Главные вкладки

    Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
    методическая разработка на тему

    Смагулова Алия Абаевна
    программа профессионального развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_professionalnogo_razvitiya.docx31.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС

    Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

    На первый план выходит личность студента, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен колледжа. Главная задача преподавателя, реализующего ФГОС – организовать деятельность студентов таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.

    Высокий уровень мотивации при обучении студентов, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для студентов видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если обучающийся не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность студентов, преподаватель  должен позаботиться о мотивах их деятельности.

    Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию, слушать осмысливать, запоминать и т. д. Учение, как утверждает Н. Ф. Талызина (1983), может иметь для ученика разный психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать,  для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию.

    Мотивы — это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление студентов учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников. Для того чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно-познавательные мотивы, преподаватель ставит перед группой учебную задачу, проблему. При этом перед обучающимися ставится вопрос — не «что», а «для чего необходимо» изучать тот или иной материал, т.е. практическая значимость. Личные мотивы обучающихся строятся на основе положений, связанных с исследовательским характером самой физической науки, с потребностями практики хозяйственной деятельности, а также со здоровьем человека. В традиционном обучении мотивация формируется извне на основе убеждений в необходимости учиться. Поэтому мотивы в этом случае занимают внешнюю позицию по отношению к учению. Для реализации целей современного образовательного учреждения в условиях перехода на ФГОС необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

    Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у студентов, которые они задают преподавателю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения. Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации, отражены в схеме № 1.

    Схема №1

    Радиальная диаграмма

    Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.

    Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

    1. обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности;
    2. сознательное отношение к усвоению материала;
    3. эмоциональный подъем;
    4. формирование познавательных интересов.

    Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, студенты должны быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как физически, так и психологически.

    Есть следующие способы мотивации, применяемые при обучении физики:

    Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность преподавателя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих обучающихся. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного преподавателя. Поведение преподавателя  на уроке, его речь, настроение, действия (вошел в аудиторию и сразу начал рисовать на доске, читает стихи, принес, свежую газету, и обращает внимание на важное событие, дает сразу команду открыть учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение преподавателя к своему труду, любовь к экспериментам, наблюдениям, исследованиям,  умение вовлечь обучающихся в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения физики обучающихся.

    В свете требований ФГОС к качеству обучения пока что, новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применять их можно и нужно в «ином свете». Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (частично-поисковый, исследовательский), побуждают студентов к активной учебной деятельности. Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у обучающихся, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы занятий для 1-2 курса: «Развитие взглядов на природу света», «Электрификация России» и др.

    Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике физики рассматривают как принцип, подход к обучению.  Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

    На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

    Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности обучающихся. В методике физики накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию самостоятельные и практические работы, различного содержания тексты, терминологический диктант, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. Применяются и способы самооценки достигнутых результатов обучения. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник – зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.

    Существующие учебники физики также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению физики. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. К каждому учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т.к. детям любопытно, какая информация может быть на нем.

    Особое внимание необходимо обращать на разъяснение обучающихся практического значения физических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. Например, провести следующие проекты: «Этапы развития конденсаторов», «Испытание сети нагрузкой», «Прибор для определения пробоя проводника», «Электромобили», «Установка пожарной сигнализации», «Развитие ламп», «Берегите свет!». Среди них можно выделить исследовательские, творческие, информационные и социальные типы проектов.

    Физика обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

    В опыте работы учителей физики накоплен богатый материал по ознакомлению школьников с профессиями, для которых необходимы знания физики. Практически на каждом уроке физики можно найти место для показа общественной значимости физических знаний и умений в современной жизни, подчеркнуть их социальную и культурную роль в обществе и одновременно раскрыть субъективную значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения.

    Физика как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную физическую картину мира, включающую природу планеты Земля. Само содержание физики, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивации учебной деятельности обучающихся.

    Таким образом, само содержание учебной дисциплины физика, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения обучающихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

    Учебный организатор как один из способов рефлексивного управления обучением.

    В статье описывается технология модульного обучения.Одним из подходов для перехода на модульное обучения является использования на занятиях учебного организатора....

    Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

    Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...

    Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста» Обобщение опыта преподавателя высшей категории Королевой Валентины Васильевны

    Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»Обобщение опыта преподавателя высшей категорииКоролевой Валентины Васильевны...

    Статья на тему "Мотивация как один из факторов повышения обучаемости в среднем профессиональном образовании"

    В научной литературе широко представлены характеристики учебной деятельности учащихся младшего школьного и подросткового возраста, их обучаемости, но недостаточно глубоко изучены особенности и условия...

    Статья на тему "Мотивация как один из факторов повышения обучаемости студентов"

    В научной литературе широко представлены характеристики учебной деятельности учащихся младшего школьного и подросткового возраста, их обучаемости, но недостаточно глубоко изучены особенности и условия...