2016. – 345 с. 4. Венгер, Л.А., Венгер, Н.Б. Пилюгина, Э.Г. Под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1988. 5. Выготский, Л.С. Психология . – Текст: непосредственный. – Москва: ЭКСМОПресс, 2012. – 445с. 6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. – Текст: непосредственный.– Москва: Просвещение, 2006. – 458 с. 7. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. / Г. Н. Кобель . – Текст: непосредственный. // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783. 8. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – Текст: непосредственный. – СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 256 с. 9. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Текст: непосредственный.– Москва: АСТ, 2009. 10. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. – Текст: непосредственный. – Москва: Центр инноваций в педагогике, 2001. 11. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. – Текст: непосредственный. - Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 с. 12. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. – Текст: непосредственный. – Москва: Мозаика - Синтез, 2003. – 150 с. 13. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. И.В. Петровой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. 14. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. – Текст: 67 непосредственный. // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С.90-93. 15. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника. / Г. А. Урунтаева . – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15. 16. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1976 17. Усова, А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – Текст: непосредственный. – Москва,1965. 18. Фрухт, Э.Л., Пантюхин, Г.В., Печора, К.Л. Методы диагностики нервнопсихического развития детей раннего возраста. – Текст: непосредственный. – Москва, 2000. 19. Фребель, Ф. Воспитание человека. – Текст: непосредственный. Москва: Академия, 2000. Поступила: 18.03.2021 Об авторах: Стародубова Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район, п. Первомайский, Челябинская область, Россия, e-mail: elena-pervova82@mail.ru Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель, МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район, п. Первомайский, Челябинская область, Россия, e-mail: elena-pervova82@mail.ru Для цитирования: Стародубова М. Н., Муратова Е. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. // Дидакт. – 2021. – № 1(7). – С. 63-67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

Протокол  отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022»   Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Д...

ПРОГРАММА воспитательной работы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Тайшетский промышленно- технологический техникум на 2022 – 2023 годы

Необходимость создания программы воспитательной работы техникума вызвана конкретными потребностями стратегического развития  образовательного учреждения в рамках воспитания личности, способной вы...